Бурное развитие информационного поля не щадит человека, как единицу творческого процесса журналистики. Всё усложняющийся процесс производства медийных продуктов не оставляет места для индивидуальности личности. Однако научных исследований по этой теме проводится крайне мало.
С одной стороны, медийная отрасль это – закрытая область, которая ограничена профессиональной солидарностью журналистов, а с другой стороны – перемены в личности проходят настолько незаметно, что почти не подвластны контролю. Поэтому мы и решили рассмотреть сложности в критериальной оценке журналистских работ, а также тенденции эволюции журналистских критериев, в зависимости от психологических качеств самого журналиста.
Цель:
Проанализировать зависимость психологических качеств журналиста на оценку психологических критериев восприятия.
Журналистика и медиа контент
Журналистика – это сложный творческий процесс, который сегодня ограничен несколькими противоречивыми параметрами, что не может не влиять на самого журналиста:
- Скорость подачи материала.
- Важность темы.
- Новизна темы.
- Качество подачи материала.
- Оригинальность материала.
При всей шаблонности статей новостные холдинги от своих журналистов требуют новизны и качества материала, но при этом журналисты жёстко ограничены сроками подготовки материала, а также важностью темы. Журналисту требуется знать всё о рассматриваемом предмете, чтобы получился компетентный материал, но при этом журналист должен быть открытым к новым фактам.
Противоречие этих параметров вносит диссонанс в сложный внутренний мир журналиста, ускоряя его профессиональное выгорание. Это проявляется в чёрствости к «мелким новостям», или, наоборот, в серьёзном отношении к тем фактам, которые ничего не значат. Т.е. журналист должен быть компетентен в рассматриваемом вопросе, но при этом вопрос должен быть для журналиста настолько неизвестным, чтобы у журналиста было желание искать на него ответ, а затем, чтобы полученные данные сложились в приемлемую картинку. Отсюда и возникает некомпетентность в журналистике. Ведь, повышение скорости производства материала обратно пропорционально качеству, не только собранных данных, но, и качеству восприятия информации самим журналистом. Полученные с искажением данные, а также не системность их восприятия, меняет психологические критерии самого журналиста, приводя к перегрузу, и без того сложного внутреннего мира творческого человека. Но психологических методик по урегулированию дозировки журналистской напряжённости, увы, сегодня нет. Поэтому-то среди представителей творческих профессий не редко можно диагностировать синдром избегания, который может проявиться, как буквальной поспешности человека (при принятии решений), так и в пристрастии к вредным привычкам. [Шарков К.С., 2016]
Журналистика сегодня строится на фундаменте корпораций, производящих развлекательный контент, где уходит функция побуждения человека к дальнейшему получению знаний. Журналистика сама становится контентом, изменяя психологию восприятия журналистских материалов. Если П.П. Сойкин (известный издатель конца 19 начала 20 веков) ставил основной целью издания газет и журналов это – формирование у людей потребности к получению знаний, то сегодня СМИ является конечным источником знаний, где не прививается потребность к дальнейшей самостоятельной работе по изучению означенной в СМИ теме. Обилие информационного контента снижает его информационную ёмкость, а также отучает человека самостоятельно искать информацию. [Курпатов А.В., 2017 год]
Транспаренция современной журналистики
Скорость подачи материала снижает аналитическую функцию журналиста в работе над материалом, делая из журналиста некого переводчика, который адаптирует разрозненную информацию для её более простого восприятия. Но и эта, одна из основных функций журналиста – адаптация информации для читателя (зрителя), также сегодня претерпевает свои изменения.
Журналист теперь не должен думать, как развить тему, видеть «большое в малом». От журналиста требуется излагать чужое мнение, а не своё личное, отдавая предпочтение перепечатке стенограмм мероприятий. Такая работа снижает у журналиста его навыки работы со словом, при этом повышая ригидность личности, которая невольно начинает себя приобщать к принятию транслируемых решений.
Сегодня также транспарируется и само понятие «медиа», если ещё несколько лет назад оно ассоциировалось только с журналистикой и СМИ, то теперь слово «медиа» трактуется шире. Теперь под словом «медиа» подразумеваются и компьютерные игры, и не только. Даже уличные граффити, и расклеивание стикеров на уличных столбах и в метро, некоторые специалисты считают «своеобразными медиа». Но само слово «медиа» происходит от латинского слова «media» – «середина», т.е. информация (если говорить о ней) должна быть подана беспристрастно и объективно, что является основным правилом журналистики, именно журналистики, а не пропаганды или манифестации чьего-то мнения.
Транспаренция журналистики связана с тем, что происходит смена ценностей в бизнес модели работы СМИ. Уходит ценность формирования навыка потребления информации, а приходит ценность «заработка денег» в СМИ. Из-за прихода этой ценности стал падать интерес к СМИ, как к источнику информации.
Парадоксальные тенденции изменения критериев
Прослеживается такая тенденция. С одной стороны маргинализация медиа в целом, но при этом снижение уровня качества журналистики. В результате этого люди предпочитают не смотреть традиционные СМИ. Одни довольствуются просмотром соц.сетей, а другие, вообще, перестают пользоваться СМИ как источником информации.
Транспаренция журналистики также приводит к тому, что изменяются психологические критерии восприятия журналистских материалов. Это вызвано тем, что материалы привязаны к разовым просмотрам, а не к привлечению внимания к самой теме. А сами материалы носят перманентный характер. В результате этого, среди информационного многообразия есть темы, которые затабуированы.
Получается сложный парадокс. С одной стороны, мы имеем журналистику, на которую есть спрос, но эта журналистка с каждым годом становится более циничной и негативной. С другой стороны, мы имеем темы, которых остерегается общество, т.к. в СМИ о них почти нет информации.
Авторы проводили исследование по данному поводу, и пришли к выводу о том, что подобное парадоксальное мышление может привести к плачевным последствиям.
Например, тема ВИЧ вызывает меньший интерес у людей, чем выходки мажоров. Т.е. свою дневную порцию негатива читатель получает из тех материалов, которые изначально должны были иметь положительный окрас. А от самого негатива читатель дистанцируется, избегая его. И сами критерии оценки негатива тоже изменяются. Негативными считаются те материалы, которые требуют от читателя приложения усилий к оценке самого себя. Сначала детерминирует факты журналист, не рассматривая определённые темы, а затем и сам читатель начинает детерминировать, избегая жизненно важных проблем. [Ершов А.Г., 2015]
Наиболее сложным транспарентным фактором является оценка качества самого журналистского материала. Зачастую читатель, когда оценивает материал, делает это неосознанно, что вызывает эмоциональный всплеск (негативный или позитивный). Оценка журналистского труда всё чаще имеет привязку к просмотрам и «лайкам», нежели равная для всех журналистов заработная ставка. Активность читателей хорошо просчитывается, а значит, и монетизируется рекламными агентствами.
Поэтому, важность темы определяется как способность привлечения внимания читателей, что не всегда кореллируется с общепризнанными в обществе правилами. Снова получается парадокс, что журналисту больше нет смысла в освещении социальных тем, ведь вознаграждения за подобную переработку не предусмотрено.
Заключение:
Смена парадигмы мышления людей, транспарирование самой журналистики, а также не выявленные противоречия в работе журналиста, и многие другие факторы не могут не влиять на изменение психологических качеств восприятия контента. Безусловно, что хороший журналист должен ещё и разбираться в психологии. Но зачастую стигмы, которые устоялись в обществе, применимы и к журналистике. Ведь журналистика это тоже – часть общества, но именно та часть общества, которая способна улучшить мир к лучшему, или разрушить его…
Выводы:
- Журналистика и медиа среда требуют дальнейшего изучения со стороны психологии.
- Тенденция изменения критериев оценки журналистских работ приводит к транспарированию самой журналистики.
Принцев Николай Владимирович, журналист
Ершов Александр Георгиевич, эксперт |