Сергей Есенин с восторгом воспринимал Тифлис, словно предчувствуя, что в этом городе появится царственный наследник, подаривший миру столь проникновенные песни.
Как мы уже отмечали, поэт Есенин так романтично рассказывал об этом старинном городе, что каждому захотелось бы и сегодня побывать в Тифлисе, чтобы увидеть табличку на одном доме, где на грузинском и на русском языке написано, что здесь проживал Сергей Александрович.
Оперная карьера Фёдора Шаляпина начиналась в Тифлисе, где он брал БЕСПЛАТНЫЕ уроки пения у профессора из Москвы, направленного в Тифлис для формирования будущих оперных солистов. Почему мы делаем акцент именно на том, что Шаляпин обучался, не платя за занятия. Так решил московский куратор, стараясь бескорыстно помочь начинающему самоучке, который об исполнительском мастерстве оперного певца не имел ни малейшего понятия.
Именно этот наставник, снабдив Шаляпина рекомендательными письмами, помог ему продвинуться до Северной Столицы. В своих воспоминаниях Шаляпин с нескрываемым восхищением к самому себе писал, что он смог в 21 год занять место в Мариинском театре. Напомним, что в царской России всего было только четыре императорских театра, а все остальные должны были существовать на собственные заработки.
Шаляпин не задержался в Городе на Неве, потому что, пробыв около года, провалившись дважды в спектаклях, не справившись с главными ролями, но получив аванс, чтобы подготовиться к следующему сезону, помчался на ярмарку в Нижний Новгород, где ярмарочный балаган заменил ему сцену императорского театра.
Это и понятно, родившись в провинции, где отец его устроился писарем в одну контору, среда пьяных застолий, где песня была дополнением к разгульным кутежам, эта обстановка была намного ближе Шаляпину. Молодой гуляка смог разорить мецената, требуя себе новых дорогих костюмов, роскошных выездов и т.д.. Расточительный купец угодил в тюрьму, откуда ему удалось вырваться на свободу, благодаря одному либеральному адвокату, но всё его имущество было распродано с молотка.
Отец Вахтанга Кикабидзе происходил из древнего рода Грузинских царей. Мать известного певца, будучи талантливой певицей Оперного театра в столице Грузии, тоже никогда не говорила сыну о своём старинном княжеском роде. И вот одна интересная деталь, о которой сегодня предпочитают помалкивать сегодняшние претенденты на восстановленный престол в нашей стране. Причём эти алчные искатели трона забывают, что их самые ближайшие родственники отметились сотрудничеством с гитлеровцами во время Второй Мировой войны. Отец Вахтанга Кикабидзе погиб на фронте, защищая город Керчь от фашистских захватчиков. Мог бы сегодня Вахтанг Кикабидзе претендовать на право называть себя наследником монархии? Безусловно, юридически, претензии Вахтанга были бы гораздо более обоснованными, с учётом древности его царского рода. Потомки немецких принцесс, окопавшихся на престоле в России, смогли отметиться только постоянными династическими преступлениями. Достаточно напомнить, что Екатерина Вторая была инициатором убийства Петра Третьего, то есть собственного мужа, а её любимый внучонок - Александр Первый оказался на престоле, вступив в дворцовый заговор, когда был убит Павел Первый.
Александр Второй был убит только потому, что бывшая датская принцесса Дагмара, став Марией Фёдоровной, то есть женой сына Александра Второго, просматривая официальную почту, так как муженёк её любил прикладываться к плоской бутылке с коньяком, которую он носил неизменно в голенище сапога, так вот эта Мария Фёдоровна не сочла нужным предупредить своего свёкра о готовящемся покушении. Сообщение поступило от зарубежного информатора. Этой даме очень хотелось получить титул императрицы.
Известно, что Вахтанг Кикабидзе, влюбившись однажды в грузинскую выпускницу Балетного училища в Городе на Неве, прожил с нею всю жизнь.
Шаляпин сначала женился на итальянской балерине, но, когда у него уже было полдюжины детей от неё, он делает свой выбор на вдове немецкого пивовара, считая, что хорошие деньги своей новой пассии ему не помешают.
Но дело даже не в этих семейных подробностях, а в общем уровне образованности. Вахтанг, поступив в Институт Иностранных языков, стал удивлять слушателей таким проникновенным исполнением зарубежных песен, что на том же турецком языке песня "Я пьян от любви" никогда так трогательно не звучала.
Питер не жаловал Шаляпина. И этому есть закономерное объяснение. Фёдор не только не мог освоить иностранных языков, но и по-русски мог допускать такие выражение, как "ненадёванный костюм", что серость его сквозила через меха и бархат, в которые он пытался замаскировать своё убожество. Необразованность Шаляпина особенно проявлялась в его мещанских замашках, когда он любил заявлять:
- За бесплатно только птички поют!
А ведь он свои уроки пения получил бесплатно. Мог бы Шаляпин, получив после революции 1917-го года должность художественного руководителя Мариинского театра, организовать бесплатные вокальные курсы для пролетариата? Мог бы, если бы хотел, чтобы у него были творческие последователи, а, главное, если бы он обладал тем потенциалом знаний, которым можно было бы поделиться.
Шаляпин говорил, что арию Мефистофеля он исполнял 40 лет подряд. Наверное, за это время можно было бы подготовить себе замену? Но он считал себя незаменимым, очевидно.
Шаляпин прожил всю жизнь с установкой внутреннего эмигранта. Поэтому-то, когда представилась возможность покинуть Советский Союз, чтобы иметь сытый стол, он уехал к более зажиточному столу.
Вахтанг Кикабидзе так и не покинул свой любимый Тифлис... Он на всю жизнь сохранил верность своим мелодиям Верейского квартала. И в этом, наверное, самое главное отличие Грузинского певца от Шаляпина, столь напоминающего тех греков, которые ради жирной похлёбки в жилище Циклопа, забывали о нравственных принципах.
В исполнительской манере Шаляпина красной нитью проходила неприглядная фальшь, когда одна семья проживала у него в Москве, а другая в Городе на Неве. Ощущение двоежёнства сквозило в каждой ноте его выступления.
Вахтанг отличался постоянной искренностью. Он мог бы отправиться на проживание в США, где Грузинская община имеет солидные позиции, но он предпочитал оставаться в своём Любимом и Песенном Тифлисе. Искренность Кикабидзе заключалась в том, что песни из его репертуара, звучавшие на грузинском языке, просили многократно повторить на бис и на концертах в больших залах и у солистов ресторанной эстрады. Почему так происходило? Люди остро улавливают самую малейшую фальшь.
Даже в своих мемуарах Шаляпин продолжал неустанно лгать. Он, непременно критикуя итальянскую оперу, особенно зарубежный балет, восхищаясь отечественной балетной школой, зачем-то выбирает себе супругу не из лучших отечественных балерин, а женится на итальянской балерине. Зачем? Потому что он испытал фантастическую страсть? Но отчего же, едва она отправилась в Италию навестить своих родственников, он находит ей замену в лице дочери одного немецкого чиновника. Причём, хотя со своей второй женой он с детства проживал в одном квартале, но страсть в его сердце к ней вспыхнула, когда она стала вдовой зажиточного пивного фабриканта.
Сегодня много спекуляций на тему политических взглядов Вахтанга Константиновича, но мне хочется заострить внимание на его вокальном таланте. Слушая Кикабидзе, ему непременно веришь, слушая Шаляпина, ощущаешь его запредельную фальшивость. И эти его портреты в высоких бобровых шапках напоминают плакаты в грошовых парикмахерских.
В Грузии сегодня происходят сложные политические процессы, но Кикабидзе не покинул свою страну в погоне за жирным гамбургером.
Честность Вахтанга Константиновича проявляется и в том, что он не стал плотно оккупировать нашу эстраду, как это сделали два брата афериста, которые получили инженерное образование, потому что их родители были инженерами, но, почуяв в себе некий музыкальный зуд, стали терзать россиян своими несносными опусами. Именно эти два прохвоста, сегодня не довольные позицией Президента России, проколесив по всем странам, хотят опять грабить россиян, заставляя нас слушать их бездарное пойло. Они считают себя по национальности грузинами, но почему-то не осмелились своё безголосое подношение принести в Песенный Тифлис?
Конечно, эти братишки-аферишки, не имея ни музыкального образования, ни частицы порядочности, уверены, что их двоюродный братишка, тесно связанный с криминалом, поможет им заниматься очередными эстрадными махинациями, однако?
Однако этим внутренним эмигрантам, которые не смогли себе сделать музыкальной карьеры в Тифлисе, тем более не место в сегодняшней России. Потому что сегодня в России особенно отчётливо просматриваются образы тех, кто остаётся верен истории своей страны, как Кикабидзе ценит свою Грузию. А вот перебежчиков, гоняющихся исключительно за очередным бутербродом, как на криминальной свадьбе, организованной кузеном братьев аферистов, таких политических прохиндеев россияне видеть не хотят. Музыкальное плебейство и жажда криминальных заработков абсолютно немыслимы в современной России.
Наши отношения с Тифлисом, тем Тифлисом, который так воспевал Сергей Есенин, безусловно, улучшатся. Нужно просто чётко отличать тех, кто получил знания в Тифлисе, как Шаляпин, но все заслуги приписал только себе, и видеть откровенную заботу Вахтанга Кикабидзе о завтрашнем дне.
Томановская Валентина Владимировна |