Социальные явления крайне сложно поддаются исследованиям при помощи математических формул. Деление на технарей и гуманитариев обусловлено сложностью измерения тех величин, которые измерению не поддаются. В основе социологии лежит количественное измерение качественных изменений, но этот механизм не раскрывает (да, и не может раскрывать) полностью всех аспектов общества.
Для работы с социальными технологиями можно использовать следующий оригинальный механизм, который нам даёт сама «мистика» чисел. Итак, из арифметики мы знаем, что:
0,99 × 0,99 = 0,9801
С каждым дальнейшим умножением будет происходить лишь уменьшение от изначального (0,99 × 0,9801 = 0,970299).
Какое отношение цифры имеют к социальным технологиям?
Можно представить, что готовность человека к позитивным социальным изменениям следует обозначить любой цифрой. Если когнитивное поле человека целостно, человек живёт устойчивой жизнью, не испытывая резких переживаний, то можно обозначить человека как целое число = 1. Некоторые люди в разных жизненных ситуациях могут составлять и сумму более значительную (например, = 2…3…10). Однако, человек, потерявший работу, которому требуется социальная, психологическая и компетентностная адаптация может недотягивать до 1. Если «0,99» одной личности и «0,99» потенциала другой личности сложить вместе, то может получится сумма больше единицы, как правило, этого будет недостаточно для приумножения кратности социальных процессов…
Следовательно, объединение нескольких таких людей в группу (умножение их сил) не может привести к результату. Т.е. нужен качественный скачок. Как его достигнуть?
Иногда от обывателя можно услышать поговорку, адресованную к незапамятным временам: «Один в поле не воин!»… Порой на какие только манипуляции не идут люди, чтоб не остаться одному, словно от мнения толпы зависит решение какой-то важной проблемы.
Однако? И один человек может изменить многое. Т.е.? Если, к примеру, Вы остались один, то по крайней мере у Вас остаётесь сами Вы! Об этом многие забывают… Как забывают и о том, что притягивание к себе лишних людей забирает много сил (см. формулу выше), а свои резервы можно было бы потратить на достижение цели.
В армии есть немало терминов, связанных с цифрой «1»: «Мы первые!», «боевая единица»… Есть ещё и термин связанный с дробью: «Мы раздробили войска противника!» Таким образом, по мнению военных, объединение носит положительный характер, а дробление – отрицательный.
Решение проблемы дробления общества может быть в изменении последовательности действий.
Приведём простую школьную задачу:
2+2×2= ?
Ответов может быть два: 8 (неправильный) и 6 (правильный). Этой задачей тестируют детей на знание последовательности арифметических действий – сначала умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
Как можно обойти математические законы?
Для этого надо запастись терпением и разбить одну задачу на минимум две. Результативность после каждой задачи нужно оценивать отдельно.
Берём «0,99», добавляем к ней «1» (это могут быть компетенции, кредиты, докапитализация, инвестиции и т.д.). Цифра «1» тоже беспомощна (т.к. 1×1 = 1), но объединившись с дробной цифрой «0,99» мы получаем почти что «2». Следующее выражение имеет уже конструктивный порядок:
1,99 × 1,99 = 3,9601
Таким образом, две добавленные единицы вытянули из кризиса две другие почти что единицы, обречённые на деградацию. Но математический фокус такой модели заключается в другом.
Отнимем от полученной суммы 2 вложенные единицы:
3,9601 − 2 = 1,9601….
Теперь отнимем изначальную имеющуюся цифру «0,99»:
1,9601 − 0,99 = 0,9701
Итак, «0,9701» это та цифра, которую нам удалось получить, вытаскивая вторые 0,99. Умножение на дробь характерно понижением, но зато появляется возможность для действий, ибо ряд «0,0…» скован цифрой «1», а цифра «1» скована сама собой, представляясь то мнимым числом, то действительным. Такой путь быстрый, рискованный и токсичный, т.к. затрачивает изначальные ресурсы на выведение их из зоны кризиса.
Можно попробовать дополнить «0,99» всего лишь одной сотой долей «0,01», получив целую единицу можно повторить опыт складывая и перемножая цифры из разных групп. Задача состоит в том, чтобы создать условия, при которых «0,99» сами найдут свою одну сотою.
Николай Принцев |