Четверг, 28.03.2024, 18:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Октябрь » 2 » Как должен работать журналист? На совесть? Или на деньги?
20:31
Как должен работать журналист? На совесть? Или на деньги?

фото

Сегодня в СМИ часто можно услышать разговоры о монетизации своей деятельности. Поэтому мы и решили сегодня рассмотреть важный аспект, что должно быть определяющим для журналиста: деньги или совесть? 

В Мире на сегодняшний день нет недостатка в тех СМИ, которые поставили монетизацию во главу угла. Более того, «продажность» – считается у таких представителей СМИ признаком – «успешности». Примеров тому, более чем, достаточно. (см статьи в «ППР» о «К РАЗГОВОРУ ОБ АККРЕДИТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ ИЛИ ПОЧЕМУ ТОЛЬКО ОНФ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ РОССИЙСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»).

Но должны ли все СМИ так поступать?

Именно в этом злободневном вопросе в рамках короткой статьи досконально будут разбираться сотрудники газеты «Поддержка Президентских реформ».

Для начала давайте разберёмся, из чего складывается «доход» СМИ. Доход коммерческих СМИ до 70% состоит из средств, получаемых за размещение рекламы. Но не меньший доход СМИ, которые нечисты на руку, приносят заказные материалы – «джинса», как её называют в народе. В связи со вступлением в силу законов, запрещающих рекламу алкоголя и табака, многие представители СМИ стали переживать о падении своих доходов. У некоторых доходы упали настолько, что, по их словам, им приходится закрываться.

От употребления алкоголя и табака, как известно, никто не становился здоровее. Значит сотрудники СМИ, которые получают барыши, не нацелены на светлое будущее, а нацелены на получение сиюминутной выгоды. Хорошо ли зарабатывать на горе других? Ведь именно алкоголь зачастую является причиной ряда преступлений. Не так ли?

А «зарабатывание» денег на заказных статьях, что, разве не может приносить несчастья? Конечно, может, да ещё и какие! Рассмотрим вот такой пример.

Журналист приехал на место совершения преступления, что называется: «по горячим следам». Журналисту были показаны документы, но он предпочёл повериться «денежным документам банка США», которые ему предложили сами преступники. Журналист немедля согласился! Потом он соглашался искажать информацию уже по нескольку раз в день, а накопленные средства помогли ему стать «главой самого успешного СМИ»! А что преступление, забыто? Ведь, прошло уже два десятка лет.

Сюжет тогда развивался стремительно. После «общественно оправдания преступления» бандиты расправили плечи и совершили ещё несколько десятков противоправных деяний, которых могло бы не произойти, если бы журналист проявил принципиальную точку зрения. Но и журналист мог бы поплатиться. А место ли в журналистке тем, кто «куста боится»? Как говорится в поговорке:

 

Пуганая ворона куста боится.

 

Так все-таки должно ли быть место в журналистике, пусть читатель нас простит за резкое выражение, пуганым воронам? В редакциях изданий, когда отказывали в публикации, нам приходилось слышать:

 

- Я просто работаю… У меня дети, и мне нужны деньги, чтобы их кормить, а из-за публикации Ваших материалов меня могут уволить…

 

Дети - это хорошо! А много ли в журналистике таких работников, которые? Которые «просто работают».  Во всяком случае, их не меньше чем «джинсовщиков».

А чем опасна продажность в журналистике? Что отличает профессию журналиста от любой другой? Журналист является тем, кто формирует (как это было видно из примера выше), формирует общественное мнение (о чём-то или о ком-то). Большинство людей в стране и в Мире верит написанному в статье, и не проверяют поданных на прочтение данных.

На одной из научных конференций, проходивших в Санкт-Петербурге, представитель МинПромТорга РФ С.Клеймёнов заявил:

 

- В России не всегда действует выражение: «деньги решают всё». Потому, что Россия – это социальное государство. И здесь, прежде всего, важно думать о социальных аспектах!

 

Эта поистине правильная фраза была высказана, тогда, когда шла речь о сокращении «ни прибыльных» (с позиции бизнеса) госкомпаний.

Социальная ответственность – вот, что должно отличать того, кто в России формирует общественное мнение.

 

Поговорим сейчас о другом. А есть ли сегодня в РФ те, кто ставят ответственность перед обществом выше чего-либо? Безусловно! Вот, ещё пример из жизни.

Водитель автомашины ГИБДД, сопровождающий колонну автобусов с детьми, когда увидел, что детям угрожает опасность от выехавшего на встречную полосу автомобиля, мгновенно решил подставить под удар свою машину. В результате полицейский погиб, но спас автобусы с детьми. Что подвигло Полицейского на подвиг? Ведь он мог просто свернуть в сторону, а потом стать фиксатором ДТП. Но он не сделал этого, почему? Ибо «премии за смерть» не выплачиваются. Полицейский поступил так потому, что на первом месте он поставил для себя социальную ответственность! Мы встретились с его коллегами и спросили:

 

- А Вы бы поступили как Ваш коллега?

 

На что мы получили утвердительный ответ, который «расставил все точки»:

 

- Да мы поступили бы точно также! Никто бы не свернул… Мы понимаем, что мы в «отряде смертников», ну что поделать… Будем и дальше работать! Не за «деньги» конечно! Просто кто-то должен делать эту работу…

 

Сильно сказано! Это нас натолкнуло на вопросы, которые мы адресуем журналистам, занимающимся одним лишь «зарабатыванием денег»:

 

- Вы понимаете, что в автобусе могли быть, в том числе, и Ваши дети? А что если бы полицейский поставил бы себе в заслугу «количество зафиксированных ДТП», а не предотвращённых? Что бы было, если для полицейского оказалось «выгоднее» не подставлять машину? Какие были бы последствия?

 

Сегодня новостная лента «популярных СМИ» создаётся по принципу «фиксации» происшествий, но ни одно СМИ не работает на «предотвращение». Человек, увидевший ЧП посредством СМИ захочет, на подсознательном уровне, повторить им увиденное. Так уж устроена психология человека.

И наконец, не является ли преступлением, со стороны журналиста, когда безответственно может быть вынесен «приговор общественности», который сформирован СМИ, только лишь для того, чтобы «повысить рейтинг» с целью получше «продаться»?

Итак, завершая статью, мы хотим лишь обозначить то, для чего эта статья написана. Эта статья не призывает подумать о совести тех, кто называет себя «матёрым журналистом». Более того, мы не призываем их встать на «истинный путь». Мы только хотим всего только одного, чтобы начинающий журналист понял, что за каждым повышением рейтинга стоят не эфемерные цифры, а конкретные живые люди. Да, безусловно, самоубийство школьника повышает рейтинг эффективнее, чем рассказ о цветах. Но смогут ли дальше спокойно жить их родственники, да и они сами, после того, как им «вынесен общественный приговор»? Ведь не зря в старину говорили:

 

- Словом можно убить!

 

Мы хотим лишь одного, чтобы молодой журналист перед началом своей деятельности задал себе вопрос:

 

- За что должен работать журналист? За деньги или за совесть?

 

Конечно, ответ будет у каждого свой. Но это будет, по крайней мере, честно. Честность, конечно, не увеличивает рейтинги, но зато не вводит людей в заблуждения. Но некоторым этот вопрос противопоказан, ибо свою продажность они называют «гражданской позицией».

Нельзя забывать, что есть, и достаточно много тех журналистов, которые работают не ради славы! Назовем имена некоторых: Андрей Кондрашов, Сергей Лисовский, Максим Румянцев, Юрий Головин – они выбрали путь служения журналистики! (о них можно прочитать в статьях: «Триста Спартанцев Против…», «Откровения Андрея Кондрашова»). Конечно им трудно, многих их позиция возмущает, но они сделали свой выбор, несмотря ни на что!

 

 

Принцев Николай Владимирович,

Ершов Павел Георгиевич

Просмотров: 550 | Добавил: Лозовский | Теги: Принцев Н.В., Ершов А.Г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика