Понедельник, 23.12.2024, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Июнь » 9 » Какой свет нужен журналисту? Или о закономерностях математической журналистики
22:46
Какой свет нужен журналисту? Или о закономерностях математической журналистики

фото

В отличной статье, опубликованной в издании «Планета» СМИ, журналист из газеты «Красноярский рабочий» выступил в жанре Математической журналистики, завоевав расположение сотрудников «ППР» интересно поставленными аспектами. Отрадно замечать, что у нас немало тех, кто разделяет наши позиции.

Так о чём же была статьи коллеги из Красноярска? В ней были аргуменитированно представлены чисто математические показатели, доказывающие, что форумов в нашей стране проводится немало в различных регионах, но присутствуют на них некое число «с» определённых выступающих. Будем считать это константой. Это константное число выступающих поднимают энное количество проблем, обозначим их буквой «а», при этом предлагается, что эти проблемы сами собой перейдут в быстро достижимые цели, которые можно обозначить буквой «в». Но, как показывает опыт, эта математическая задачка с алгебраическими параметрами неизменно приводит к ответу с отрицательным значением, которое можно обозначить буквой – «х», то есть «икс».

Так отчего это происходит? Давайте постараемся найти пути решения этой задачи, использовав физико-математические индексы. Так нужен ли журналисту свет? Вообще, что такое «свет»? Не в смысле, «светское общество», не в смысле – «освещённость» той или иной темы. А именно свет в чисто физическом восприятии? Например, недавно одна журналистка, прославившаяся своими многочисленными фотографиями в интернете (причём одна не удачнее другой), заявила, что ей не нравится «задник», на фоне которого она выступает. Можно подумать, что если бы ей заменили ширму, то её популярность бы неизмеримо возросла! Так ли это? И, вообще, насколько подача самого света в тех фоторепортажах, видео сюжетах важна для нас сегодня? Ведь, что говорить о математическом расчёте постановочных кадрах, пока наши телеоператоры не задумывались, потому что преподавание Начертательной геометрии ежегодно снижается, а вместе с этим снижается и уровень операторских возможностей. Когда-то в нашей стране купцы виртуозно считали на бухгалтерских счётах, инженеры творили чудеса с логарифмической линейкой, а конструкторы создавали шедевры у кульманов. Сейчас перешли к компьютеризации, но компьютерных программ по переводу Теоремы Перспективы в язык программирования пока не изобрели, а отсюда фотосъёмка на «электронной технике» напоминает «изящный» портрет, сотворённый при помощи не набора кистей из беличьей шерсти или колонка, а малярной швабры. Потому что любое увеличение компьютерной съёмки ведёт к увеличению пиксельного пространства. И это только один дефект, который профессионалу заметен даже без спец. оптики. Есть другой, более весомый дефект. Он свидетельствует о неумении «владеть светом». Ведь фотография – это «светопись». Вернёмся к нашей журналистке, которая (и это понятно, ведь у неё нет ни знания математики, ни инженерного образования) всегда хочет занять роль «центровой». Это, очевидно, происходит по той причине, что своё детство она провела в Китае, и ей не удалось посмотреть (хотя бы в записи) концертов Аркадия Исааковича Райкина. Будучи выпускником Индустриального техникума, работая на Пороховом заводе в Химической лаборатории, он частенько любил посещать Кино-фото лабораторию располагавшегося неподалёку Ржевского полигона. И вот там-то от своих талантливых учителей он получил Первые навыки своего искромётного юмора. Умение – выйти на сцену, занять правильную экспозицию! И, что не менее важно, ПРАВИЛЬНО выставить свет!

Вернёмся к нашей неудачнице. Она забыла о главном! Что с 19 века в Питере ЛЮБОЙ лектор сопровождал своё выступление Волшебным фонарём… Райкинские миниатюры, с его стремительной сменой сценических образов – это работа в жанре Волшебного фонаря. Этот стиль он скопировал с той Военной части, которую представлял собою ГАП (Главный Артиллерийский Полигон), когда в годы Блокады артиллерист был и заведующим орудия (стрелявшего ещё с царских времён) и пасечником, и заведующим конефермы и т.д.. Эту многоплановость Райкин воплотил в своих бессменных образах. Казалось бы, сегодня техника и раздутые до чрезмерности штаты (общий состав дипслужбы РФ превышает численность общевойсковой дивизии) могли бы позволить те же брифинги превратить в увлекательнейшее событие. Но нет, чиновница, а по совместительству и журналистка, о чём она постоянно напоминает, умудряется превратить свои еженедельные «отчёты» в мероприятия, которые на порядок скучнее любого партийного съезда советских времён. Ведь там предусмотрительно трибуна всегда располагалась в стороне от центра. На экране часто демонстрировались широко панорамные кадры из журналистских репортажей с любой части света. Кроме того, телекамера скользила по лицам Президиума, размещавшегося на сцене, показывалась реакция зала…

Хотя, безусловно, после расстрельного «Ленинградского дела» роль КПСС шла к своей критической отметке, потому что качество зрительного ряда неукоснительно снижалось. Новейшая история началась с того, что была «за ненадобностью» ликвидирована Фото-кино Лаборотария ГАП-а, где снимались лучшие, правда, с грифом «сов.секретно» превосходные фильмы об испытании отечественного оружия… Где свето и цветопередача была решена на самом высоком уровне. А что же наша журналистка с её напрасной надеждой на горе-дизайнера? Что ей можно посоветовать? Ей, как и неудачнику-дизайнеру, который взялся за переделку «задника», страдая хроническим невежеством, мы можем посоветовать посетить Лекции отличного знатока света – Михаила Берзина. Вот уж такого учителя можно только пожелать на своём творческом пути повстречать КАЖДОМУ журналисту. Так кто же такой Берзин? Если коротко, то это – Гений Света! Как нам с ним удалось познакомиться?

На редакционную почту «ППР» поступило Приглашение посетить Лекцию Света. Мы подумали, а ЧТО мы можем узнать нового? Исколесившие многие страны мира, участвуя в Научных Международных конференциях по оптике, дизайну, искусствоведению (в «ППР» имеются специалисты в каждой из указанных сфер), мы подумали, а НАДО ли нам туда идти? Адрес фирмы по адресу – улица Третья Советская дом 21/4 вроде ни о чём не говорил, хотя все Советские по сто раз исхожены вдоль и поперёк. Там был указан и скверик. И вот нас подрасывают на служебке на Третью Советскую, прощаемся с коллегами, говоря, что два шага сделаем сами. Мы – на нечётной стороне, напротив – дом №48, понимаем, что дома уменьшаются в сторону Суворовского проспекта. А уж нам ли не знать Питера? Мы знаем, что достаточно увидеть хоть один номер дома на улице и уже можно безошибочно двигаться вперёд. И мы двинулись, понимая, что придём вовремя. Идём и идём, а на здании, растянувшемся на целый квартал, как назло нет ни одного опознавательного знака в виде номера. Идём себе и идём. Наконец-то, прочесав квартал, а мы были заняты самыми милыми беседами, как говорится, спич на четверых, мы заметили робкую цифру 13. Вот уж настоящий математический парадокс. Здесь возник «лёгкий» обмен мнениями об эрудиции каждого, и было вдруг упомянуто о том, что почему можно было подумать, что номер сорок восемь на одной стороне должен был соответствовать номеру, например, сорок семь на противоположной стороне. Ведь это же Питер – город архитектурных загадок. Кстати, лекция, которую мы решили посетить, так и называлась – «Архитектура Света». Лекция начиналась в семь часов вечера, солнце и ветер создавали антураж зелени и уникальных зданий. Решили вернуться назад. Идём, уже немного прибавляя шаг, так как опаздывали к началу лекции, что было обидно. Доходим до перекрёстка, с которого мы и начали своё шествие, проходим его и читаем название улицы – Херсонская. Как это бывает в Питере, когда Литейный вдруг при пересечении Невского проспекта становится Владимирским, не меняя ни своей ширины, ни рядности движения, так и здесь… Оборачиваемся назад, и ощущаем себя героями фильма «Безумный, безумный, безумный мир», когда жители США не могли найти букву даблъю. Вот он уютный офис, где прямо с Херсонской мы увидели на фасаде цифры 21/4. В витринах на нас загадочно смотрели самые экзотические светильники.

 

- Ребята, нам точно туда!- восклицает наш Главный математик в «ППР».

 

И мы не ошиблись. Лекция – в полном разгаре. Вопрос, как выбрать свободные места? Оказалось, наши зарезервированные места нас уютно поджидают. Вешаем плащи, проходим к своим местам. Для чего эти подробности? Очень часто на какое-нибудь мероприятие приходишь не только с опозданием, но и на полчаса до открытия. Но при этом дежурные дяди и тёти с таким остервенением сверяют фамилии в списках с предъявленными документами, потом указывают на самые неудобные места, откуда невозможно сделать ни одного снимка, что присутствовать на таких мероприятиях просто не хочется. Потом начинается ещё более несносная пытка. Включают софиты. Те, кто сидит на сцене в президиуме, обливаются потом. В глазах рябит от прожекторов. Затем кто-то из администрации включает кондиционер, который начинает январской стужей пробирать между лопаток, а в глаза светят софиты с назойливостью фар встречного автомобиля. Лоб припекает, по спине – мороз, а нужно слушать галиматью выступающих, чтобы подготовить после всего этого кошмара репортаж…

А здесь всё было по-другому. Мы погрузились в мягкую уютную атмосферу великолепно выставленного света. За нашими спинами стояли журнальные столики, на которых стояли стаканчики с виноградным соком. Как потом объяснил Михаил, всё было освещено «акцентированным светом». Ты вешаешь пальто на вешалке, где царит «лунный бирюзовый свет». Ты забываешь о пальто, потому что всё внимание на импровизированную сцену, где магическим голосом Михаил управляет аудиторией (как потом выяснилось, он получил Второе образование, помимо Инженерного – психологическое). И это – очень важно, быть ещё и Психологом Света. Мы входим, Михаил смотрит на нас, но никак на опоздавших, а как на самых долгожданных гостей. Он произносит фразу, исполненную юмора и полнейшей доброжелательности:

 

- К нам присоединяются ещё наши Гости! Они, наверное, сейчас обратят внимание, что такое – акцентированный свет!

 

И мы следим за взглядом Михаила. Он переводит его на стаканы, искрящиеся соком, который словно приготовлен для нас… К нам подходит милая девушка и тихонько произносит:

 

- Вы не хотите отведать сока?

 

Хотели ли мы отведать сока, прочесав пешком два квартала туда и обратно? Да, конечно. Сок был восхитительного вкуса, но ещё более восхитительным был Семинар Михаила. Вот он показывает удивительные слайды, которые раскрывают нам, как формируется свет в лучших музеях мира. Мы видим особняки, самые изысканные светские приёмы, рестораны, дорогие магазины… Гостиные и скромные комнаты студентов. Старинные картинные галереи и больничные палаты. Свет, светопись! Хромография и Хромотерапия. Любое самое непритязательное жилище за счёт умелой подсветки мы можем превратить в готический замок и пейзажный парк, где компьютер по заданной программе и установленному таймеру будет перемещать нас во времени и пространстве… Мы переглядываемся. Мы вспоминаем, как обсуждая редакционные планы, мы говорили так:

 

- Ну что мы можем узнать НОВОГО о свете в помещении?

 

- О ЧЁМ лектор собирается рассказывать целых три часа?

 

- Не понравится, в любой момент встанем и демонстративно покинем этого самозванца!

 

И вот мы сидим заворожённые, слушая о том, как правильно выставить параллельные лучи за счёт оптических приборов. Какой свет, в какое время суток для нас более предпочтителен и почему. Когда лучше применять горизонтальное, вертикальное, комбинированное освещение и почему. На чём основано мотивировочное освещение?    

И нам подумалось о том, как скучно и неинтересно выставлен свет на всех наших многочисленных телешоу. Как всем этим журналистам, ведущим бесконечные «круглые столы» не хватает знаний по Энергетике света. Ведь если бы свет был тоже действующим лицом, причём полноправным участником, таких дебатов, то может быть и не было бы этих истерических криков оппонентов. Возможно, эта нервозность создаётся и по той причине, что в транспорте не знакомые до этого люди готовы наговорить друг другу гадости только потому, что душно, тесно. Создаётся ЗАВЕДОМО некомфортная ситуация. Главное, что и телезрители, сидя у экрана, тоже чувствуют этот дискомфорт. И вот такие журналисты, которые провели брифинг, пришли домой. Ждёт ли их дома уютный свет? Вряд ли. Негатив нарастает и становится уже определённой чертой характера. 

Итак? Вернёмся к истории «задника». Наверное, для этой журналистки вопрос надо обозначить так: «Свет – задник, Волшебный фонарь». Специально не называю название тех фирм, об изделиях которых рассказывал Берзин. Потому что он представил нам Лифт Света. Только не лифт, а ЛИВТ. Мы не могли дождаться перерыва. Потому что буквально раззадорились от спора, КАКОЕ образование у Берзина? Выяснилось, что сначала – был Легендарный ЛИВТ (Ленинградский Институт Водного Транспорта), Факультет – Организация Прибрежного Освещения. Затем последовало Психологическое образование, и ещё, и ещё. И этот стиль многостаночника и умельца-многопрофильщика и пленил всех нас. И сразу вспомнился Блокадный город, полигон, и то, как создав световые эффекты, наши учёные и инженеры смогли пустить фашистов по ложному следу! На шпили Петропавловской Крепости и Адмиралтейства были накинуты чехлы из мешковины, Исаакиевский собор и куполы многих храмов были выкрашены серой краской… Фашисты думали, что они уничтожили символы Города на Неве, а питерцы просто их умело замаскировали.

Так как же должны проходить пресс-конференции в МИД-е РФ? Дивизион сотрудников должен готовить свои презентации из тех стран, где они безмятежно пребывают, очевидно, вовсе забыв о своих прямых обязанностях. Ведь пока россиянам так и неизвестно, чем занимаются за рубежом многие тысячи этих дип. сотрудников, а из их красочных репортажей и формировала бы эта чиновница свои отчёты. А что мы можем констатировать сегодня?

Наверное, дип. чиновники знакомятся со страной, ведь знание португальского у посла РФ в Польше не позволяет ему общаться с поляками напрямую, посещать театры, библиотеки, музеи. На одном Семинаре, проходившем в Северной Столице, мы узнали, что в Норвегии посол появится только в сентябре (отношения в этом посольстве тоже желают света), такое мнение высказал торгпред Норвегии от РФ. Визитки у него не оказалось (на бумаге надо экономить). Любопытно, что к Торговому представителю, пекущемся об интересах России в Норвегии, во время перерыва подошло двое человек. Сотрудник «ППР» и ещё одна дама, затянувшая с ним беседу на целый перерыв. Дождавшись, когда в этом диалоге появится хоть малейшая пауза, наш спецкор попросил визитку. На что был получен ответ:

 

- Уже закончились!

 

Создавалось впечатление, что пачку визиток он вручил в самолёте стюардессе, потому что сразу из аэропорта он был доставлен на Семинар.

Впрочем, нас это и не очень интересовало. Это только как штрих недостатка света в указанном ведомстве. Зато у Вице-губернатора из Удмуртии – нашлись не только визитка, но и самый заинтересованный диалог с сотрудниками «ППР».

Наверное, можно выстроить аналогию. Если специалист умеет выставлять свет, то он и умеет правильно сформировать отношения. Губернатор Удмуртской Республики представил шикарно прорисованный с точки зрения светопостановки  документальный фильм об Удмуртии. И наш Вице-губернатор Санкт-Петербурга   А.     Мовчан, которого мало чем можно удивить, сразу воскликнул:

 

- Как хочется побывать в Удмуртии!

 

Вернёмся к параметрам Математической журналистики. Михаил Берзин постоянно акцентировал внимание – высота потолка, мощность лампы, ширина стены, покрытие пола. Цифры, цифры, цифры… Они становятся музыкой, когда освоена нотная грамота Света.

Наша журналистка (о которой мы ведём речь) была несколько раз в Северной Столице! Посетила ли она Центр Импортозамещения? Вряд ли! Тогда она бы увидела, насколько эмоционально представляет свой стенд Эдуард Бурганов. Да, этой чиновнице следовало бы поучиться дипломатическому такту у Михаила Берзина, а проникновенной отзывчивости у Эдуарда Бурганова.

Мы разговорились с Эдуардом, он нам с волнением поведал:

 

 – Ждали Вашего Председателя Комитета по туризму, а он не приехал, как жаль…

фото

И в голосе его звучит подлинная грусть. Ведь он приехал в Питер узнать что-то новое, представить свою программу. Мы рассказали ему, что в нашем Родном городе, не проработав и месяца, начальник по Туризму сменился. И не без нашей «заботы». Причина? Он счёл, что одна песенка сомнительного содержания может стать приманкой для туристов. Но пошлость – это оскорбление для Города на Неве. Начальник ушёл, написав заявление по собственному желанию. 

И снова возвращаемся к лекции Берзина, которую должен прослушать КАЖДЫЙ журналист. Ведь когда журналист ведёт беседу с кем-то, он тоже должен выставлять Световые акценты. А потом, готовя репортаж, где-то должен нанести художественную ретушь, что-то оставить за гранью фокусных возможностей объектива. Если писателя называют – «инженер человеческих судеб», то журналиста можно называть Оптиком… Журналист должен обладать инженерным подходом. Мы часто говорим: «Журналист должен уметь высветить боль». А мне подумалось о том, насколько сегодня больницы оборудованы хорошим светом? Уютным светом? Правильным светом? Предположим, считается, что журналист ВЫСВЕТИЛ проблемы. Стал ПРОЖЕКТОРОМ! Обжёг зрение своим очерком! А дальше? Кто будет лечить раны, нанесённые тем же журналистским расследованием? Ведь боль не приносит утешение. Больницы? Но они сегодня отдают такой казёнщиной, откуда хочется бежать без оглядки! Так всё-таки журналист может рассказать и о том, как лечить сегодня Хромографией?

фото

Но для этого должны быть ПОЗИТИВНЫЕ примеры! А где их взять? Свет на представительских совещаниях? Но он редко способствует психологическому комфорту! Почему? Потому что много дилетантов, но нет достойных профессионалов. Сегодня технические возможности позволяют создавать комфортные условия. К счастью, теле, радио бригады, съёмочные группы, пощёлкав объективами, поперегораживая оборудованием проходы, исчезают со многих мероприятий, позволяя залу облегчённо вздохнуть. Что мы имеем? Мучение для присутствующих, мучение для выступающих – дикий результат на выходе. Если мы внимательно изучим тот «съёмочный материал», которым затем потчуют зрителей у телеэкранов и в интернете, то мы заметим одну интересную особенность. Лица тех, кого снимали эти «мастеры» света, выглядят так, словно они готовили материалы для заочной консультации к дерматологу, чтобы сэкономить на сеансе – показ всех дефектов проблемной кожи. Увы, так сегодня выглядят многие «Медийные» личности. Очевидно, «издержки профессии» заключаются в том, что их постоянно пудрят, кожа не дышит, увеличивается пористость кожи. Пугать читателей снимками – это считается «верхом» достоверности. А ведь для этого нужно просто хоть один раз прослушать Лекцию Берзина, чтобы уменьшить мощность светового источника, но повысить интенсивность света. Да и нужна ли эта парадность? Излишняя яркость? Ведь пастельные тона свидетельствуют о доверительности? Наши тележурналисты не утруждают себя разработкой шкалы интенсивности, если речь идёт о продуктах питания или о творчестве поэта. Раз и навсегда избранные штампы, заученные экспозиции…

Конечно, невозможно трёхчасовой Семинар уместить в рамках одной статьи. Ведь и сами вопросы, прозвучавшие на Семинаре от слушателей, тоже были интересны. Поговорили о том, как преподносит Концепцию Музейного света Михаил Борисович Пиотровский.

Поговорили о том, насколько неудачно в Эрмитаже было использовано освещение по голландской технологии – лампы на асфальте. Михаил Берзин подчеркнул, что «бородавочное освещение» (подсветка исторических зданий) - это разрушение архитектурных замыслов. И тут мы вспомнили недавний визит известного писателя-этнографа в Северную Столицу – Леонида Сунгоркина. Он отыскал Нанайских Львов! Как он смог это сделать? Леонид ещё и Учёный-математик, автор интереснейших статей по Начертательной геометрии…

Мы слушаем Лекцию Берзина, а мыслями уже мчимся в Хабаровск, в театр Света, Нанайский театр Бури… Берзин, Бурганов, Сунгоркин… Северная Столица, Удмуртия, Хабаровский Край. Все они настоящие Романтики Света. Они стремятся приучать к наблюдательности. А память уводит к Полигону… Разрушение Фото и кино лаборатории, кому-то это было нужно. В один прекрасный день светофильтры, приборы оказались «списанными» и никчёмными… Прошло более двадцати лет. Появился новый тип журналистики, агрессивной, наносящей болевые удары… Много мрачных сюжетов, мало математической доказательности и полное отсутствие Правильного света.  Решит ли эту проблему Импортозамещение? С такими специалистами, как Берзин, который может приготовить Проект света, да можно. Ведь, кто изготовит светильник, в принципе, не важно. Имеет значение, как просчитать возможность каждого объёма в помещении. Именно ОБЪЁМА!

И снова мы приходим к математическим понятиям! Увы, у нас сегодня многие чиновники мыслят только в плоскости! Им даже не может и в голову прийти мысль, что традиционный «задник» может иметь объёмную архитектуру Света. И поэтому-то заказ, хоть и в шутливой форме такая вот чиновница, а по совместительству и журналистка поручает тому, кто ранее восхищался откровенными поклонниками уголовных традиций… А тюрьма – это апофеоз безвкусных выпадов, где об эстетике света говорить не приходится. Мы вернёмся ещё к этой теме, потому что на следующий день пришлось столкнуться с зарубежными коллегами, понятием о свете и математике, потому что пришлось наблюдать, как сегодня бизнес себя пытается изобразить в рамках науки, а наука надеется предстать с задатками практицизма, словом, мы поговорим о таком жанре, как Научная журналистика, но это будет отдельный разговор, где тема «задника» дипведомства тоже будет присутствовать, но в другом ракурсе.

 

 

Томановская Валентина Владимировна 

 

Просмотров: 456 | Добавил: Лозовский | Теги: журналистика, газета ППР, ЭРКО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика