В преддверии конференции «Безопасность на транспорте» нужно в очередной раз изучить возможности Начертательной геометрии. Знаменательно, что данная Конференция проходит в юбилейный год со дня кончины Великого учёного – Михаила Васильевича Ломоносова 4 апреля по старому стилю 1765 года…
Ровно 250 лет отделяют нас сегодня от того памятного дня, когда общепризнанный гений, к сожалению, слишком рано завершил свой дерзновенный путь в науку. Однако всё ли мы – его потомки изучили его наследие в полном объёме? Думаю, что нет. Его по праву можно считать, если не создателем Великой науки Начертательной геометрии, то её достойным продолжателем. Многие его современники поражались масштабностью мышления Михаила Васильевича, особенно когда он блестяще рисовал «першпективу» необходимости развития морских путей от Чукотки до Арктики. Он, споря с академиками тех лет, настаивал на освоении Северных территорий и просторов Арктики! Прошло 250 лет со дня его кончины, и Россия вернулась к заветам, оставленным Архангельским Гением. Но не ко всем…
В науке принято ошибочно считать родоначальником Начертательной Геометрии Гаспара Монжа. Однако в предыдущих статьях (см. статью о Лагранже) уже указывалось, что исторические сведения нуждаются в значительной корректировке. Многолетние исследования, проведённые учёным в области лингволаконики – Георгием Фёдоровичем Ершовым, доказали, что Ломоносов пристально занимался вопросами транспортной безопасности, разработав целую систему, как сейчас принято говорить «транспортного конвейера». Г.Ф. Ершов – безукоризненный мастер технического перевода, имея обширные связи в научных кругах за рубежом, где учёный месяцами исследовал самые редкие частные архивы, выявил интересные закономерности. Следует отметить, что Георгий Фёдорович, владея опытом фото и киносъёмки, смог представить удивительнейшие доказательства, которые сегодня мы ОБЯЗАНЫ взять на вооружение.
Будучи романтиком по натуре, а Ершов не только отлично плавал, любил ходить под парусом, но и мог осуществлять прыжки с парашютом, он, наверное, как никто другой (об этом отдельный рассказ) знал оперативно-розыскную работу, достижения которой он и применял в своих глубоких исследованиях. Он, хоть в советские времена об этом не принято было говорить, предпринимая экспедиции на Север, смог доказать, что Михаил Ломоносов отнюдь не был происхождением «из бедной крестьянской семьи», как тогда гласило во всех учебниках. Так кем же в действительности был Ломоносов? Его отец – Василий Дорофеевич возглавлял Артель поморов. То есть он был предводителем одной из крупнейших тогда флотилий, которые курсировали по всему свету! Фамилия Ломоносов – старинная, и отнюдь не связана, как сегодня некоторые «острословы» любят «шутить» на телевидении с выяснением отношений после принятия горячительных напитков.
Ломоносами называли крейсерские корабли, которые возглавляли флотилию. Такой корабль отличался повышенной прочностью, потому что в условиях Севера он был одновременно и ломоносом, то есть мог создавать путь, разгоняя, а иногда и разламывая льдины, когда море покрывалось льдом. То есть такой корабль был прототипом современного ледокола. Вот на таком ведущем корабле в возрасте 10 лет и отправлялся будущий учёный в свои путешествия, о которых писал Александр Сергеевич Пушкин в своих знаменитых сказках:
Торговали мы не даром,
Не указанным товаром…
Соблюдение строжайшей безопасности на транспорте стало для Ломоносова основной заповедью на всю жизнь. Любовь к конному спорту зародилась у Ломоносова тоже с самого раннего детства.
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами.
Так с кем же торговали наши поморы, снабжая Донскими жеребцами? В тот период предки великого учёного торговали не только разнородным товаром, но и, говоря современным языком, научно-технической документацией. Правда, ставя определённые условия. (Об этом будет речь в отдельной статье). Никто не задумывался, что Гаспар Монж, будучи выходцем из семьи мелкого торговца, вдруг «неожиданно» становится одновременно профессором математики и физики, как и два его младших брата. Совпадение? Но ремесло в те времена передавалось исключительно по наследству. Так вот таким «неуказанным товаром» поморов были научно-технические знания, в том числе по Начертательной Геометрии.
Георгий Фёдорович Ершов, объездив вдоль и поперёк и Германию, и Францию и Италию и т.д., сравнивал методику обработки камня с достижениями каменотёсов Каргополя, Соловецких островов. Станки по камнерезке, предложенные якобы Монжем, выдают тот вид обработанного камня, который за сотни лет применялся на Севере.
Однако вернёмся к тематике сегодняшней предстоящей конференции, которую мы посетили в прошлом году. Какие можно высказать позитивные моменты и что предстоит изменить, освоив наследие Михаила Васильевича Ломоносова?
Да, пленарные заседания дают возможность заслушать представителей министерства транспорта, руководителей генеральной прокуратуры, Министерства Внутренних Дел РФ и т.д.. Но формат пленарного заседания не даёт по нескольким заданным вопросам из зала судить обо всём спектре проблем, если в зале, конечно, не будет присутствовать современный Михаил Васильевич Ломоносов. А такой специалист сегодня в Городе на Неве есть! На наш взгляд, роль такого координатора, который ВСЁ схватывает на лету, мог бы сегодня выполнять Василий Николаевич Кичеджи.
Почему об этом уже надо повторять в который раз? У Василия Николаевича развито ПРОЕКЦИОННОЕ мышление, которое у него сформировано ещё во время службы в Автомобильных войсках Забайкальского Военного Округа. Потом он имел опыт тесного сотрудничества с железной дорогой, далее была книга, написанная совместно с ведущим учёным из Японии о совершенствовании дорожного строительства.
Продолжим анализ работы предыдущей конференции. Деление на секции вряд ли уместно. Потому что мы, побывав на нескольких заседаниях прошлогодней конференции, заметили, что докладчики зачастую уходят в мелкотемье, зацикливаясь на одной, возможно, не существенной детали. А сегодня требуется ГЛОБАЛЬНОЕ принятие решений. Например, о какой «безопасности» можно говорить сегодня, если планируется в этом году сокращение 100 тысяч сотрудников МВД? Но, если проехать по стране, то мы без труда заметим, что стационарные посты автоинспекторов сокращены до критического минимума. На таких конференциях, где одновременно присутствуют представители основных министерств, нужно поднимать и такие «неудобные» вопросы, о чём «ППР» постоянно говорит, как ликвидация Федеральной Миграционной Службы РФ с передачей функций этого ведомства МВД РФ, как это было раньше.
Безопасность на транспорте зависит, прежде всего, от безопасной организации всего ТРАНСПОРТНОГО конвейера, а здесь в первую очередь нужно задумываться о ликвидации криминальных схем. Сегодня «не указанным товаром», в отличие от времён М.В. Ломоносова, может являться груз повышенной опасности, который нелегально ввозится на территорию РФ или вывозится из нашей страны. Частные фирмы под видом «коммерческой тайны» могут камуфлировать криминальные схемы, которые приводят не только к подрыву транспортной безопасности, но и снижают стратегическую безопасность страны.
Например, сколько в СМИ муссировалось агрессивной дезинформации о том, что Российские войска присутствуют на Украине? Почему такие досужие домыслы стали возможны? Потому что бывшие Школы ДОСААФ перешли в ведение тех частных структур, которые стали заниматься этими политическими играми, использовав для этого обширный автопарк бывших школ ДОСААФ.
Сегодня сотрудники «ППР» обследовали многие автошколы, которые должны получить лицензии в связи с «новыми» требованиями. Выяснили, в чём они заключаются? Оказывается, теперь в автошколах нужно учить оказанию первой медицинской помощи, приобрести соответствующий дорогостоящий инвентарь, включающий неоправданно дорогие манекены, на которых надо тренироваться…
Что следует сказать по данному поводу? Раньше в школах в рамках уроках по ГО (Гражданская Оборона) дети проходили курс начальной санитарной подготовки. И это было правильно, потому что травму любой может получить и не будучи участником дорожного движения. Но ведь основной вопрос заключается не в этом!
Ведь оказание первой медицинской помощи – это следствие, а не причина ДТП. Нужно устранять причину Дорожно-Транспортного Происшествия, а она заключается в том, что из школьной программы исчезли черчение, труд, астрономия. Это те предметы, которые формируют пространственное мышление и развивают быстроту реакции. Из вузовских программ практически исчезла Начертательная Геометрия – то есть те основы, которые тот же М. В. Ломоносов постигал с детства.
Что можно пожелать организаторам этой Конференции в будущем?
Приглашать специалистов по Начертательной Геометрии, без которых вряд ли можно решать эффективно поставленные вопросы. Вот отчего посещение Премьер-министром РФ – Дмитрием Анатольевичем Медведевым Алфёровского Центра 17 марта 2015 года можно считать знаменательным. Конечно, создание в Северной Столице Международного института Начертательной Геометрии решит многие вопросы и, безусловно, проблемы безопасности на транспорте. Несомненно, мы ещё вернёмся к этой теме, подведя итоги предстоящей конференции, которую по праву можно считать Юбилейной, Ломоносовской, Конференцией Питерских начертальщиков.
В год 70-летия Победы нужно ещё более тщательно изучать историю Блокады, когда транспортный конвейер действовал с безукоризненной точностью, а безопасность на транспорте достигала наивысшего совершенства!
Среди транспортной схемы почему-то в последнее время стали выпадать такие важные транспортные артерии, как трубопроводы, а в условиях Северной Столицы это многие десятки и сотни километров, где вопросы безопасности тоже обстоят достаточно остро. И в этой связи, непременно, участницей такой конференции должна была бы быть Глава Совета Федерации – Валентина Ивановна Матвиенко, потому что она ещё в студенческие годы обеспокоилась такими фармацевтическими проблемами, которые сегодня учёные называют термином информационная химия. Кроме того, Валентина Ивановна умеет каждым своим выступлением задать тот эмоциональный задор, который невольно передаётся остальным участникам любого совещания. И не надо забывать, что если для любого региона страны Валентина Ивановна представляет только ветвь Федеральной власти, то для Города на Неве она остаётся его Доброй, Заботливой Феей… А впереди ещё предстоит возрождение Мемориала Адмирала Апраксина, поэтому Валентина Ивановна Матвиенко и Глава Администрации Кронштадтского района – Василий Анатольевич Пониделко – сын прославленного генерал-лейтенанта МВД РФ – Анатолия Васильевича Пониделко обеспечили бы наивысший результат такого мероприятия. Потому что они научились не только прокладывать перспективные направления, свойственные Начертательной Геометрии, но и умело вести других к намеченным целям.
Томановская В.В.
(продолжение следует) |