Вчерашний матч между Бельгией и Францией мог бы порадовать и Абрама Петровича Ганнибала, проходившего обучение в Париже, и известного балетмейстера – Мариуса Петипа. В России 2018 год объявлен Годом Балета и Мариуса Петипа, а кроме того, 2018 год объявлен Годом Добровольчества.
Как всё это связано с футболом? Конечно, напрямую. Ведь классический футбол – это Высший пилотаж Балетного мастерства. В этом несложно убедиться, посмотрев танцевальную сюиту ансамбля Моисеева «Футбольный матч». Итак, почему же всё-таки Франция? Здесь отчётливо можно заметить, что обучение Ганнибала в Париже смогло взрастить плодотворный результат. Что проявила сегодня команда Франции? Смелые прорывы, свойственные войсковым планам. Что мы видели у команды Бельгии? Безукоризненное владение мячом.
К величайшему счастью, мы ещё увидим в Северной Столице игру Бельгии и той, команды, которая проиграет сегодня в матче Англия и Хорватия. Можно не сомневаться, что третье место Бельгия себе отвоюет. Почему же? Потому что здесь блестяще освоили Коржиловские обводки. Но мы поговорим об этом ещё подробнее в отдельной статье, а пока? Что могли бы унаследовать сегодня российские футболисты? Они легко могли бы стать чемпионами мира, если бы? Если бы ЧАЩЕ бывали в театрах!
Именно об этом мы недавно говорили в Пресс-центре ЧМ 2018 с Председателем Комитета по культуре – Константином Эдуардовичем Сухенко, которого частенько называют Циолковским в культуре. Ведь и Циолковского тоже звали Константином Эдуардовичем и он, как и Сухенко был дерзновенным новатором. Открывающийся завтра Фестиваль «Опера всем» прежде всего следовало бы посетить нашим футболистам! Почему? Потому что им КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает не только нотной грамоты, но и хорошо развитых лёгких! Ведь вся их «усталость» - это удручающе слабая физическая форма! Вспомним знаменитую басню Ивана Андреевича Крылова:
Ты ВСЁ пела?
Это – дело!
Так пойди же, попляши!
Эта басня была написана в 1808 году! То есть в год ЧМ 2018 можно отметить и Юбилей этой басни. Современники считали, что это перевод басни Лафонтена, отец которого был лесником. Литературоведы утверждают, что сам французский стихотворец заимствовал этот сюжет у Эзопа. Но мало, кто догадывается, что и Эзоп, и Лафонтен и Крылов посвятили, использовав часть местных климатических атрибутов (снег) отразили те спортивные тенденции, которые существовали в социальной сфере различных эпох. Знаменательно, что отец Марии Тальони -–величайшей балерины уже четырёхлетнюю дочурку (1804 год рождения) стал приучать к танцевальному мастерству. Вот тогда-то в Российском театральном обществе шли острейшие дискуссии о том, должен ли развиваться кордебалет, сольные балетные номера или всё-таки за основу хореографии нужно взять Конный балет, и Конные игры, включая и современный Конный футбол.
Какая же роль была отведена Муравью? Муравей олицетворял мужественного пехотинца, а Стрекоза – Стремительную кавалерию. В условиях России для Конной гвардии требовались респектабельные конюшни, потому что Матушка-пехота могла и под сугробом устроиться переночевать, закутавшись в шинель.
Тогда уже шли ожесточённые споры о роли строевой песни, военных оркестров, военных смотров и парадов, летних полевых лагерей. Вернёмся к тексту басни:
До того ль, голубчик было
В мягких муравах у нас.
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило.
Хотя в басне название местности обозначено – «мягкие муравы», но вначале у Крылова была задумка написать в Мягких Муромках. Муромка – это селение в Крыму, где стояли российские военные гарнизоны. Что такое «резвость» - это характеристика лошади при её испытании на ипподроме. Фраза «Так что голову вскружило» свидетельствует о тренировках в джигитовке.
Какое всё это имеет отношение к современному футболу? Самое непосредственное. Ведь гастрономическое изобретательство французской кухни началось с совершенствования диеты в сфере иппологии. Как за счёт питания добиться максимальных успехов в дрессировке боевого коня? И здесь-то уместно вспомнить и имена Александра Македонского, прославившегося Конными походами, где преодолевались водные преграды, и подвиги того же Ганнибала…
Так что же из себя представляет современный футбол? Это хорошо выстроенная стратегия и лёгкость кавалерийского наскока и, конечно, балетное изящество, основанное на кропотливом труде. Каждому понятно, что грациозность балетного полёта строится на математическом расчёте по долям секунды и колоссальных тренировках. Что такое футбольный матч? Это театральное действо! Но с той лишь разницей, что от исполнителя требуется непревзойдённый уровень импровизаций? Или всё-таки хорошо отработанных домашних заготовок?
Наивные комментаторы пытаются убедить зрителей, что в футболе «всё зависит от везения». Так ли это? Если у оперного певца голос не был поставлен должным образом, то трудно от него ждать всплесков в оперных ариях, рассчитывая на «чудо». В футболе тоже не бывает чудес! Современный футбол требует громадной культуры команды, если есть претензия на успех. Достаточно привести такой пример.
В Пресс-центре Северной Столицы выступали рядовые болельщики. Бельгийцы нарисовали захватывающие картины, как им пришлось добираться в Санкт-Петербург через Будапешт, были сложности с приобретением авиа билетов:
- Но вот мы здесь! И мы счастливы! Мы вчера приехали в Ваш великолепный город!
Бельгийцы не забыли поздравить присутствовавших французских болельщиков с предстоящим Днём Бастилии. К сожалению, подавляющее большинство наших журналистов в своих вопросах не догадались поздравить французов с Национальным Праздником. Почему? Потому что наши «спортивные» журналисты, как и наши футболисты не считают нужным думать о культуре?
Сотрудники «ППР» (правда, вопрос мы готовили в редакции) в своём вопросе сделали ссылку на Виктора Гюго, исходя из того, что имя Генерального Консула Франции в Санкт-Петербурге Уго де Шаваньак. Вопрос мы произносили по-французски, потому что ведь на французском фамилия известного писателя звучит, как «Н» аспире, то есть с придыханием, фактически Уго. Почему мы взяли цитату из его романа «Собор Парижской Богоматери?» Потому что когда-то его повесть «Эсмеральда» моментально облетела весь мир, всколыхнув и театральные круги тогдашнего Санкт-Петербурга. Образ танцовщицы в лице драматической актрисы Варвары Асенковой на сцене Александринского театра и Большого театра (нынешнего Мариинского), а также Немецкого и Французского тетра пленял зрителей всех возрастов, социального положения и вкусов. Шли ожесточённейшие споры, как относиться к танцевальному искусству? Спор итальянской балерины Марии Тальони и драматической Асенковой превращался в непрерывные дискуссии. Молодой провинциал Некрасов горой стоял за тип муравья, постепенно завоёвывающего зрительские симпатии, а маститый Пушкин всё-таки отдавал предпочтение балету в состязаниях с водевильными экспромтами.
Вот тогда-то, когда Николай Первый хотел бюрократическим нажимом закрыть путь Эсмеральде на сцены Российской Империи, и следует считать началом эры зарождения современного футбола. Как протащить художественный образ сквозь узкие ворота жёсткой цензуры? Итальянский композитор Чезарио Пуньи, будучи сверстником Марии Тальони (на два года старше известной балерины) создал балет «Эсмеральда» по мотивам книги Виктора Гюго. Но? Как это частенько бывает, с момента первых репетиций Марии Тальони до официальной постановки прошли долгие годы.
Николай Первый, отослав декабристов на каторгу в Сибирь, мучительно боялся малейших намёков на революционный подъём. Что его пугало? Воодушевление публики во время спектаклей могло перерасти в объединительные идеи. То же самое мы сегодня наблюдаем и на футбольных стадионах. Болельщики объединяются, независимо от проигрыша или выигрыша команды! Футбол, если это настоящий футбол, зачаровывает грациозностью чисто балетных движений и военной тактикой полученных результатов.
Несколько слов о состоявшемся матче 10 июля. Не одно СМИ не сочло нужным отметить, что самый многочисленный отряд болельщиков в Питере был? Да, как это ни странно, но из Китая! Они разворачивали свои заранее приготовленные тканые плакаты, вставали шеренгой и делали фото на фоне Крестовского стадиона. Они беспрестанно снимали на телефоны и бельгийцев и французов. Более того, они просили координаты, вместе делали фото. О чём это говорит? Китайцы, хоть их команда и не прошла отбора на ЧМ 2018, отнюдь не считают себя пораженцами. Они – в центре футбольных событий. Китайцы, запасаясь арсеналами самой мощной фото и кино аппаратуры, решили сделать учебные фильмы, которые будут распространять в Китае. А дальше? Они планируют СКОПИРОВАТЬ! Каждый жест, мимику, реакцию зрителей. Китайцы уверены, что раз они смогли завалить весь мир китайским ширпотребом, то теперь они смогут через какое-то время продемонстрировать и Китайский футбол. В чём ошибка китайцев?
Увы, они, как и наши футболисты не понимают, что успех в футболе лежит через классическую оперу, классический балет и стратегические знания истории военной…
Да, такой путь достижения футбольных результатов достаточно длительный, но зато результативный.
Ведь сегодняшний успех французского футбола историки связывают с книгой басен Лафонтена в 1668 году, называя это ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ФУТБОЛОМ.
Жан де Лафонтен, как сегодня говорят спортивные комментаторы, смог пробить точным ударом ворота противника. Что говорить, во времена Людовика Четырнадцатого, который называл себя Король Солнца, около которого все должны вращаться, трудно было развивать подлинное творчество! Прошло сколько лет с 1668 года? Да, понадобилось целых 450 лет, чтобы футбол, то есть способ выражения смелых мыслей обрёл свою весомую значимость.
Так что же произошло сегодня? Президент Франции – Эмануэль Макрон примчался посмотреть волнующий поединок дерзких мыслей между Королевской Бельгией и Республиканской Францией. И произошло это в Городе на Неве, где 210 лет назад читатели увидели басню «Стрекоза и муравей».
Блистательная игра французского вратаря доказывает, что он превзошёл в стремительности полёта стрекозу, а в выносливости муравья. Футбол доказал, что давний гипотетический спор между Мариусом Петипа и Абрамом Ганнибалом можно прекратить. Во всяком случае? Именно так считают те же китайские обозреватели, не забывающие сегодня бывать на концертах Великого балетмейстера Олега Михайловича Виноградова, называя его патриархом БУДУЩЕГО российского футбола. Что же? Сегодня нам надо поучиться у французов их бережному отношению к своим традициям.
Томановская Валентина Владимировна
|