Сегодня с приходом к власти в Молдавии Президента Майи Санду, можно надеяться, что наступит Новая эпоха отношений. И вот почему, женщин не зря веками считали Хранительницами домашнего очага, а если женщина возглавляет страну, то она становится покровительницей каждого Дома, особенно каждого города. Поэтому-то, раз Выборы Президента Молдавии совпали в этом году с одним весьма знаменательным событием, то мы об этом и поговорим. Ведь следует вспомнить, что в 1795 году крепость, основанная на берегу реки Днестр полководцем Александром Суворовым, получила статус города. Прошло 225 лет, как окрепла дружба? Так возник замечательный город Тирасполь, связавший самыми тесными узами дружбы Молдавию и Россию.
Наверное, абсолютно правильно Майя ставит вопрос превратить нынешнюю Молдавию в страну Европейских традиций. А самым толерантным городом в мире по праву можно считать Санкт-Петербург, где сегодня не только проживают жители, представляющие 136 национальностей, но здесь нет таких кварталов, куда боятся заходить полицейские, как, например, в Берлине…
В Париже или Нью-Йорке существуют отдельные китайские кварталы, но в Северной Столице китайские забегаловки, которые их владельцы называют ресторанами, можно встретить в любой части Города на Неве, и на Невском проспекте, и в спальных районах.
Но мне хочется рассказать об удивительных сыновьях Иды Бельграй, которые, родившись в Тирасполе, сохранили жизнелюбие, улыбчивость, переехав со своими родителями в Ленинград…
Так сложилось, что Ида, имея четверо маленьких сыновей, откликнулась на предложение активистов, приехавших в Молдавию, возводить в Городе на Неве теплицы, озеленять не только улицы, но и каждый заводской цех, школу…
Кстати, по меркам того времени, многодетными считались семьи, где пять человек и более детишек. Так случилось, что, получив небольшую комнатку в центре города, где было печное отопление, длинный узкий коридор и керосинка на кухне, Ида вскоре услышала от своего супруга, что он решил найти себе новую спутницу… Ида одна воспитывала четверых мальчишек, которые были смелыми, решительными, любознательными и никогда не унывающими! Они попросили маму не говорить ни на работе, ни в школе, что отец ушёл из семьи, распределив между собой обязанности по дому.
Сквер имени Иды Бельграй? Старожилы города отлично знают, где он находится, потому что Ида смогла вырастить здесь дикий виноград, украшавший выступ безрадостной стены. На маленьком клочке брошенной земли она вместе с сыновьями и их многочисленными друзьями разбила великолепные каркасные клумбы, которые в зимнее время служили катальными горками.
Старший сын Давид – студент Политехнического вуза смог устроить самодельный фонтанчик, благодаря которому садик можно было поливать летом. Были устроены оригинальные ирригационные устройства, позволявшие собирать грунтовые воды и ливневые стоки.
В чём, безусловно, можно считать Бессмертным Подвигом жизнь этих мальчишек, родившихся в солнечной Молдавии? Поговорим о событиях 1939 года, когда Бориса – студента института имени Лесгафта, призвали для участия в Финской войне. Он состоял в частях разведки Лыжных рот, имея в своём арсенале не только удостоверение Мастера спорта по лыжам, по боксу, по плаванию и будучи Ворошиловским стрелком!
Когда завершилась Финская война, то Борис был призван на срочную службу в Армию, осваивая мотоспорт. Война застала его под Брестом…
Ида оставалась в Ленинграде, потому что она считала своим долгом защищать Город на Неве, ставшим для неё Родным и любимым. Старший сын Давид, не доучившись в Политехническом институте, в первый же день войны записался добровольцем на фронт, потому что имел неплохие научные результаты в радиоразведке. К тому же он занимался в секции альпинизма, считая своим долгом проявить свои навыки в Горной дивизии на Кавказе.
Как-то об этом сегодня не принято вспоминать, что в Москве в Народное ополчение записалось около 50 тысяч человек, а в Питере за несколько дней в Народное ополчение было подано свыше 500 тысяч заявлений. Пока в Москве кремлёвский горец размышлял, а не отправиться ли ему с правительством на Волгу в Куйбышев, Город на Неве усиленно подсчитывал каждый вид транспорта, включая личные мотоциклы, велосипеды, санки, лыжи, плоты, детские коляски, тележки. Но не только это было тщательно учтено, но и ментальный потенциал жителей Северной Столицы!
И здесь-то желание младших сыновей Иды идти на фронт подкреплялось их мощным интеллектуальным балансом. Дома они говорили на идише, который близок на слух к немецкому, прекрасно понимая немецкую устную речь. Но они привезли в качестве бесценного наследства из тёплой Молдавии – молдавские народные песни, танцы, умение играть на народных инструментах…
Гитлеровцы стянули около Блокадного города военные части из 22-х стран, где Румынские части и представители Испанской Голубой дивизии составляли значительный контингент.
Из циничных фраз тогдашнего московского руководства можно было услышать:
- Линия фронта вокруг Блокадного города застабилизировалась…
Но КАКОЙ ценой достигалась эта стабилизация? Нужно было внести разногласия между гитлеровскими и франкистскими частями. К счастью, отношение гитлеровцев к женщинам, которых они предпочитали грабить и избивать, полностью не совпадало с оценками роли кабальеро среди испанцев. Румынские части не соглашались, когда видели жестокое отношение к детям.
Но, и об этом тоже, практически, нет научных исследований, и испанцев и румынских военных раздражали губные гармошки, которыми фашисты гордились в качестве высшего музыкального достижения. Донести народную песню? А заодно и раздать листовки, при предъявлении которой можно было сдаться в плен. Велась напряжённая работа, в которую включились Илья и Ефим, который получил кличку Роман…
К сожалению, два младших сына Иды погибли…Но они неизменно приближали Победу!
Не менее драматично сложилась судьба Бориса Бельграя, попавшего в окружение, затем в концлагерь, откуда он совершил дерзкий побег, далее он сражался в составе Прославленных Партизанских отрядов Белоруссии.
На студенческую скамью своего родного вуза имени Лесгафта он вернулся только после окончания войны, но и здесь ему и его Маме Иде судьба подготовила новый сюрприз, врачи давали неутешительный прогноз, что проживёт он не более одного года. И снова Ида собрала все свои знания, неслучайно фамилия Бельграй означает- Прекрасный цветок, и она, испытав старинные рецепты, смогла отодвинуть мрачный врачебный прогноз для сына.
А что же Давид? Тяжёлое осколочное ранение лишило его одного глаза, но он вновь вернулся в родной Политех, вскоре став ведущим специалистом НИИ Телевидения.
Сыновья женились, у них появились дети, а Ида как-то сказала:
- Вот теперь я могу и умереть! Но обещайте мне, что Вы с детьми обязательно навестите наш Родной Днестр!
И сыновья добавили речь матери словами из песни, любимой ими с детства:
Там на Днестре,
Где яблоки румянее на свете,
И абрикосы где душистее всего…
Мир самых румяных яблок? Пора ароматных абрикосов? Да, они приехали туда с детьми, тоже полюбившими Тирасполь, о котором столько слышали с самого рождения…
А сегодня? Возможно, правильно поднимает Майя вопрос о Днестре? Здесь столько ещё самых удивительных страниц истории, которые должны стать международным достоянием.
Знаменательно, что потомки Иды Бельграй так и живут в Городе на Неве, принося славу этому замечательному городу и храня в душе память об Иде Бельграй – цветке дружбы между нашими народами.
Наверное, нужно посвящать скверы, улицы тем, кто пожертвовал для защиты Северной Столицы самым дорогим, что у них было в жизни – жизнями и здоровьем своих детей. У нас сейчас принято говорить о тех политических прихвостнях, дети которых уютно расположились в особняках Швейцарии, Лазурного берега Франции или Лондона.
Убеждена, что Майя сама может научить сегодня и европейцев, да и китайцев, претендующих на роль вездесущих советников, что на берегу Днестра проживала Ида Бельграй, подарившая миру превосходных сыновей, которые смогли отстоять мир на нашей планете и превращая планету в Прекрасный цветок.
Поэтичность Пушкина в значительной степени вызвана его путешествиями по Молдавии, которую он не забывал упомянуть в своих лучших произведениях:
...Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.
Если об Италии сегодня говорится много, особенно в связи с инфекцией китайского вируса, то о Молдавии, той удивительной Молдавии, подарившей миру незабываемую Иду Бельграй, упоминается непростительно редко.
Сегодня Майя Санду – самый желанный гость Северной Столицы и в Музее А.С. Пушкина, и в Музее Александра Суворова и во многих других музеях, которых более сотни в Санкт-Петербурге, где можно узнать немало о связях Молдавии и России.
Томановская Валентина Владимировна |