Суббота, 25.01.2025, 03:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 86
Гостей: 86
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Декабрь » 18 » МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК ИЛИ СМЕКАЛКА СЕКЦИИ НАЧЕРТАЛЬЩИКОВ
14:21
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК ИЛИ СМЕКАЛКА СЕКЦИИ НАЧЕРТАЛЬЩИКОВ

фотоСостоявшееся заседание секции «Геометрия, графика, дизайн» в  знаменитом Политехе было уникальным! Как утверждал лётчик Атуан де Сент-Экзюпери, самую эффектную реплику следует подготовить под занавес. Именно таким интеллектуальным сюрпризом стало выступление архитектора – Ярослава Сергеевича Ворожищева.

На заседании секции «Геометрии, графики, дизайна» Санкт-Петербургского Дома Учёных им.Горького РАН, которое состоялось на площадке ИМОП СПБГПУ, был представлен доклад доктора физико-математических наук, профессора, заведующего кафедрой «Инженерной Графики и Дизайна» (ИГД) СПБГПУ – Владимира Михайловича Иванова на тему: «Информационные технологии в дизайне». На заключительном заседании секции в этом году был представлен аудитории ряд новейших разработок кафедры ИГД СПБГПУ. Был продемонстрирован опыт международного взаимодействия со странами Европы и Азии.  А также был поставлен вопрос о проблеме защиты кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Дизайн».

фотоКак всегда на этой секции докладчика долго «мучили» вопросами, но Владимир Михайлович Дегтярёв - Председатель прославленной секции не допускал того, чтобы докладчик или вопрошающий оказался в неловком положении, переводя «накал дискуссии» в дружелюбный диалог.

Политех всегда проявлял активность на секции «Геометрия, графика, дизайн», но последние два года прошли для секции без выступлений политеха. Причиной тому административные перипетии, но это не для прессы, потому что кредо нашей газеты не публиковать имена тех, кто не достоин уважения. Поэтому мы не будем сейчас говорить о тех деятелях науки, которые, а это было во все времена, озабочены исключительно карьерой. Итак, сделаем акцент на позитивном. А основной позитив заключался в том, что наша Боевая секция начертальщиков от заседания к заседанию приобретает Дух боевой роты Спецназа. Это особенно стало заметно на декабрьском совещании! Расскажу о чисто психологических аспектах.  Конечно, участие в выступлениях на заседаниях секции принимал и раньше Волошинов Д.В., но у него «не было уверенности в завтрашнем дне» - как сейчас стало модно говорить. Вчера же, когда я наблюдал за Денисом Вячеславовичем Волошиновым, то без труда смог обнаружить, что он полностью изменился: стал увереннее и активно отстаивал свои позиции в дискуссии. Заседание, что называется, прошло на «пять»! И здесь мы остановимся на одной, казалось бы, второстепенной детали.  

Сотрудники «ППР» заметили одну закономерность, присущую ВСЕМ активистам секции, что кафедры «начертательной геометрии»:

  • БГТУ (Военмех) – на 5 этаже
  • Бонч-Бруевича – на 5 этаже
  • СПБГПУ – на 5 этаже
  • СПбГУКиТ  – на 5 этаже

 

Что это означает? А это напоминает слова известной песни военных лет:

 

Мне сверху видно всё,

Ты так и знай!

 

И это не «верхоглядство», которое свойственно некоторым современным «менеджерам», а непосредственно владение обзорностью, обзорным мышлением. Вот и это заседание носило черты той обзорности, когда, казалось, вырастают орлиные крылья, которые позволяют парить над посредственным восприятием научного осмысления, столь свойственным сегодня некоторым дельцам от науки…  

фото

Напомним, что Институт международных образовательных программ (ИМОП) был образован как структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ) в 1996 году на базе подготовительного факультета для иностранных граждан, функционировавшего в Ленинградском Политехническом институте с 1965 года, Центра русского языка и факультета иностранных студентов СПбГПУ. Владимир Михайлович Иванов в 2012 году, объединив несколько кафедр, создал новый структурный конгломерат. Что такое для научного формирования два года? Это и много и мало! Показательно, что Сергей Николаевич Абросимов скрупулёзно интересовался, КАК будут трудоустроены выпускники? Владимир Михайлович Дегтярёв, напротив, озаботился, каким образом происходит подбор конкурсантов для обучения? Ярослав Сергеевич Ворожищев обсуждал сами учебные программы, вносил свои коррективы. А о чём при этом подумалось мне? Невольно вспомнилась методика Чекмарёва Альберта Анатольевича из МВТУ имени  Н.Э. Баумана. На мой взгляд, современным дизайнерам зачастую не хватает «чувства полёта», окрылённости. По этой причине все их дизайнерские изыски отличаются тяжелой приземлённостью. И тут, оглядываясь по сторонам, я заметил, что на заседании отсутствует Дмитрий Евгеньевич Тихонов-Бугров, с которым я всегда предпочитал дискутировать, хоть и мысленно. В этот момент я подумал, что, собственно-то, мысленно я могу с ним дискутировать и сейчас, предполагая, что он мог сказать, рассматривая предлагаемые проекты. Сразу вспомнилось выражение Дмитрия Евгеньевича о том, что КАРАНДАШ необходим будущему инженеру! От руки мысли идут к голове… Всматриваюсь в дизайнерские решения и ощущаю, что не вижу здесь карандаша. А перед глазами всплывают строки из учебника Чекмарёва, давно ставшего для меня настольной книгой:

 

«Светотень можно передавать КАРАНДАШОМ, пером (тушью) или отмывкой (разведённой тушью или акварелью).»

 

Почему-то с детства привык заучивать не стихи, а технические тексты, которые для меня были увлекательнее любого поэтического сборника. И тут я понимаю, почему упоминание о карандаше Тихоновым-Бугровым так врезалось мне в память. Смотрю на современный дизайн на экране и невольно вспоминаю рассказы Одоевского о куклах. Когда он подметил, что многие дворяне делали и говорили, как заведённые фарфоровые куклы, лишённые жизни… Чертежи самолётов военных лет! Они приводили меня в трепет… Почему? И тут я с грустью замечаю, что мне не хватает ироничной строгости Дмитрия Евгеньевича. Словно я ученик, который подготовил урок, а взыскательный учитель отсутствует, и поэтому, кажется, что урок был выучен напрасно! Потому что в этот момент мне вспомнилась ещё одна фраза из учебника Чекмарёва, где опять-таки упоминается о карандаше!

 

«В техническом рисовании обычно пользуются КАРАНДАШОМ, выполняя штриховку, тушёнку или штраффировку.»

 

Рассуждаю мысленно снова: «Что мне не хватает в современном дизайне?» Пытаюсь воспроизвести в памяти строки Чекмарёва:

 

«Штриховка  заключается в покрытии различных частей рисунка штрихами (не пользуясь чертёжным инструментом). Желаемого тона добиваются частотой и толщиной штрихов. Длина штрихов не должна быть очень длинной».

 

Конечно, далеко не всегда то, что говорил Дмитрий Евгеньевич воспринималось мною в качестве истины в последней инстанции. Но вот здесь, сидя на заседании в Политехе, ощутимо понял непреходящее значение карандаша! Карандаша в руках инженера. И тут я понял, почему меня до слёз трогали военные чертежи! Что по данному поводу говорит Чекмарёв?

 

«Направление штрихов должно быть согласовано с формой изображаемого предмета, так как штрихи, наложенные  «по форме», помогают передавать и воспринимать эту форму».

 

Мне захотелось поговорить с Дмитрием Евгеньевичем о тушёнке, штраффировке и о многом другом... Когда Сергей Николаевич задавал свои вопросы, то я подумал о том, что Военмех внёс значительный вклад в развитие методики годографов. Смотря на экран, вспомнил книгу Гутнова Алексея Эльбрусовича «Мир архитектуры». В ней было много карандашных рисунков, которые помогали по-новому взглянуть на ту же Арку Главного штаба, которая автором называется «Сердцем города». Наверное, сегодняшнему дизайну явно недостаёт точности военного планшета. Когда присутствует чёткая выверенность линий.  Слушая задаваемые вопросы, вспомнил, что хотел высказать свои мысли по поводу «Сколтеха», на семинаре которого недавно удалось побывать. Вот уж где царил всепроникающий примитивизм. Докладчики и докладчицы на ломаном американском говорили ничего не значащие общие фразы. Судя по исторической литературе, в самой отдалённой сельской школе нашей страны начала двадцатых годов двадцатого века было более изощрённое лабораторное оборудование! Тогда люди мечтали о большой науке и об открытиях, а уровень Сколково сегодня это шаг к отсталости. Самое смешное, что и студенты и преподаватели своей отсталости не замечают. О прорывах не стоит и мечтать…

О Сколкове хотелось поговорить с Дмитрием Евгеньевичем. Но, как это нередко бывает в бою, при отсутствии командира выдвигаются на авансцену передовых позиций бойцы невидимого фронта, впечатляя внушительностью своего боевого мастерства. Таким бойцом проявил себя Ярослав Сергеевич Ворожищев. Он продемонстрировал памятник, который может показывать и день, и месяц, и год, и время суток! Трудно придумать что-либо более Гениальное! Я сразу вспомнил книгу высказываний Пифагора, которую мне подарил Дмитрий Евгеньевич… И я подумал, уж не потому ли Ярослав Сергеевич смог создать такой памятник, что у нас в Доме учёных есть такая секция! Боевая Секция. Сколько сейчас «памятников»? И закоренелому аферисту, и носу, и кошке, и Чижику-Пыжику! Но математического памятника нет! Как нет сегодня и архитектурных решений, в которых бы прослеживалась гармония линий. У меня даже сразу возник план, кто мог бы этот памятник воздвигнуть. Конечно, Михаил Алексеевич Старовойтов из Татарстана – современный Кулибин и «Левша» из рассказа Лескова.                

фотоЕсли многие книги стали для меня настольными, то «Золотые законы и нравственные правила Пифагора» стали для меня карманными. Эта книга великого математика в сотню страниц умещается в моём нагрудном кармане, чтобы всегда можно было взять её и выбрать для себя что-то самое нужное в конкретную минуту. Несколько раз прочитанная мною, эта книга всегда даёт необходимый совет:

 

«Глупо признавать  самым главным разум, не тратя на его развитие ни времени, ни усилий».

 

Каждый раз, посещая заседание секции, понимаю, что обогатился новыми впечатлениями. Впереди ждёт новое заседание, на котором я обязательно поблагодарю Дмитрия Евгеньевича за подаренную книгу Пифагора. Как бы не складывались события, с кем бы не приходилось общаться, всегда вспоминаю изречения Пифагора:

 

«В общении держаться так, чтобы не друзей делать врагами, а врагов друзьями».

 

Сегодня, когда истинности в науке стало маловато. Вернее, маловато тех, кто отстаивает истинность в науке. Сегодня очень важно возродить интерес к красоте математических истин. И новый памятник сможет из врагов образования создать друзей науки.   

Принцев Н.В.

 

Статьи по теме:

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ АКСИОМЫ АРХИТЕКТУРЫ или заседание Боевой секции профессора Дегтярёва

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕЗАЛЬЯНС или ЧЕМ УДИВЛЯЮТ «НАЧЕРТАЛЬЩИКИ»

Просмотров: 549 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика