Знаменитые Африканские маски, отражённые в фильме «Император Джонс», стали визитной карточкой известной творческой Студии Кирилла Датешидзе.
Почему же всё-таки пока можно считать самым выдающимся исполнителем в мире именно Поля Робсона, где каждая из двухсот песен его репертуара, исполнявшегося на двадцати языках, была непревзойдённым шедевром!
Достаточно вспомнить уникальную песню «Шестнадцать тонн».
Шестнадцать тонн, много руды!
Но мало платят мне за мои труды!
Дорога извивается, как змея!
Веду машину я четыре дня!
Поль Робсон в фильме «Император Джонс» бросает карьеру в оперном театре Лондона, чтобы отправиться на свою далёкую Родину в Африку, где он был наследником короля. Жалкая хижина, где стены сложены из редкого хвороста – вот что представляет собой так называемый Дворец… Но за право называться настоящим королём одного Африканского племени следует пройти крайне опасные испытания. Когда с напряжением смотришь этот фильм, то непременно думаешь: «Ну, когда же он запоёт, чтобы покорить своих сородичей?»
И вот? Когда, казалось бы, наступает неминуемая погибель, он начинает исполнять народные Африканские напевы.
Такое же волнение охватывает, когда становишься зрителем спектаклей Студии Датешидзе. Всегда самый неожиданный поворот сюжета, когда до падения в пропасть остаётся буквально полшага…
Судьба знаменитого Поля Робсона напоминает судьбы молодых актёров из замечательного Гнезда Датешидзе, а отсюда и такое разнообразие примечательных Африканских масок и скульптур.
Творчество Поля Робсона мне помогли постичь исследования этнографа – Ольги Сергеевны Томановской, которая была заведующей отделом Африки в Музее Антропологии и Этнографии народов мира.
Вот почему, познакомившись вдумчиво со всем репертуаром Студии Датешидзе, мне удалось найти в такой талантливой манере молодых актёров черты вечно молодого Поля Робсона.
Не будем сейчас перечислять сценические навыки актёров Студии Датешидзе, остановимся на легендарной судьбе Поля Робсона. Он захотел играть в университетской команде Американского футбола, то есть регби. На предварительном тренировочном просмотре игроки ему сломали нос и вывихнули плечо, но он вовсе не отказался от намерения быть участником этой команды! Он был принят в команду, вскоре став не только лучшим игроком в этой команде, но лучшим игроком среди всех студенческих команд США в таком жёстком виде спорта – регби.
Робсон овладевал сложной профессией юриста, но его не устраивал вид скучного и занудного зубрилы, заучившего многие законы. Вовсе нет! Поль принимает участие в университетских состязаниях по Ораторскому мастерству! Сначала
он становится победителем такого Ораторского конкурса в своём вузе, затем становится лидером в масштабах США.
Казалось бы, получено высшее образование, имеется адвокатская должность, но Поль продолжает штурмовать вершины интеллектуального и спортивного мастерства. Он решает получить звание доктора юридических наук. Для этого он поступает в Колумбийский университет. Но для продолжения образования нужны деньги! Их Поль зарабатывает, участвуя по вечерам в состязаниях по регби, а ещё? Он решил в выходные дни попробовать себя в выступлениях на площадках, где пробовали силы представители художественной самодеятельности. Неожиданно к Полю приходит успех выдающегося исполнителя, можно было бы собирать огромные залы и получать солидные капиталы, тем более, что Робсона приглашают сниматься многие киностудии, но снова он делает решительный поворот в собственной судьбе. Он отправляется в Лондон, чтобы заняться фундаментально изучением языков и диалектов Африканского континента.
Кстати, попутно Поль неплохо освоил и русский язык.
Итак, 1933-ий год, выходит фильм «Император Джонс», затем ещё несколько кинокартин, но в 1936-ом году наступают бои Республиканцев за Мадрид против франкистов, и Поль, не раздумывая ни секунды, отправляется в Интернациональную бригаду имени Линкольна, чтобы сражаться против фашистов. Робсон поёт для раненых бойцов, которых его мужественные песни невольно заставляли забывать о полученных увечьях и снова рваться в бой.
Давайте задумаемся, много ли мы знаем участников Всеамериканской лиги по регби, где Робсон назван бесспорно лучшим игроком лиги, и чтобы такой спортсмен был Победителем конкурса Ораторского мастерства? И при этом легендарный певец! Многие сравнивали Поля Робсона с Шаляпиным? Думается, что такое сравнение могло только льстить самовлюблённому Фёдору Шаляпину, который вокалу учился у московских преподавателей, когда они отдыхали на Юге царской России, а сценическим мастерством он овладевал у лучших актёров Питера, когда он уже получил контракты с императорскими театрами. Шаляпин очень любил деньги, хотя своим учителям он умудрился ничего не заплатить, взывая к их благородству – помогать начинающему исполнителю. Шаляпин часто любил повторять фразу: «Забесплатно только птички поют!» В этой его фразе ощущалось не только корыстолюбие, но и невежество. Ведь и жаворонок, и соловей, поют отнюдь не бесплатно! Они тратят весь свой запас жизненной энергии, чтобы своим трогательным пением привлечь свою будущую избранницу, чтобы оставить потомство. Пение птицы – это самое жгучее желание продлить свой род, где каждый аккорд песни оценивается ценою в жизнь…
Многие птицы из Африки прилетают в нашу страну, потому что Белые ночи позволяют кормить птенцов практически круглые сутки, что позволяет им быстрее вырасти, чтобы преодолеть длинный путь на зимовку.
Такую же самоотверженность проявлял всю жизнь Поль Робсон, подарив миру непревзойдённые по силе воздействия песни.
Мы уже говорили, что песенный жанр и зажигательные танцы, как и широкий диапазон исполняемых ролей – это визитная карточка актёров Датешидзе, которые уже сегодня создали целый творческий мир Нового театра. Какого?
Мы ещё об этом поговорим, но сегодня каждому актёру приходится проходить сложнейший путь судьбы Поля Робсона. Он всю жизнь сражался за справедливость! Сегодня и Студии Датешидзе в каждом спектакле нужно отстаивать тот «Плавучий остров», как это делал Поль в своём фильме.
Приходится преодолевать те громады немыслимой пошлости, застарелых штампов, когда избалованный сынишка купцов, не получив даже школьного образования, возомнил себя не только актёришкой, режиссёришкой, но и учителишкой в театральном мире.
К величайшему счастью, в Студии Датешидзе действуют принципы, сформулированные нравственным кодексом Поля Робсона.
Томановская Валентина Владимировна |