Понедельник, 21.10.2019, 04:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Октябрь » 27 » КТО СПАСАЕТ ЖУРНАЛИСТОВ: Закулисная журналистика или фамильные страсти в театральной семье?
21:06
КТО СПАСАЕТ ЖУРНАЛИСТОВ: Закулисная журналистика или фамильные страсти в театральной семье?

 

фото

Недавнее нападение на одно из редакционных помещений «ППР» (см. статью в «ППР») навело на размышление о том, КТО же может считаться в современной России истинным спасителем, например, для журналистов?

Понятно, что в конкретной ситуации, когда отдельные «читатели» реагируют по-топорному, то есть, вооружившись топором, спасти может только оперативное прибытие полицейского наряда… Именно об этом вспомнилось, когда известный психоаналитик на лекции в Клубе «Игры разума» - Дмитрий Ольшанский представил концепцию своих новых научных исследований… Трактовка одной из тем была крайне любопытной. Дмитрий Александрович, со свойственным ему демократизмом, поставил перед участниками семинара вопросы:

 

- Как коррелируются сновидения с действительностью?

- Почему человек просыпается во время кошмарного сна?

Учёный считал, что разгадка кроется в том, что действительность менее опасна, поэтому человек просыпается, чтобы ощутить душевный комфорт… И в этот момент от сотрудников «ППР» последовала такая реплика:

- А, если проснувшись, человек осознаёт, что действительность ГОРАЗДО кошмарнее, чем сон?

 

Услышав это, знаменитый психоаналитик крайне удивился возможности такой ситуации и попросил привести пример. Последовал незамедлительный ответ! Было рассказано об «удивительном» сне Бориса Петровича Бельграя – Легенды отечественной геронтологии. Во время Великой Отечественной войны с ним произошёл такой случай. Он, будучи до этого участником Финской войны, имея ряд спортивных разрядов (на Финскую войну он был призван со студенческой скамьи института имени Лесгафта), видит сон, что он попадает в ад, а черти с присущим им цинизмом разговаривают по-немецки… Владея в совершенстве идишем, Борис Бельграй знал в совершенстве и немецкий. Просыпаясь, он понял, что их место ночлега (дом в Белорусской деревне под Брестом) окружён фашистами. И это их реплики он слышал во сне… Потом был концлагерь, легендарный побег из концлагеря!

Дмитрий Александрович спросил:

 

- А что, разве черти были менее страшными, чем немцы?

- Фашисты, как известно, оказались изобретательнее чертей! В этом вскоре в концлагере Бельграй и убедился!

 

Учёного заинтересовал этот случай. Тогда-то мы привели и второй случай из нашей недавней редакционной жизни. Что такое, вообще-то, сон? В русском мы иногда говорим – «дрёма». В английском – «дрем» означает – «мечта». Вот так и мы, погрузившись в своеобразную дрёму, услышали «звук из действительности». И удары топора в металлическую дверь, которая всё-таки бралась «читателями» штурмом, не вносили радужных ожиданий. Спасло нас чудо, потому что мгновенный приезд полиции, как выяснилось потом – взвод ОВД Сергея Семыкина, спас нам жизни…

А что же Театр? Театр с заглавной буквы, который должен, по теоретическим параметрам, сеять «разумное и доброе»?

В недавней дискуссии, начавшейся в День Юбилея Аркадия Райкина, нас удивило несколько моментов, на которых и можно сфокусировать внимание читателя. А именно? Константин Райкин забыл свой юношеский спектакль «Труффальдино из Бергама», где было много музыки, танцев и искромётного юмора. Увы, в речи Константина Аркадьевича ничего этого не почувствовалось, а жаль. Жаль, что худрук «Сатирикона» не присутствовал на очередном Семинаре «Анатомия музыки» Сергея Евтушенко, потому что музыкальной харизмы с легкой долей иронии удивительно не хватало нашему Костику, как называют сына Великого артиста до сих пор в Городе на Неве.

Что удивило в тоне его речи? Он заговорил о «государственном давлении» в России. А при этом? А при этом «совершенно» забыл о том, что недавно он вернулся из гастрольных поездок по Азербайджану… В этой очаровательной стране, посетив Баку, мэтр искусства даже «не заметил», что снесены Памятники Кирову и другим известным россиянам, а на этих постаментах установлены статуи палачам времён Османской империи. И это при том? И это при том, что вторая супруга худрука «Сатирикона» является дочерью известного художника Азербайджана, получает постоянную материальную помощь от первого супруга (от которого у неё сын) из этой солнечной страны, а сама является экспертом в художественной сфере в Москве…

Если мы вспомним дословно речь Константина Аркадьевича, то он возмутился, ПОЧЕМУ общественность позволяет высказывать себе то или иное мнение по поводу организации тех или иных Художественных выставок. Вторая супруга в своих беседах в СМИ упоминает, что её сын ЧАСТО посещает Константина Райкина, встречаясь с ним, обсуждая темы… Возникает вопрос, а КАКИЕ темы?

В одной из статей на политическую тему в «ППР» упоминалось, как Генеральный прокурор США – обаятельная Лоретта Элизабет Линч смогла выявить турецкое лобби, занимавшееся подкупом сенаторов США, организовав им роскошное турне по Азербайджану… А как воспринимать гастрольный тур театра «Сатирикон»? Ведь Константин Аркадьевич сетовал именно на то, что государство в лице Министерства Культуры РФ МАЛО выделяет финансовых средств? Да, такая тематика была затронута в его выступлении, как и то, что «грядут события 1937 года». Вернёмся к турецкой тематике, потому что господин Алиев часто заявляет: «Две страны – ОДИН народ!». Так вот, дедушка второй супруги Константина Райкина был осуждён именно в 1937 году… И расстрелян, и по словам, этого ныне российского и азербайджанского художника, его мать (совершенно одна) вырастила пять человек детей. Впрочем, при бесплатном образовании, медицине и жилье (многодетные матери были избавлены от квартплаты), но не были избавлены от госпомощи, вырастить детей было не столь сложно. По словам Райкинского тестя, жизнь будущего художественного светила была «столь невыносимой», что он не смог «по политическим мотивам» поступить в Академию имени Репина, поступив в Суриковское училище в Москве, где он и получил вскорости отдельную квартиру на пр. имени Горького, то есть на Тверской улице. Вот в этой-то квартире и познакомился в детстве юный Костя Райкин, который предпочитал на гастрольные поездки ездить вместе с родителями…

Готовя данную статью, мы ознакомились с тем, что написано об Аркадии Райкине в интернете, убедившись, что там многое искажено. Итак? Для «ППР» 24 октября это давно Традиционный сбор, потому что День рождения Аркадия Райкина известен АБСОЛЮТНО каждому, потому что в этот День рождения мы отмечаем Осенний праздник одного из старейших коллег «ППР». И именно в этот День у нас Настоящий День юмора! Потому что о семье Райкиных мы знаем от тех почитателей талантов, которые не только падали со стульев во время концертов в залах Города на Неве, но которые в своих служебных командировках посещали выступления Аркадия Райкина в Польше, Венгрии, Чехословакии, Британии! Ведь Костик (уж пусть он нам простит, как мы его любя называем) не унаследовал ГЛАВНУЮ черту своего Гениального отца – страстного желания изучать иностранные языки. Ведь к каждой гастрольной поездке (чему воспротивился чуть обленившийся инженер из Одесского порта) Райкин учил сам и заставлял всех участников спектаклей выучивать ВЕСЬ текст на польском, чешском, венгерском, английском языке! 

Да, в годы Великой Отечественной войны, выступая на Военных аэродромах, на Военных кораблях, молодой артист знал, что его фразы, произнесённые по-немецки, летят в эфир, передаются на передвижных радиостанциях! Его искромётный юмор, сатира фашистской военщины была не менее действенной, чем залпы знаменитой Катюши… Об этом рассказывали пленные немцы, которые принимали участие в восстановлении Города на Неве из руин.

Сегодня Константин Аркадьевич бессменно руководит Государственным театром. Ему не приходит в голову простая мысль, что должность эта может быть сменяемой? Что его супруга, как и он сам являются режиссёрами многих спектаклей? И это, повторимся, не в частном, а ГОСУДАРСТВЕННОМ театре, где всегда можно провести конкурс, пригласив Талантливую молодёжь из других регионов? Если мы подразумеваем демократию? Нет, если речь идёт о тоталитарном стиле в театре (хотя в советское время сменяемость была чаще), то это нормально, что директор Театра, он же руководитель Студии, он же худрук, и всё это – десятки лет? А если кто-то претендует на демократический подход?

Несколько слов о монетной составляющей? Многие «руководители» сейчас заговорили о том, что «билеты не окупают театральных расходов». Наверное, многие хотят вернуться к ужасной советской системе, как «театр в нагрузку». Мол, хотите получить билет на Концерт Райкина, тогда посетите вот этот спектакль. И давались билеты, которые нужно было купить, а посещать и не обязательно.   Театр Миниатюр окупал себя полностью и вытягивал многих отстающих. Не будем сейчас этих отстающих перечислять, поговорим о ЛУЧШИХ! Райкин- Отец мог ЛЮБОЙ вопрос решить своим талантом.

Однажды его пригласили на «серьёзный разговор» в Обком партии. Приехали и товарищи из Москвы. Что получилось в реальности? Райкин вместо ответа вышел к трибуне и исполнил свою знаменитую миниатюру – «А Вы как считаете?»

Через несколько минут, когда в стенах Смольного прозвучало:       

 

- А может мне поваляться в ногах? Пошёл и повалялся!

 

Зал грохнул. Некоторые «ответственные работники» просто положили голову на стол, чтобы хоть как-то скрадывался хохот, который их сотрясал… Правда, на здоровье великого артиста такие рауты сказывались довольно тяжело. Его отзывчивое сердце получало незалечимые рубцы, несмотря на то, что в семье Райкиных Аптечное дело передавалось из рода в род по наследству. Но не ВСЁ доступно медицине. Об этом Аркадий Исаакович делился с врачами, которые подолгу беседовали с ним за чашкой чая на кухне… Как ни странно, особую заботу вызывал Костик, который мало читал и ещё меньше слушал отца. Получался парадокс! Вся страна, да и многие артистические светила в других странах с микроскопической точностью изучали феномен популярности Райкина, а Костя?

 

И Константин берёт гитару

И тихим голосом поёт…

 

В тот период Костя сказал фразу одного революционера: «Мы пойдём другим путём…» Отъезд Театра Миниатюр в Москву был ментальной потерей для самого театра. Перебравшись, по словам Пушкина, из Города Гвардейцев в Город невест, Театр утратил ту атмосферу КБФ, которая могла разить наповал! Многие удивляются, почему Аркадий Исаакович был женат ОДИН раз, а Костя только официально был трижды женат? Ответ предельно прост: супруга Аркадия Райкина была Офицерской женой! Потому что КАЖДОЕ выступление Аркадия Райкина - это сражение с серостью, чванством, безответственностью, причём на ВСЕХ уровнях! Доставалось и бухгалтеру, и портному, и сантехнику, и сотрудникам МИД-а. Карающий меч Райкинской сатиры не щадил никого! После каждого концерта любимому артисту несли записки, почтальоны носили в театр и на дом мешки писем. Вот эти-то письма и становились материалом для его последующих номеров, ярких, огнемётных, незабываемых.

Так в чём же слабость выступления Константина Аркадьевича? Он забыл о том, о чём так сокрушался Аркадий Исаакович:

 

- Костя СОВЕРШЕННО не читает газет! Я ему сто раз говорил: «Костя, если ты не будешь знать содержание всех газет наизусть, то когда-нибудь ты станешь смешным! Будут смеяться не над твоим НОМЕРОМ, а над тобой!»

 

Однажды врачи (после инфаркта) застали Аркадия Исааковича необычно грустным…

 

- Что случилось?

- Да вот, подчеркнул Косте, чтобы он хоть подчёркнутое перечитал из «Письма Белинского к Гоголю»…

 

Аркадий Исаакович горестно махнул рукой. Оказывается, Костя сказал, что он выберет СВОЙ путь, потому что не хочет быть в тени отца…

И вот сегодня-то эта слабая информированность худрука «Сатирикона» и сыграла с ним каверзную шутку. Желая сделать свою речь в День Юбилея отца, он воскликнул:

 

- Мы же смогли отстоять…

 

И он при этом назвал того руководителя театра, которого несколько лет назад буквально по кочкам разнесла его родственница, которая носит ту же фамилию, что и он, называя себя «репортёром закулисья». Она считает, что этот (на которого сослался К. Райкин) худрук одного театра получил несколько «Золотых масок» вовсе незаслуженно, потому что в спектакле задействован и он, и его супруга, и дочь…

Нас в этой истории волнует другое, отстранённый, а потом «восстановленный» благодаря театральному сообществу худрук, не забывал путать свой карман с государственным, проделывая определённые манипуляции с перетеканием денежной массы в сторону собственного кармана. Вот такие манипуляции кажутся нам неприемлемыми для театрального деятеля.

Если говорить о театральных мэтрах сегодня, то их разговоры о «разорительности» театральных постановок выглядят крайне неубедительными. Когда в классических постановках Евгений Онегин выбегает в рваных кроссовках, а герои других исторических пьес фланируют в рваных джинсах, то такие «театральные костюмы» можно найти на любой помойке… Так для чего сегодня театрам нужно гос. финансирование? Пора бы ПОЛНОСТЬЮ отказаться от гос. диктата в виде денег. Это было бы честнее.

Но вернёмся к постулатам одной из родственниц худрука «Сатирикона». Возможно, делая иронические пассажи по поводу одного регионального театра, она всё-таки хотела уколоть самого Константина Райкина, по ассоциативной аналогии? Или не хотела? Или закулисная журналистика предполагает закулисное прочтение интерпретационного умалчивания?

Замечательно, что худрук «Сатирикона» высказался, но КТО повлиял на ТОН его речи? Предыдущая заметка родственницы-журналистки, которой он дал отповедь в ненужных рассуждениях о целесообразности присуждения «Золотой маски» тому или иному лицу? Или недавно его посетил сын второй супруги, откуда и возник экскурс к проведению Художественных выставок? Или были другие посылы?

А они (посылы), конечно, были! Наверное, мы не стали бы реагировать на неудачную речь в Юбилей Великого артиста (Память-то его была почтена крайне слабо и неубедительно), если бы не отреагировал один недоучившийся медик на слова Константина Райкина, который решил в очередной раз насаждать агрессивное хамство! Вот здесь-то мы решили сказать своё твердое НЕТ этому агрессивному хамству. Потому что? Потому что Костик (хоть он и сказал на одной из встреч, что считает себя москвичом) остаётся нашим ПИТЕРСКИМ Костиком! И уж абсолютно непозволительно, когда о КУЛЬТУРЕ, о Театре начинает фривольно рассуждать тот, кто освоил только «культуру» тату салонов. Причём? Пропагандируя эту татуировку, которая в любое время года, при любом виде одежды видна на его шее, он Константина Аркадьевича приравнял к Американской демократии! Само сравнение с США для любого может быть почётным, потому что в США много симфонических оркестров, концерты которых этот пропагандист татуировки, видимо, никогда не посещал.

Вообще-то, двоюродный брат Аркадия Исааковича был аккомпаниатором у Поля Робсона, что делает и нашего Костика тоже наследником Вершины исполнительского музыкального мастерства! Так вот от таких «комментаторов» выступления Константина Райкина мы предпочитаем максимально дистанцироваться. Вне зависимости от того, будет этот современный хам извиняться или не будет.

Что нас порадовало? Мы получили фотографию, где Константин Райкин запечатлён вместе с Леонидом Сунгоркиным – руководителем театра «Бури», а это значит, что наш Костик пошёл по тому пути, о котором так мечтал его Знаменитый Отец! В юности Леонид Сунгоркин служил в Штурмовой Бригаде ВДВ, поэтому-то приятно, что Константин Райкин вспомнил, что его отец начинал свою трудовую биографию на Пороховом заводе на Ржевке, неподалёку от аэродрома «Ржевка». Наверное, именно Константин Райкин сможет поставить отличный спектакль Аэродром «Ржевка», где будет рассказываться о боевой юности Аркадия Райкина, выступавшего на передовых позициях. Надеемся, что на предстоящем Культурном Форуме, который пройдёт скоро в Северной Столице, Константин Райкин поднимет на новую высоту театральную журналистику, взяв новые заоблачные высоты. Ему это по плечу. Об этом мечтал Аркадий Райкин, когда говорил о театральной судьбе Константина. Театр может и должен спасать культуры России, радуя россиян новыми, яркими постановками.

Что хочется ещё сказать? На такие Театральные съезды, конечно, нужно приглашать психологов, психоаналитиков. Дмитрий Александрович Ольшанский без труда мог бы выявить те психологические парадигмы, которые стали доминантой общественного мнения в последующие дни. И ещё? Остро, остро не хватало музыкальной импровизации Сергея Евтушенко. Да, в погоне за монетизацией своих затрапезных постановок, театральные деятели отошли от острых памфлетных Капустников. Никто не рассмеялся. Не протирал слёзы и Дмитрий Песков, давая комментарии к выступлению нашего Костика. А жаль!

Когда-то Юрий Владимирович Андропов, разговаривая по телефону со своим свояком (а он в то время возглавлял Партийную Комиссию в Ленинградском Обкоме), сказал:

 

- А Вы не догадались его (Райкина) речь записать на магнитофон?

- А что, надо было? Ведь стенографистки запись вели!

- Так ведь ИНТОНАЦИИ-то они передать не могут! Ладно, придумай повод вызвать его в Москву, нам тоже иногда хочется глаза от смеха попротирать!

 

Ждём Константина Райкина в Северной Столице! Пусть приезжает к нам за новым творческим вдохновением!

 

Валентина Томановская,

Гордей Бруханский         

Просмотров: 289 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика