Суббота, 16.11.2024, 06:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 155
Гостей: 155
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 22 » НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ В РЕШЕНИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕБУСОВ
23:31
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ В РЕШЕНИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕБУСОВ

фото

«Коня, коня! Полцарства за коня!»

Вильям Шекспир

В статье, представленной на Международной Конференции по Начертательной геометрии, рассматривалась связь иппологии и Начертательной геометрии. По мнению авторов указанной статьи, иппология может стать ассоциативным началом для пристального изучения такой древней науки как Начертательная геометрия.

Сегодня мне хочется представить всем хорошо известную Начертательную геометрию, знакомую многим по занятиям в вузе, с другой стороны. Раскрыв, если так можно выразиться, РОМАНТИЧЕСКИЙ потенциал этой дисциплины, с которой сегодня отчаянно воюют самые отпетые авантюристы в угоду криминалу. В качестве примера я решила взять состояние «разгаданности» археологических ребусов.

Однажды мне попала в руки книга Павла Григорьевича Талалая «Начертательная геометрия на примерах». Помню, как я пристально стала вчитываться в издательские данные и аннотацию.

 

«Учебник для ВУЗов. «Начертательная геометрия на примерах», Автор: Талалай Павел Григорьевич, 288 стр., серия:"Учебное пособие", издатель:"BHV-Санкт-Петербург",

Книга посвящена изучению одной из базовых дисциплин технического образования - начертательной геометрии. Рассматриваются способы и методы выполнения изображений различных объектов при помощи ортогонального проецирования, решения задач начертательной геометрии, как традиционным методом, так и в виде определенного алгоритма, основанного на формальной логике. Приведен теоретический и практический материал, позволяющий не только изучить теорию получения изображений, но и в пошаговом режиме решать типовые задачи. Весь теоретический материал, а также примеры решения задач проиллюстрированы. Рассматривается современная система обозначения проекций. Книга рассчитана для студентов и преподавателей технических вузов и техникумов».

 

Сразу почувствовала, что-то мне определённо понравилось, но что именно? Перечитав аннотацию ещё раз, я поняла, ЧТО показалось мне необычным среди сотен других учебников и книг на эту тему. И я опять прочитала заинтересовавшую меня фразу:

 

«решения задач начертательной геометрии, как традиционным методом, так и в виде определённого алгоритма, основанного на формальной логике».

 

И эта книга стала моим надёжным товарищем в решении многих вопросов. Потом я познакомилась и с другими работами Павла Григорьевича! Почему? Потому что это были те книги, которые помогают по-новому взглянуть на литературных персонажей и раскрыть те исторические ребусы, которые многие годы казались далёкими от привычного понимания. Увлекаясь с детства исторической литературой и проблемами искусства, часто ловила себя на мысли о том, что писатель и художник зачастую уводят читателя в ложные лабиринты. Недавно профессор истории Лапин Владимир Викентьевич, выступая с докладом в Доме учёных Санкт-Петербурга, заявил, что историки могут только условно воспроизводить историю, потому что якобы свидетелей нет. Коллеги возразили ему:

 

- А как же предметы материальной культуры? Посмотрите на люстру, которая висит в этом зале! Обратите внимание на то, что среди декоративного орнамента изображены головы баранов! Значит, мастеры древности могли выразить своё отношение к владельцам дворца?

 

Так получилось, что приблизительно через неделю после этой лекции в Дубовом зале Дома учёных мне довелось побывать на экскурсии в знаменитом Доме Бажанова, расположенном по адресу ул. Марата д.72. И опять я заметила люстру, на которой были те же миниатюрные головы баранов... Конечно, купеческий дом был с претензией на изысканность, но от Дома учёных (Дворец Князя Владимира) он разительно отличался. Историк Лапин утверждал, что «нам ничего неизвестно о простых людях прошлого…»Так ли это? Дворец вельможи и купца, а рукою народного умельца было спроецировано предсказание незавидного будущего. Купец Бажанов в 1908 году решил увековечить себя прекрасным особняком, а уже в 1916 году он продаёт этот дом… Об этом я узнала позже, но проходя анфилады пышных комнат, рассматривая камины, украшенные аляповатыми изразцами, мне бросились в глаза неестественность и фальшь обстановки. Эта недолговечность бравурности мною высчитывалась на основании тех задач, которые я освоила по учебнику Павла Талалая… Да, да, казалось бы сухие, как многие считают, примеры по Начертательной геометрии помогают заниматься прогнозом, близким к предсказанию.

Почему же Ричард Третий произносит столь пафосно:         

 

"A horse, a horse! My kingdom for a horse!»

 

Как мы видим, перевод Я.Г. Багрянского, сделанный им в 19 веке, не совсем точно выполнен. Некоторые переводчики наивно полагают, что Король Ричард Третий, потеряв коня на поле боя, готов отдать не полцарства, а ВСЁ царство за коня. Проанализируем этот пассаж с точки зрения примеров, изложенных в книге Павла Талалая. Ричард Третий погиб в возрасте около 33 лет… Он был одиннадцатым ребёнком в семье, но единственным продолжателем рода. В 1485 году 2 августа он погиб, сражаясь до последнего… Что же означала его фраза, которая его увековечила? Понять её смысл мне помогла другая книга Павла Григорьевича Талалая об инженерной графике… Символично, что в марте 2015 года в Лондоне П.Г.Талалай выступит с научным докладом, в год 530 годовщины со дня гибели Ричарда Третьего! А недавно учёные при помощи компьютерно-томографической визуализации изучили останки бесстрашного короля, установив, что он получил 11 ранений. Он был одиннадцатым ребёнком и получил 11 ударов оружием. Так что же означало слово Хорс во времена Ричарда? Это – Небесный Конь, который считался покровителем воинов. Он действительно произнёс эту фразу перед своей кончиной, но писатели, а уж тем более переводчики нередко не способны понять значение приводимых ими исторических выражений. А означало это следующее:

 

- Мой Конь, Мой Бог! Мой Царственный Дом переходит Богу!

 

Ведь повторяя дважды слово Хорс, Ричард каждый раз вкладывает в это слово разный смысл. Окружённый врагами, а вернее, предателями он говорил это им, что он отдаёт свою жизнь, в которой заключался и символ королевской власти, не врагам, а Богу Рыцарской чести! Потому что Конь (Небесный покровитель) олицетворял Высшую честь.

Многие литературоведы, а затем и коммерсанты в последующие столетья пытались утверждать, как дорого ценился конь в те времена. А некоторые даже утверждали, что это была лошадь английской породы, которая в тот период времени не была ещё сформирована. Убийством Ричарда Третьего завершилась война Белой и Красной розы…Незадолго до этого сражения «случайно» погибает супруга Ричарда Третьего, который был из рода Плантегенетов. Плантегенет – цветок Дрока, символ этого рода. Более пяти веков археологи искали могилу Короля Ричарда Третьего, нашли её, изучив останки с помощью компьютерных технологий и медицинской экспертизы.

Несколько лет назад в скачках на ипподроме Сольвалы в Швеции участвовали лучшие рысаки мира, один из них был по кличке Плантегенет, словно напоминая о знаменитом коне Английского короля из династии Плантегенет. Растение дрок, известное со времён Вергилия издавна применялось в медицине, в том числе при маточных кровотечениях и считалось символом родовитости. Желтый колючий кустарник дрок внешне похож на жёлтую акацию –символ  Австралии.       

Итак, книги Павла Григорьевича помогли мне, а, возможно, и другим читателям его талантливых работ понять смысл далёких исторических событий. Например, некоторые историки с «восторгом» перечитывают «исторические» надписи на стенах. Но сегодня многие умышленно портят исторические здания в Северной Столице, нанося всякие пошловатые изображения и надписи, не имея к созданию архитектурных шедевров ни малейшего отношения. Рассмотрим с точки зрения методов, предложенных Павлом Талалаем, некоторые особенности развития Австралии. Приведём несколько ссылок исследователя Алана Мурхеда из его замечательной книги «Дорога через безмолвие».

 

«Спустя несколько дней, отойдя на 120 миль от базового лагеря, путешественники столкнулись с огромной толпой человек в четыреста – такого скопления аборигенов им ещё не доводилось встречать. Мужчины были атлетического сложения, без племенных шрамов на теле, с целыми зубами. Испугавшись вначале при виде лошадей, они потом повели себя крайне дружелюбно, одарили путников утками и лепёшками, налили воды в корытца из коры и напоили лошадей. К сожалению, беседа с ними похоронила надежду Стерта найти море: аборигены утверждали, что дальше вода начинает убывать и на востоке нет ничего, кроме пустыни, действительно, проехав немного в этом направлении, Стерт оказался среди болот, за которыми опять просматривалась рыжая плоская равнина…»

 

Что нас может удивить в этом отрывке с точки зрения Начертательной геометрии? Почему 400 человек, рослых и сильных, хотели «бежать без оглядки», завидев всадников, которых было не более десяти. Здесь мы видим, что самонадеянный Стерт даже не удосужился узнать, ПОЧЕМУ местные жители смертельно испугались лошади? И лошади ли они испугались или всё-таки Полканов, как говорили греки – Кентавров, полулошадь (полуконь) – Полконя, Полкан, то есть Скифов, которые были великолепными наездниками? Стерт искал море. И хотя местные жители его заверили, что моря нет, он всё-таки отправился дальше, убедившись, что они были правы.

Итак, мы рассмотрели предсмертное высказывание Ричарда Третьего, вспомнившего о Коне. Увидев всадников, четыреста человек сначала хотели бежать, а потом «вручили дары». Следовательно, Конь был сакральным животным. Хорс – древнее Божество славян и викингов, не расстававшихся с конём. Потомки современных британцев, как считается, появились на Британских островах после прибытия сюда римских легионеров, которые были пешими воинами. Для британцев лошадь была завезённым животным, как и для Австралии в 18 веке. Однако этого нельзя сказать о местном населении, передававшим устные легенды из поколения в поколение о Всадниках – полубогах, которых нужно «задаривать».

Австралия не является благоприятной страной для коневодства, как, впрочем, и Англия  (см. ст. об иппологии и Начертательной геометрии). Приведём снова слова Алана Мурхеда:

 

«Дорога до Форт-Грея уготовила им самые тяжкие испытания за всё время экспедиции. Задул свирепый горячий ветер; ртуть в термометре поднялась до отметки 53 °С, и прибор, не выдержав, лопнул; лошади стояли понурив головы, «птицы смолкли, листья сыпались с деревьев так, словно поднялась снежная метель. Я боялся, что вот-вот загорится трава». Когда ослабевшие животные стали спотыкаться и падать, Стерт и Стюарт решили оставить спутников, а самим сделать рывок до Форт-Грея и вернуться с подкреплением. На последнем этапе до базового лагеря они не слезали с лошадей пятнадцать часов».

 

Не трудно догадаться, что незадачливым путешественникам крайне не хватало в тот период времени учебников Павла Григорьевича Талалая по Начертательной Геометрии и компьютерной графике, а также и трёхтомника по иппологии Николая Вячеславовича Зеленевского. Трудно поверить, что можно скакать 15 часов, не слезая с седла, при этом в условиях пустыни, когда у них кончилась вода. А между тем этот автор считается «основоположником» научной литературы по страноведению. Но нас в данном случае интересует другое. Тот же Аллан Мурхед пишет:

 

«Огромной популярностью пользовались скачки, особенно розыгрыш Мельнбурского кубка».

 

Можно ли доверять этому автору, который утверждал:

 

«К 1860 году Мелбурн окончательно обрёл вид солидного города. Он живописно раскинулся на берегах реки Ярры...В Королевском театре на 4000 мест…»

 

Не будем сейчас рассуждать о театре, хоть эпиграфом и взята цитата из драмы В. Шекспира, поговорим, что нам показывает проецирование событий того времени? «Знаменитый» Мельбурнский кубок был основан в 1861 году, то есть через год после описываемых событий. Его «чрезмерная» популярность составляла тогда участие 17 жокеев. Что по сравнению с ипподромом в Пятигорске – просто будничные заезды. Кстати, недавние соревнования в Швеции с участием Платогенета, пришедшим четвёртым, тоже представляли состязания всего-навсего, как указано в аншлаге – «в 8 голов», потом одна «голова» сошла с дистанции. Вообще, роман Майн Рида «Всадник без головы» был политическим памфлетом тех времён. Так как на соревнованиях наездник считается «безголовым», безбашенным,  как у нас сейчас «модно» говорить. Так когда же Мельбурнский кубок приобрёл свою национальную популярность? Чуть позже, в 20-е годы ХХ века… Когда и почему? Потому что во многих «исторических» мемуарах появились «воспоминания», что был массовый заплыв коней, оставленных казаками, которые переправлялись на корабле в Константинополь во время Гражданской войны. Так ли это было в действительности? С большим уважением отношусь к творчеству Олега Газманова, но его песня «Есаул» грешит некоторыми неточностями. Конное поголовье Казачьего войска было погружено на грузовые корабли и отправлено по трём адресам: в Австралию, в Индию, бывшую в тот период колонией Британии, и в США. Верными были слова Газманова в следующем:

 

Твой последний конь,

Дьявол и огонь,

За тобой всегда готов был в бой!

 

Да, тем же австралийцам мечталось, что Конь для России будет последним. Тем не менее, конники из России победили в 2014 году на конных соревнованиях в Польше, став чемпионами мира, и смогли завоевать знаменитый Кубок Каира тоже в 2014 году. В этом году в рамках Международной интернет-конференции удалось познакомиться с научной точкой зрения учёного из Софийского университета, это – Тачев Момчил Тодоров.

Готовя материалы для дальнейшего научного диалога с ним, вновь обратилась к учебникам Павла Григорьевича Талалая, стараясь совместить их с экспериментальным базисом Михаила Алексеевича Старовойтова. И здесь я решила по-новому взглянуть на исследования египтолога Мохаммада Закарии Гонейма. В его книге «Потерянная пирамида», помимо многих математических данных меня заинтересовало следующее:

 

«Затем мы обнаружили нечто такое, что буквально перенесло нас в далёкое прошлое: следы отдельных простых людей, оставленные на египетском царском памятнике. То здесь, то там на стене виднеются рисунки красной охрой или сажей, сделанными древними строителями в минуты досуга. Это изображения людей, животных и лодок… А вот безошибочно точные изображения львов».

 

Чем мне помогли учебники Павла Григорьевича? Выстраивать логическую цепочку размышлений. О чём? Благодаря построению исторических ретроспектив, удалось разгадать загадку строительства пирамид в Египте. Почему к этой тайне удалось приблизиться максимально близко? Побеседовав однажды с инженером Григорием Павловичем Талалаем о традиционных строениях местных жителей Севера и сравнив эти рассказы с его фотографиями по результатам посещения Египта, получила возможность иметь убедительную компиляцию. Правда, следует сказать, что эти открытия мне посчастливилось осуществить только благодаря Галине Васильевне Талалай, которая является Хранительницей семейных интеллектуальных реликвий семьи Талалай – потомственных учёных. Об этом я расскажу в следующей статье. И тогда читатели узнают о новых учебниках Павла Григорьевича Талалая и о тех неисчерпаемых возможностях, которые они дают внимательному читателю.

Томановская В.В.     

 (продолжение следует)

 

 

Просмотров: 537 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика