В год Литературы, которым был объявлен 2015 год, нелишне вспомнить, что Иван Сергеевич Тургенев, проживший полжизни во Франции, готовя свои знаменитые «Стихи в прозе», явно не озаботился более полновесными характеристиками для обозначения роли нашего родного языка. Он ограничился только такими скромными понятиями, как «великий» и «могучий», забыв о главной составляющей любого языка – Славе. Но запамятовав о таком термине, как «славный», Иван Сергеевич на многие десятилетия вольно или невольно притормозил развитие смысловой окраски нашего языка. Ведь Петра Первого в Дании называли «великим», имея в виду его высокий рост, а Батыя современники считали «могучим», восхищаясь его крепким телосложением. Так и язык, помимо характеристики «великости» (большого словарного запаса) и «могучести» (разнообразия грамматических форм), должен ещё называться Славным!
То есть язык (способность общаться) должен приносить если не Славу, то хотя бы уважение других народов к нашей стране. А это достигается усилиями дипломатии… Обо всём этом подумалось, когда 23 ноября 2015 года на Пресс-конференции, посвящённой предстоящим заседаниям Театральной секции в рамках Четвёртого Международного Культурного Форума, в президиуме колоритно расположились зримые образы выразителей нашей языковой культуры – Великий, Могучий и Славный! Взглянув даже бегло на этих современных оракулов, их можно было сравнить с героями знаменитого полотна Васнецова – «Три богатыря». И даже неизменный головной убор Андрея Могучего ассоциировался со шлемом Ильи Муромца, потому что козырёк напоминал сложенную длань, которая должна была увеличить обзорность Защитника Родины...
Темы, поднятые на Пресс-конференции, были до крайности острыми. По правую руку от Главного режиссёра БДТ скромно разместился Валерий Фокин (которого по праву называют Великим), а слева мы увидели Александра Чепурова – Ректора Театральной Академии…
Прежде, чем мы расскажем, что происходило на самой Конференции, мы коротко поясним, как мы готовились к этой знаменитой встрече с Великим, Могучим и Славным. Проходило совещание Редсовета. Нам было предложено заняться подготовкой предстоящей статьи. Предварительно был дан «список для ознакомления». Вообще, мы должны были «работать на прикрытие». Нам не поручалось задавать вопросы, нашей задачей было «следить за фарватером». То есть, по старой схеме, кто-то из «ППР» задавал вопросы, кто-то всё это фиксировал незаметно на видео, а нашей целью было определить «градус аудитории». И затем это настроение надо было отразить в статье, сделав опору на «Уроки французского», где Валентин Распутин рассказывает о своей учительнице французского языка.
Нам было выдвинуто непростое условие. Сравнить абсолютную неэффективность сегодняшних ежедневных реляций чиновников МИД-а с тем нравственным императивом, которым обладают наши ведущие театральные деятели, чтобы мы смогли, помимо статьи, принять участие в выработке Государственной программы, где были бы отражены основные просчёты сегодняшней дипломатической школы, которая, наряду с экономической, терпит одно сокрушительное поражение за другим. Ведь не зря пелось в известной песне:
И даже в области балета
Мы впереди планеты всей!
Проведение Пресс-конференции как раз совпадало с гастролями Балетной труппы Мариинского театра в Японии, где шесть городов страны Восходящего солнца стремились оглушительными аплодисментами встретить посланцев театрального мира Северной Столицы… Возможно, если бы на бесконечных переговорах нашего дипведомства участвовали ученики прославленного Николая Максимовича Цискаридзе, то нашим опытным лётчикам не пришлось бы сейчас вести росписи в небе Сирии. Но? Сегодня, к сожалению, театральный мир незаслуженно оттеснён от решения важных мировых процессов, тогда как драматургия многолетних переговоров явно страдает водевильной схемой одно актовых непритязательных пьес, сценарий которых давно требует обновления. Заставляет добиваться пересмотра и порядок мизансцены происходящих политических событий. Потому что бесконечно повторяющиеся «ужины», куда собираются представители нашего МИД-а в Вене, неизменные «встречи без галстуков» на деле приводят к тому, что Валентине Ивановне Матвиенко – Главе Совета Федерации РФ (!!!) было отказано в получении визы в США, что до глубины души возмутило ВСЕХ участников Женского Международного форума, который проходил в сентябре этого года в Северной Столице. Таким же позорным провалом дипломатического ведомства следует считать и получение отказа в визе в Финляндию Спикеру Государственной Думы – Сергею Нарышкину.
И это при том, что Сергей Викторович Лавров предпочитает обставлять свою деятельность изрядной театральностью. Он публикует в интернете свои стихи, что предполагает определённую декларативность своей позиции, кроме того и он, и его ближайшие помощники в социальных сетях пытаются разыгрывать интермедии, напоминающие либо Тургеневский «Месяц в деревне», либо Чеховский «Вишнёвый сад». И здесь, несомненно, нужна существенная помощь современному Российскому МИД-у в лице наших знаменитых театральных мэтров.
Приведём такой простой пример. Сотрудница МИД-а выставила на своей страничке незамысловатую фотографию, где на стеклянном журнальном столике в МИД-е (вместо политической прессы) были разложены яблоки. И она, забыв о правилах международного этикета, (которых она, возможно, никогда и не знала) поясняет... Что этими яблоками её угостили вчера соседи по даче, а она, «в свою очередь» принесла их, чтобы угостить своих коллег по работе. Какой сюжет из нашей отечественной классики это напоминает? Когда госпожа Огудалова пыталась несколько раз продать одни и те же серьги, показывая их гостям, которые приезжали на именины её дочери Ларисы… Мы помним, какова была тайная цель этого показа.
Предположим, эту страничку прочитают наши коллеги из Польши. О чём они подумают? Они наглядно увидят, какое пренебрежительное отношение в России, причём у официальных представителей МИД-а и к продуктам питания (а поляки очень болезненно переживали отказ полякам в поставке яблок из Польши), к подаркам довольно близких людей, ведь соседей по даче эта чиновница знает не первый год, и к дармовым подачкам тем, с кем она выстраивает свои служебные отношения.
Получается, что чиновница МИД поступила, использовав пословицу:
На тебе, Боже,
Что нам не гоже!
Казалось бы? А зачем говорить о такой «мелочи»? Но в дипломатии не может быть мелочей! Приведём ещё один пример, который был «ударным» в интернете. На пресс-конференции, которую проводил сам Лавров для журналистов, причём для иностранных, эта же дама, которая фотографировала яблоки от своих дачных соседей, взяла Сергея Викторовича под руку и увела, резко прервав последующие вопросы. Сам министр с восторгом пояснил по-английски, что «она – деспотична»… Но и эта шутка, как сказала бы талантливый Дипломат по призванию, а не только по должности - В.И. Матвиенко – «отдаёт нафталином».
Почему именно у Великого, Могучего и Славного сегодня нужно поучиться Лаврову и его коллективу, которому пора избавляться от «деспотизма»?
Сравним с тем, как проходят спектакли? Ведь артисты, потеряв порой несколько литров пота за время спектакля, неутомимо выходят к зрителям! И при этом они кланяются! Хотя, ведь зрители по праву могли бы поклониться им в пояс за их самоотверженный труд, когда каждое слово вырывается из глубины сердца…
Часто отслеживаем заседания дипломатических переговоров. Они проходят в режиме «перекура с дремотой», это с учётом того, что наш сегодняшний министр даже в ООН стремился отстаивать права курильщиков, представителем которых он и является. Мы задумались вот о чём. А много ли нам известно о том, как проводят свой досуг Главный режиссёр Александринского театра Валерий Владимирович Фокин? Что делает в свободное время Андрей Могучий? Куда спешит Александр Чепуров? Да и есть ли у них это пресловутое «свободное» время? Зато мы знаем, что Сергей Викторович не расстаётся со своим «штопанным резиновым фрегатом». Старается, в меру своего почтенного возраста, участвовать в соревнованиях…
Всё бы это ничего, если бы дипломатия не имела таких чудовищных ошибок. Причём и на Украине, и в Прибалтийских странах, и в Польше, и в Аргентине. Например, сегодня было констатировано, что новый Президент Аргентины возьмёт курс на сближение с США… Что это означает для России? А для МИД-а РФ? Что теперь на ужинах без галстука, где присутствует секретарь Госдепа США, будет присутствовать ещё и Президент Аргентины?
Мы знаем, что госпожа Клинтон ранее считала своим хорошим другом господина Лаврова, но сегодняшняя её предвыборная риторика грешит обветшалыми театральными декорациями, с которых давно осыпалась краска…
Так получилось, что Пресс-конференция театральных деятелей произвела на нас столь сильное впечатление, что мы, изначально планируя подготовить статью, что называется «на коленке», пришли в редакцию в крайне озадаченном состоянии. Бросились перелистывать книги, газеты, журналы. К нам заглянул Борис Челышев:
- Материал готов? Вы чего-то затягиваете?
А мы в этот момент просматривали передачу с Фокиным, где мадам, которые себя представляют в закладке передачи, как две ядовитые змеи, набрасывались на него с вопросами. Фокин, с врожденным талантом дипломата, стал им объяснять, почему они «не любят театр».
- Что Вы хотите от меня? – улыбнувшись, спросил Борис Владимирович.
Он посмотрел на наши сосредоточенные лица:
- Ну что? Нужна моя помощь? Как внука известного историка или юриста?
- Не можем свести баланс!
- Ах баланс! А я предупреждал, что искусство бухгалтерского баланса – это Поэзия!
Он ещё раз возвратился к тем кадрам передачи, где дама, похожая внешне на персонажей Корнея Чуковского о семье крокодилов про Тотошу и Кокошу, удивлялась, почему она САМА ещё в детстве любила участвовать в домашней самодеятельности, а спектакли в театре ей неинтересны. Борис задумался, быстро пощёлкал компьютером, просмотрев резюме второй дамы из этой передачи, которая «поразилась», что спектакль «Волки и овцы» через десять лет шёл точно таким же, как и в день премьеры.
- Ребята, я понял, в чём фокус! Обе эти дамы, даже не понимают, что обеим «наступил слон на ухо». То есть, бывает явление – абсолютный музыкальный слух, как, например, у композитора Евгения Яковлевича Хаздана и его супруги – музыковеда – Евгении Владимировны Хаздан, а есть – полное отсутствие музыкального слуха!
Челышев даже расхохотался.
- Да, дамы даже не понимают, что каждый спектакль имеет свою строго выверенную музыкальную партитуру! И театралы, которые это понимают интуитивно, приходят на любимые спектакли, чтобы услышать эту гармонию звуков, а не импровизационный диссонанс, как в произведениях второй дамы, которая радует такими литературными «шедеврами», которыми можно потчевать только тех, кто осуждён на пожизненное заключение, в надежде на то, что прослушав эти вещи (а ведь были и радио спектакли по её «произведениям»), что ему можно будет надеяться на помилование, ибо слушать её «шедевры» - это изощрённый тип антиэстетической пытки!
В этот момент он заметил лежащий перед нами учебник Французского языка.
- Да, узнаю учебник, по которому учился Георгий Фёдорович Ершов, а потом и лучшие его ученики!
И мы начинаем обсуждать, почему Зинаида Райх совершила свой самый непростительный промах, написав Кремлёвскому горцу, что он «ничего не понимает в искусстве». А он, вообще-то, был человеком глубоко невежественным и трусливым, но в театральном искусстве-то разбирался. Каждое его правительственное заседание, к которому он всегда тщательно готовился, это была неизменная театральная постановка. Причём с большим числом действующих лиц, с пышными декорациями, выходами лакеев, разносящих на подносах стаканы с чаем в серебряных подстаканниках…
Единственно, что недалёкость этого руководителя не позволяла ему обнаружить, что спектакли он разыгрывал исключительно по британскому сценарию, где и его «самостоятельные» реплики были заранее за него продуманы. Соответственно и советская дипломатия была лишена какой-либо самостоятельности, и неторопливо следовала в русле сына немецкой баронессы, которым так сегодня восхищается Сергей Викторович Лавров.
Что же мы можем констатировать сегодня?
Андрей Могучий, имея отличное Высшее техническое образование, закончив тот же ВУЗ, что и наш генерал-губернатор Санкт-Петербурга – Георгий Сергеевич Полтавченко, затем взял лётный курс на освоение режиссёрской профессии, и освоил здесь запасные аэродромы многих театральных площадок мира, выработав свой неповторимый штурманский стиль.
Валерий Владимирович Фокин смело погрузился в дебри исторических реалий, освоив наследие Всеволода Мейерхольда. Будем откровенны, он давно уже перерос уровень сына известного винодела, немного изучавшего юриспруденцию, а затем поучился в студии Владимира Ивановича Немировича-Данчено, который проучившись несколько лет на факультете математики, затем на юридическом, почувствовал себя театральным педагогом…
В фильме Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли», а Станислав Сергеевич – наш любимейший кинорежиссёр, рассказывается о прошлом России… Побывав на Пресс-конференции с нашими сегодняшними театральными деятелями, можно с неизменной радостью констатировать, что и отлично, что потеряли. Ведь талант Веры Фёдоровны Комиссаржевской во многом был определён протежированием её отца, занимающего весомую чиновничью должность в тогдашнем театральном мире. Всеволод Мейерхольд Зиночку Райх, которую выгнали в своё время за непристойное поведение из провинциальной гимназии, ограничила свой образовательный ценз, посетив курсы в Городе на Неве, что позволило ей пристроиться на должность машинистки в одну из редакций, где она и познакомилась с Сергеем Есениным, а последовавшее замужество и эту относительно творческую работу привело к завершению, так вот режиссёр театра, названного в честь самого себя, именно эту актрисочку, которая была его супругой, предпочитал ставить на все главные роли…
Почему Валерий Владимирович Фокин ДАВНО и основательно перерос Мейерхольда? Потому что он не утратил способности учиться! Он приглашает к себе разноплановых режиссёров… То есть? Он обладает талантом дипломата, способного находить консенсус с разными по полярности творческими запросами.
А чиновникам МИДа катастрофически не хватает дипломатичности! В заголовках в СМИ можно прочитать, что чиновница МИД «отчитала Президента Болгарии». Но «отчитывать» - это не стиль дипломата. Как им надо поучиться у наших Питерских мэтров! Ведь две дамы в указанной телепередаче потратили немало спесивости, чтобы вывести Фокина из себя. А он с дипломатической тактичностью им пояснял:
- Возможно, Вам надо начать знакомство с театра-студии… Вам будет тяжело воспринимать спектакль, идущий несколько часов…
Так что же происходило на Пресс-конференции? Удивительно, что ни одно СМИ не отметило тех глобальных вопросов, которые были столь блистательно освещены Великим, Могучим и Славным. Ведь наши театральные учители смогли в общей риторике задаваемых им вопросов раскрыть глубину дипломатического подхода, обозначив пути реформирования МИД-а, который сегодня значительно отстаёт в ментальной проработке основных тем современности. И, конечно, мы ждём новых встреч с нашими замечательными мастерами – Великим, Могучим и Славным! Триумвират в лице Фокина, Могучего и Чепурова может изменить мировой политический климат, сделав его значительно мягче и теплее.
Ершов Павел Георгиевич,
Томановская Валентина Владимировна
|