Жемчужины статей, собранных изданием «Планета СМИ», позволяют с математической точностью воссоздать старинную Пеллу. В монографии о Синтетической математике есть раздел о значении Пеллы в развитии России. Ведь Пелла – это женский головной убор, где узоры из жемчуга составляют основу магического очарования…
Сегодня «Планета СМИ» смело заполняет тот информационный вакуум, который сформировался в связи с тем, что, начиная с лета 2015 года были последовательно закрыты «Балтинфо», телевизионный канал 100 ТВ, газеты «Невское время» и другие. Причём делались справедливые акценты на том, что некоторым газетам было около ста лет. Фигурировали также цифры о финансовых проблемах, что располагает к математическим ассоциациям…
Северная Столица, в прекрасных особняках которой на многочисленных набережных расположились Математические цитадели, занимает в мировом математическом пространстве определяющую роль. Вообще, писательство как таковое, а 2015 год объявлен в России годом Литературы, подразумевает более развёрнутые репортажи. Не следует забывать, что светочи зарубежной классики – Ги де Мопассан, Жорж Сименон, Артур Конан Дойль, Агата Кристи, а так же отечественные корифеи - Александр Гончаров, Александр Куприн, Лев Толстой и многие другие пришли в литературу, проработав предварительно несколько лет в жанре очерковой журналистики.
Но при этом не надо забывать, что Фёдор Михайлович Достоевский, Александр Гончаров, Александр Куприн и Лев Толстой были ещё и страстными любителями математических головоломок, о чём, к сожалению, порой забывают сегодня те, кто называет себя акулами, но порой не отличаются навыками поглощения объёмов пищи даже на уровне старой полковой лошади, потчуя читателей сеном и соломой… В Математическом институте
имени Эйлера, в институте имени Стеклова, в Доме учёных, во Дворце РАН Математические конференции неизменно привлекают самое пристальное внимание сотрудников газеты «Поддержка Президентских реформ»! Почему? Потому что тот запал страстей в обсуждении математических гипотез, исследование исторических проблем математики можно сравнить только с извержением вулкана Везувия! Ведь коллеги из США попытались способствовать одному из потомков известной фамилии, кто решил увековечить своё имя в одноимённом журнале, присвоение звания Нобелевского лауреата, присоседив его к экономической тематике, однако ни сам фильм «Прекрасное мнение», ни последующие награждения актёров этого фильма, ни на секунду не приблизили заокеанских искателей математических лавров к разгадке Российского феномена Математической журналистики.
Попытаемся на нескольких примерах, доступных для понимания рядового читателя, пояснить, о чём идёт речь? Коротко напомним, что Лев Толстой мечтал войти в Мировую историю как Основатель Новой математической школы, подвергнув резкой критике существовавшую в царской России немецкую систему зубрёжки и долбёжки, которой он противопоставил опыт Архангельских мореходов, с чем он познакомился во время Обороны Севастополя в Крыму… Так случилось, что исследования по этому поводу Николая Андреевича Принцева на тему Математического наследия Льва Толстого, как и Фёдора Достоевского, скрываются от широкой публики настолько тщательно, что даже прямые потомки этих писателей имеют весьма отдалённые сведения о математических заслугах своих предков, делая акцент на экзальтированных пассажах в биографии того и другого. Но этой обширной теме будут посвящены отдельные статьи.
Вернёмся к методике математической журналистики, которую Лев Толстой настойчиво пытался внушить А.Ф. Кони, который хоть и назойливо потчевал писателя своими юридическими росказнями, но так и не понял, что Лев Толстой всю жизнь мечтал в судебное производство ввести элементы математической логики, за что и был отлучён от официальной церкви. Но и это тоже – отдельная и весьма длинная история. Так что же в понятии Достоевского и Толстого представляла из себя Математическая журналистика? И здесь, наверное, необходимо напомнить, что после каторги Фёдор Михайлович преподавал несколько лет математику, а, вернувшись в Санкт-Петербург, завёл тесное знакомство с семьёй генерала Корвин-Круковского, где математика и экономика были основными темами семейных вечеров. Достаточно упомянуть, что Софья Ковалевская и Анна Корвин-Круковская – дочери этого прославленного генерала и были приятными собеседницами писателя…
Постараемся на современных примерах показать преимущества этой методики. Как уже было заявлено, мы решили проанализировать статьи, представленные изданием «Планета СМИ». Как известно, вместо утраченных в Северной Столице нескольких СМИ, будет действовать новая газета под названием «Вечерний Санкт-Петербург». Это, безусловно, радует, потому что «ППР» неоднократно поднимает вопросы о том, что до недавнего времени в Северной Столице существовала только одна газета, где в названии правильно указывается имя города. Это газета «Санкт-Петербургские ведомости». Остальные предпочитают отбрасывать частичку «санкт», что означает – «святой», а отсюда и уровень предлагаемых публикаций. Ведь слово «святой» в русском языке означает быть «с» «вятым». То есть – «вяче» (мудрость), а мудрость имеет строго градуированную математическую последовательность. Именно поэтому мы надеемся, что новое издание будет стремиться, хоть внешне соблюдать принципы математической достоверности…
На обоснование вновь созданной газеты из городского бюджета было выделено 25 миллионов рублей. Много это или мало? Как отметил в комментариях на полях издания «Планета СМИ» спецкор «ППР» - Архип Каштелян, для Питера эта сумма просто копеечная. То есть, если бы каждый горожанин заплатил по 5 рублей, то это и составило бы эти заветные 25 миллионов рублей, которые так необходимы новому коллективу. В том же комментарии он отметил, что ежедневно попрошайки в метро собирают гораздо больше. Итак, следуя методике Александра Гончарова, явившегося в нашем городе инициатором Математической журналистики, обозначим условия задачи, которые, кстати, отлично использовал в Северной Столице один любитель лозоплетения (см. ст. в «ППР» об одном предприимчивом соискателе бюджетных средств для личных целей: «УЗКИЙ КРУГОЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО МОШЕННИЧЕСТВА»).
Мы знаем из достоверных источников (Совещание руководителей метрополитена в СПб), что ежедневно метро перевозит свыше одного миллиона пассажиров. Следовательно? Можно ли было собрать те же самые 25 миллионов рублей, при этом завоёвывая любовь горожан? Конечно, можно! И без особого труда! Каким же образом? На каждой станции метрополитена стоят две стойки, каждая занимает по одному квадратному метру площади и высота стойки выше 150 см. Эти стойки предназначены для распространения «бесплатных» газет. На одну такую газету городской бюджет ежегодно тратит несколько сотен миллионов рублей. Вторая газета полностью принадлежит зарубежному собственнику и является отличной рекламой той информации, которая носит исключительно антигосударственный характер. Показательно, что в выходные и праздничные дни эти стойки сиротливо пустуют, а в будние дни бывают использованы по назначению в среднем по полтора часа утром, пока горожане разбирают эти бесплатные газеты. Далее, согласно многочисленным наблюдениям сотрудников «ППР», эти стойки используются для нахождения сумок тех горожан, которые назначили место встречи у этих стоек, а на пол свои вещи ставить не хотят.
Это к вопросу условий выполнения поставленных задач – сбора денег на газету. Конечно, нам могут возразить, что сотрудники полиции могут немедленно выдворить таких умников, оформив им штраф… Однако? Не наказывают же спящих и полуспящих бродяг, пристроившихся у входа в метро а также в нижних вестибюлях. Не удаляют из метро и назойливых музыкантов, оглашающих с усилителями пространство вестибюлей. Футляры для музыкальных инструментов являются обширным вместилищем для пожертвований, где те же пять рублей являются самой мелкой монетой, а чаще можно видеть купюры в 10, 50, 100 рублей и т.д..
Это – первое условие задачи, так сказать – место действие. Оно есть. И мошенники всех мастей этим давно и успешно пользуются. Вот здесь-то и уместно было обозначить альтернативу. Ведь работу газеты, на которую горожанин пожертвовал бы те же пять рублей, намного легче, чем «любителя» животных, который спекулирует на больных животных, в окружении которых он занимается своим достаточно грязным ремеслом откровенного вымогателя…
Теперь поговорим о самой сумме. Что такое сегодня для жителя Северной Столицы пять рублей? Много это или мало? Приведём цифры. Когда-то Ольга Берггольц пламенно заявила:
Сто двадцать пять Блокадных грамм
С огнём и кровью пополам…
Сегодня 125 граммов хлеба стоят дороже, чем пять рублей. Проезд в метро 31 рубль, правда, видимо, рекламные щиты, которыми безжалостно увешаны мраморные и гранитные стены великолепных вестибюлей метро, теперь уже мало приносят прибыли метрополитену, с нового года цены предполагается увеличить… Попутно следует заметить, что на Совещании с руководством метрополитена, сотрудники «ППР» заставили покраснеть этих руководителей, спросив, насколько экономически обосновано повышение стоимости проезда, если с 80-х годов ХХ века проезд в метро подорожал в 620 раз, а бензин всего-навсего в 120 раз? Ведь нефтяная отрасль обеспечивает себя, хотя там постоянно используется новое оборудование, а возраст подвижного состава в метро (из слов руководства) смело перешагнул четвёртый десяток лет? Где же логика? Но и это – тоже отдельная тема.
Вернёмся к нашим журналистским проблемам. Вопрос теперь заключается в том, а кто же будет заниматься этим сбором? Допустим, что сотни читателей, которые согласились бы помочь этим СМИ, не найдётся, но зато? Зато есть сотня журналистов, которые остались без работы. Если мы сопоставим среднесписочную численность уволенных журналистов с количеством станций метро в Северной Столице, то как раз мы и получим сопоставимые величины. Попутно журналисты могли бы общаться с жителями. Появилось бы много тем для будущих шедевров. Журналисты избрали другой путь. Они обратились к народным избранникам, против которых ранее были направлены их копья юмора, если не сказать острой сатиры (см. ст. в «ППР» «Птеродактили штурмуют Мариинский»).
Конечно, мы полностью поддерживаем заботу Председателя Законодательного собрания – Вячеслава Серафимовича Макарова в том, что он поддержал журналистов. Только? Не следует ли попутно назначить для них и обязательные посещения Школы Математической журналистики. Ведь многие журналисты иногда неправильно отсчитывают «свой» возраст, то есть возраст своего издания. Создаётся впечатление, что здесь они пытаются перещеголять самые смелые замыслы Жюля Верна, но и об этом мы поговорим в следующий раз, ведь тема Математической журналистики достаточно обширна.
Томановская Надежда Яковлевна,
Принцев Николай Владимирович |