С лёгкой руки Станислава Васильевича Невзорова в Северной Столице стал функционировать Центр Импортозамещения на Васильевском острове, который теперь получил среди горожан негласное название – «Галерея Третьякова». Оставив за собой методическое руководство, Станислав Васильевич смог найти Ключевую фигуру для руководства этим Центром. Популярность Галереи, а вернее, Галерей Третьякова возрастает с каждым днём!
И это не расхожие слова, а констатация факта. Олегу Третьякову удаётся создать такую атмосферу благоприятствования и комфорта, когда достигается наивысшая результативность Научного потенциала! Посещая каждое новое мероприятие, можно с удивлением отметить, что удаётся встретить по-настоящему интересных, думающих, энергичных руководителей. Сейчас принято говорить «руководитель нового типа», мы бы сказали по-другому. Интеллигентная манера, свойственная Невзорову, и практическая хватка, характерная Олегу Третьякову, смогли возродить тот стиль научного аристократизма, который отличал Северную Столицу с первых дней основания нашего Города на Неве.
Если в первых числах февраля этого года мы смогли познакомиться с такими интересными руководителями, как Николай Белозёров и Татьяна Якиманская, то, как поётся у Высоцкого, «не пройдёт и полгода». Не прошло не только полгода, но даже декады, когда удалось увидеть заинтересованных учёных, опытных администраторов, бизнесменов, которые на одной площадке высветили свои взгляды с разных сторон на кадровую политику.
Таким обвораживающим открытием Научно-практической конференции стало появление на Административном небосклоне Санкт-Петербурга – Золотова Алексея Александровича… Это как раз тот случай, когда фамилия удивительно подходит человеку. Он был не формальным, а фактическим лидером, проявляя предельную бодрость духа, способность анализировать каждое выступление. Знаменательно, что была возможность обозначить свою позицию и участникам семинара.
Справедливое замечание одному бизнесмену высказала Валентина Владимировна Карпущенко относительно его вольной интерпретации бюджетного образования в ВУЗ-ах. Если бизнесмен настаивал на увеличении бюджетных мест в том же строительном секторе, но старался придерживаться точки зрения Станиславского о том, что пусть из 100 учеников выйдет хоть один достойный, то она ему возразила. И здесь следует полностью согласиться с мнением Валентины Владимировны, которая является главным специалистом научно-методического управления ГУ «Генплана» Санкт-Петербурга. Да, бизнес сегодня должен принимать взвешенные решения.
Посетив заседание секции Строительной механики и надёжности конструкции в Доме учёных, до начала секции столкнулись с таким курьёзом. Одного учёного до Дома учёных подвёз таксист, с которым он разговорился и выяснил, что шофёром работает недавний выпускник Кораблестроительного ВУЗ-а… Учёные стали шутить, что предвесенняя распутица где-то частично даёт специалисту в области корабельного мастерства почувствовать себя покорителем водной стихии, но сама-то ситуация крайне печальная… И в экономическом, и в политическом смысле. И здесь, наверное, надо особенно брать под контроль работу транспортного бизнеса. Потому что должны соблюдаться паритетные отношения. То мы видим в транспортном секторе тех водителей, которые не знают не только Правил дорожных, но и русского языка. А с другой стороны использовать в такси молодых людей с инженерным образованием? Это тоже недопустимо! И это при том, что в городе острейший дефицит инженерных кадров.
Вот об этом-то, об ответственности бизнеса и поставила вопрос Валентина Владимировна. Если говорить в целом о докладах, то порадовало, что Чернейко Дмитрий Семёнович – Председатель Комитета по труду и занятости, отказавшись о традиционной презентации, где, видимо, было немало цифр, схем и т.д., решил рассказать человеческим языком. Более того, он внимательно отнёсся к пожеланиям, высказанным в его адрес о том, что нужно ШИРЕ использовать Блокадный опыт, когда учитывалась каждая трудовая единица. В послевоенный период были созданы Трудпромы, которые обеспечивали учреждения города уборщицами, гардеробщиками, смотрителями. Например, по материалам, собранным сотрудниками газеты «Поддержка Президентских реформ», в Северной Столице имеется около сотни тысяч охранников, которых можно было бы перепрофилировать на другой производственный сектор, предоставив эти рабочие места пенсионерам и инвалидам, которых в Северной Столице свыше одного миллиона человек. Уровень автоматизации и компьютеризации сегодня, допускаемый при охране, вовсе не требует высоких физических усилий, достаточно следить за монитором, а в форс мажорных ситуациях пользоваться тревожной кнопкой.
Именно об этом, а ещё и о трудоустройстве подростков удалось в кулуарах Конференции побеседовать с Марией Эдуардовной Лабай из Отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки. От неё мы узнали, что, начиная с 14-летнего возраста, подростки с удовольствием включаются в общественно-полезный труд. Значит, и здесь есть целевая аудитория, которая может быть вовлечена в трудовой процесс.
Самым обнадёживающим был доклад Сергея Аркадьевича Евтюхова из ГАСУ. Он вселил в участников тот необходимый оптимизм, которого многим участникам не хватало. До этого многие учёные, поднимавшиеся на трибуну, жаловались на то, что приходится для защиты диссертаций ездить в другие регионы, что замечается нехватка кадров, недостаток оборудования, низкие зарплаты… Сергей Аркадьевич сослался на своего ученика, который выступал ранее и которого Золотов пригласил участвовать в Рабочих группах. Да, таким учеником можно гордиться: молодой, амбициозный, стремящийся к преобразованиям в ЖКХ и автодорожном хозяйстве.
Но зал буквально взорвался аплодисментами, когда Сергей Аркадьевич поведал и о другом своём ученике, которому 28 лет, он занимается успешно наукой и имеет заработок 150 тысяч рублей в месяц.
- Да, защиты диссертаций происходят в других городах, но у нас и Ростовом и с Новосибирском, и Нижним Новгородом налажены контакты! Не вижу в этом сложностей!
После окончания семинара, который прошёл дольше, чем ожидалось вначале, так как были бурные обсуждения каждого доклада, мы подошли к Сергею Аркадьевичу. Как это иногда можно наблюдать, оратор порой с трибуны ратует за полную демократизацию отношений, но по факту бывает излишне высокомерен, заносчив…
Наше восхищение Сергеем Аркадьевичем достигло высшей точки, когда мы подошли к нему, чтобы пообщаться, обсудить некоторые вопросы. Уже наступил глубокий вечер, тем не менее профессор продолжал острить, оказавшись, на редкость, обаятельным собеседником. И нам подумалось:
- Конечно, он, как магнит притягивает к себе энергичных, зажжённых изобретателей!
На следующий день, как мы уже отмечали, было заседание в Доме учёных. Две аспирантки знакомили со своими исследованиями. Одна – первый год обучения, другая готовилась к защите. Если к аспирантке первого года у нас в принципе не было строгих вопросов, потому что она проявляла некоторую активность, выходила к доске, чертила мелом пояснительные формулы, то «без пяти минут кандидат» производила грустное впечатление. Девушки были из одного ВУЗ-а, который мы не называем, потому что в данном случае этому прославленному учреждению они вряд ли принесут заслуженную славу. И вот почему. Обе работы предполагают чисто теоретическое умствование, хотя изобилия теоретического массива представлено не было. Не фигурировал даже и список литературы. Но и это не главное. Когда стали учёные аспиранткам задавать вопросы, то Председатель секции – профессор Юрий Лазаревич Рутман, со свойственным ему научным темпераментом, стал пояснять, что аспирантка четвёртого года обучения имела в виду. Слушатели секции закономерно обратились к ней самой, ведь научная степень будет присваиваться ей, а не Юрию Лазаревичу! Понятно, что ВСЕМ известно о глубочайших знаниях Рутмана, но ведь он трудится в другом ВУЗ-е и не будет водить её за ручку и во время защиты и по дальнейшему научному поприщу. После огнестрельной аргументации Юрия Лазаревича слово взял… непосредственный руководитель этой аспирантки. Сама она ретировалась от ответов на вопросы.
Какой напрашивается вывод? Аспирантура – это дорогостоящая бюджетная процедура. Может быть нужно больше практиковать соискательство? Когда к защите будут подходить те, кто горит своим делом, как ученики Сергея Аркадьевича из ГАСУ? Зачем в науке балласт? Вспоминается выступление на Форуме Стратегов Томского Губернатора – С.А. Жвачкина, который занялся анализом кандидатских и докторских диссертаций, которые он просмотрел в Отделение РАН, и просто ахнул. Настолько они, по его мнению, отличались мелкотемьем и оторванностью от жизненно необходимых задач.
На Конференции в Центре Импортозамещения прозвучало много весомых докладов, таких как выступление зав. Кафедрой «Мосты» - Смирнова Владимира Николаевича из ГУПС-а, свежо прозвучало и Донесение (по-военному чёткое) депутата ЗАКС-а Санкт- Петербурга – Алексея Юрьевича Палина. Проводя системный анализ двух дней работы – на Конференции на Васильевском и Семинаре на Дворцовой набережной, наверное, напрашивается вывод, что Золотов мог бы эту синергетику высветить в ключе золотников. То есть? Сегодня необходимо по крупицам собирать позитивный потенциал. А, наверное, совсем не лишним будет обсуждение тем намечаемых диссертаций на таких вот Конференциях! Задолго до поступления в аспирантуру, такой претендент на такой конференции должен будет убедить Высокое собрание в том, что ЦЕЛЕСООБРАЗНО бюджетное финансирование расходовать на такие работы, когда после трёх лет обучения аспиранту и сказать –то нечего! Тема диссертации должна быть выстрадана бессонными ночами, обсуждена среди студентов, профессоров… Например, этой аспирантке четвёртого года был задан вопрос:
- А у Вас имеются научные статьи по этой теме?
- Нет,- сказала она.
В это время её руководитель стал ей ожесточённо жестикулировать. Тогда она выдавила из себя:
- У меня будут статьи… К защите они появятся…
Казалось бы, ну что такое аспирантура? Ведь стипендия – мизерная. Допустим. Но минимальные 5 тысяч рублей в месяц выливаются в 60 тысяч рублей в год. Почти двести тысяч рублей за три года. Не считая процесса обучения, зарплаты преподавателям, научному руководителю. До начала Семинара руководитель сказал:
- Получил грант на эту работу, вот из суммы гранта приходится выкраивать деньги на приглашение членов совета из другого региона… Минимум на одного приглашённого потребуется 50 тысяч рублей…
То есть одна такая кандидатская, даже теоретическая, обходится государству, как минимум в 500 тысяч рублей.
На Деловом завтраке, который проводил Центр Импортозамещения с представителем Администрации Крыма – Станиславом Шулиным, он сказал, что в Крыму рассчитывают на ОНФ.
Наверное, и в Северной Столице защиту кандидатских и докторских диссертаций нужно проводить (в случае аспирантуры и докторантуры) через проект Антона Гетты «За честные закупки». Ведь и в науке должна быть сегодня честность. Вадим Нуждин – активист ОНФ предлагает использовать Девиз своей юности – «Никто кроме нас». Наука сегодня нуждается в методе ВДВ, где смелость, научный успешный прорыв необходимы, как никогда. Думаем, что Золотов с этим справится, с реформированием процессов управления.
Ершов Павел Георгиевич,
Томановская Валентина Владимировна
газета "Поддержка Президентских реформ" |