Сегодня потенциал инвалидов в РФ составляет более 10,5 миллионов человек! Как их можно вовлечь в образовательные мировые процессы? В прошлом году на «Форуме Действий» ОНФ мне удалось познакомиться с удивительной поэтессой из Майкопа – Ариной Ефимовой, творчество которой меня интересовало многие годы. Женская красота? Очарование природы? Всё это присуще стихам Арины, но в жизни она ещё и увлекательнейший собеседник.
Конечно, Арина ведёт Блог в интернете, но мне подумалось, а почему бы не вернуть такое понятие, как Школьное радио? Ведь когда-то это было очень распространено… Сейчас ведётся множество дискуссий о том, какие дополнительные занятия ввести в школах? Предлагаются уроки сексуальной грамотности, истории религии, уроки Патриотизма. Но, на мой взгляд, сегодня нужны Уроки милосердия. И это не будет какой-то специальный факультатив, а это станет каждодневной и ежечасной потребностью каждой школы – воспитывать Милосердие. Об этом говорил и писатель Даниил Гранин. Но он предлагал, чтобы писатели почаще посещали школы, а я убеждён, что это милосердие будет достигаться постоянным присутствием инвалидов в каждом учебном заведении, начиная с Детского сада.
Почему это важно? Сегодня говорят о возрождении советской школьной системы. Но ведь в советское время, увы, создавалось громадное число интернатов, где инвалиды были изолированы от общества. Мне приходилось в юности общаться с академиком Фёдором Григорьевичем Угловым, который утверждал, что возрастающее количество детских интернатов связано с пагубными привычками их родителей, в том числе злоупотреблением ими алкоголем. И с ним нельзя полностью согласиться. Например, изучая сегодня в Санкт-Петербурге Общество родителей, дети которых имеют синдром Дауна, вряд ли их (родителей) можно в чём-то упрекнуть. Наоборот, иногда «обычным» родителям не хватает того энтузиазма, с которым родители проводят экскурсии для детей, устраивают спектакли.
На недавно прошедшем в Северной Столице Общероссийском Конгрессе по Добровольчеству меня особенно заинтересовал доклад одного профессора. Его младшая дочь в 11 лет смогла учиться в обычной школе, получив только отличные оценки.
В кулуарах мы пообщались с ним, у него пятеро детей. И всем он находит время, внимание, не смотря на напряжённую преподавательскую деятельность. Младшая девочка тоже растёт в атмосфере любви и доброжелательности. Мы поговорили с ним о дочери Президента Франции Шарля Де Голля, какой утратой для него была кончина дочери, которую тоже называли Солнечной девочкой…
Наши современные школы и вузы? Где постоянно говорится об обязательной выгоде, необходимости монетизации каждой минуты жизни. Но при этом, как ни странно, теряется стоимостная оценка самой жизни. На одной Международной конференции в Институте психологии сотрудники «ППР» подняли тему высокой суицидальности среди подростков. Цифры закрытые, но, посещая целый ряд медицинских учреждений, удалось получить эти данные. Каковы эти цифры? Их несколько тысяч в год только по нашему городу… Кого-то удаётся спасти, где-то уже медики прибывают слишком поздно. Но вот, что характерно?
Среди инвалидов тенденции суицидов не наблюдается! Почему? Да потому что люди, имеющие проблемы со здоровьем, борются каждый день и каждый час, чтобы победить этот недуг! И в этой борьбе они и видят смысл жизни, а не в том, чтобы бездумно тратить здоровье, а тем более сводить счёты с жизнью.
Есть и ещё один важнейший аспект. Сегодня у молодёжи практически полностью утеряна мотивация к обучаемости. Один скрипач, делая неплохое выступление в Совете Федерации РФ заявил, что школьники сегодня получают массу информации из интернета, а учитель географии имеет методичку давнишних лет, где говорится, как надо преподавать географию в пятом классе школы. Этот деятель культуры предлагал увеличить финансирование на Культуру и тогда, мол, все проблемы решатся сами собой. Но при этом этот мэтр, рассказывая об Иване Андреевиче Крылове, заявил, что он больше всего на свете «любил ходить смотреть на пожары» в Москве! И при этом? Этот деятель забыл, что пожарами интересовался не великий баснописец, а Пётр Третий, но и тот и другой жили не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
Для чего я привёл этот малозначительный пример? Только для того, чтобы доказать, что наши деятели культуры и науки, как Даниил Гранин, медик Углов, скрипач – все они забыли ГЛАВНОЕ, что в образовательной системе современной России инвалиды могут и должны занять самое определяющее место. Даниил Гранин обладал отменным здоровьем, уже в зрелом возрасте он как-то сломал руку и был раздосадован тем, что ему окружающие слишком мало уделяли внимания. Фёдор Григорьевич Углов, родившись в Сибири за тысячу километров от ближайшей железной дороги, тоже обладал фантастическим здоровьем, войдя в книгу рекордов Гиннеса как самый великовозрастный оперирующий хирург.
Специально не называю деятеля культуры, чтобы меня не упрекнули в предвзятом отношении к современнику. Безусловно, все они внесли определённый вклад в развитие нашего общества, но они не сказали об основном, как вовлечь широкие круги инвалидов в образовательный процесс. А мне думается, что такой вариант имеется. Вернёмся к той же мотивации обучаемости.
В советское время известному сегодня историку с мировым именем – Михаилу Григорьевичу Талалаю после очередного обследования в традиционных школьных осмотрах было предложено перевестись в Школу для слепых и слабовидящих детей. Тогда, помнится его мама – видный работник образования была на распутье, т.к. она имела филологическое образование и попыталась поверить достоверности доводам медицинских работников. К счастью? Моя мама, имея красный диплом выпускницы Юридического факультета МГУ, посоветовала Галине Васильевне оставить Мишу учиться в обычной школе. И хотя чтение ему было противопоказано, но Миша стал учиться с таким неистовством, что попросил родителей перевести его в школу с углублённым изучением английского языка, которую закончил с золотой медалью. Затем он поступил в Технологический институт, получил красный диплом. В это время в Питере начался период демократизации, когда многие исторические здания предпочитали сносить. Он упросил устроить его в ГИОП (Гос. Инспекция Охраны Памятников), защищает кандидатскую диссертацию по истории. Изучает итальянский язык, его посылают от Академии Наук изучать традиции русских художников за рубежом.
Мне частенько приходилось беседовать с Михаилом Григорьевичем. Удалось узнать, что основным побудительным мотивом его сверхчеловеческой трудоспособности (у него сегодня десятки интереснейших книг по истории) явилось сознание того, что его зрение – это величайший дар, отпущенный ему природой, хоть и не очень щедрой рукой. И каждое мгновение жизни нужно использовать на 300 %! Чтобы узнать самому, поделиться с современниками, передать знания потомкам.
Могли бы сегодня наши школьники значительно лучше учиться? Больше изобретать? Совершать благородных поступков? Конечно, могли бы! Но на что тратится запас энергии? На употребление джин-тоников, игры в недалёкие квесты, посещение сомнительных «культурных пространств»? Михаил Талалай каждый день воспринимает как дар природы!
Кстати, он научился играть на гитаре, переложил на музыку многие стихи Игоря Северянина, однажды посетовав на то, что напрасно родители не определили его ещё и в музыкальную школу… Он убеждён, что мог бы быть более образованным.
В советское время, начиная с детского сада, взыскательный логопед отыскивал себе детишек с малейшими дефектами речи, категорически настаивая на переводе ребёнка вначале в логопедический садик, а затем и в логопедическую школу. Как правило, такому ребёнку путь в вуз был уже заказан.
Сегодня, помимо отсутствия мотивации обучаемости, в школах и вузах выращивается поколение хронофагов. Подростки не умеют ценить своё время. Как правило, именно из таких вырастают чиновники, которые менее всего думают об утерянных часах ожидания посетителей в приёмных. И здесь-то как раз крайне востребован опыт обучаемости инвалидов ручному труду. Когда-то инвалиды-надомники делали мячики-раскидайчики, бумажные цветы, знаменитые сетки-авоськи.
Если мы поговорим сегодня об экологии, то и бумажные (картонные) мячики и бумажные цветы (вместо сегодняшних пластмассовых) и сетки, связанные из отходов прядильной промышленности (вместо полиэтиленовых пакетов), всё это приучало к бережливости.
Известный педагог Владимир Павлович Жатько многие годы занимается трудоустройством инвалидов. Он разработал целую Программу обучаемости детей-инвалидов. При встрече с ним я всегда ему говорю, что он обогнал Ушинского и Сухомлинского, вместе взятых.
Но мне хотелось бы развить это направление глубже. Ведь ребёнок-инвалид, который освоил выпуск изделий из отходов древесной промышленности, изготавливая пеналы, футляры, деревянные машинки, мог бы стать Учителем в том же детском саду, школе, вузе.
Выпускница Философского факультета Педагогического университета в Северной Столице – Ксения Румянцева убеждена, что кружевоплетение, вышивка – это не только удел инвалидов-надомниц, но и новый этап самопознания в тех же школах, вузах и детсадах.
Сегодня в школах можно одеваться, игнорируя школьную форму, но школьники выглядят весьма уныло, а вот та же форма гимназисток в дореволюционной России носила черты индивидуальности. Воланы на переднике, складки на платье, кружевной воротничок. Эти мелочи вносили необходимую индивидуальность. Отложной воротничок или стоечкой. Манжеты на рукавах?
Общаясь много с инвалидами, мне удалось отметить и ещё одну важную черту их характера – искренность. Конечно, есть сегодня криминальные структуры, которые готовы включить инвалидов в бизнес попрошайничества, стараясь вызывать в обществе чувство мнимого сострадания. Иногда в метро останавливаю таких, спрашивая, хочется ли им изменить свой образ жизни. Удалось выяснить, что хочется, но они привыкли к социализации. То есть для них важен не заработок, а процесс исполнения роли мальчика (дяденьки, тётеньки) плохиша.
Это называется – симптом порчи праздничного настроения. Как это достигается? Молодой человек, подросток попадает в метро. В вагоне, обтаптывая всем нарядную обувь, протискивается некий инвалид, причитающий на весь вагон:
- Люди добрые, помогите инвалиду! Кто чем может!
Чем опасность этой ситуации? У подростков притупляется способность сочувствовать чужой боли. Он видит надоедливого попрошайку, но при этом начинает ненавидеть всех! Инвалидов, детей, стариков! Потому что они ему кажутся ворами его благосостояния, его хорошего настроения, радости жизни.
Представим себе ситуацию, когда такой инвалид, имея здоровые руки, входит в метро, а подросток знает, что в его школе инвалид, имеющий больные ноги, является автором разработок в области робототехники. У подростка не наступит процесс деформации психики, когда он увидит это воплощение попрошайничества.
Сегодня среди чиновников, депутатского состава можно нередко встретить людей, которые говорят скучно, долго, не убедительно, порой косноязычно. А ведь те же инвалиды по зрению, имея удивительно развитый слух, могли бы быть своеобразными экспертами образовательных процессов.
Например, сталкивался с такой ситуацией, что инвалиды по зрению, прослушав какие-нибудь записи совещаний, которые я им предоставлял, удивительно точно указывали, кто читает по бумажке, кто подглядывал в компьютер, а кто говорил сам, но темой плохо владеет.
Сегодня в школах громадные проблемы с декламацией, с правописанием. А если привлечь сюда инвалидов по зрению и слуху? Насколько инвалиды по зрению безошибочно распознают любую фальшь на слух, настолько инвалиды по слуху являются уникальными экспертами оценки визуального ряда. А если объединить их усилия? Добавив навыки тех, кто освоил ручной труд.
В детском саду дети боятся задавать лишние вопросы, чтобы не выглядеть смешными. У детей формируется комплекс неполноценности, их воспитывают в атмосфере подгонки под общие правила. Ребёнок-инвалид в детском коллективе? Да, он имеет особенности, но эти его особенности помогут другим быть добрее, внимательнее, усидчивее.
Недавно посетил одну Воскресную Церковную школу. Там было несколько бизнесменов средних лет. Отсиделись они с пасмурными лицами. Разговорились уже в церковном дворике, выясняя, в чём причина их мрачного настроения. Выяснилось, что один не посетил в этом году Италию (кризис ему помешал), второй никак не может обзавестись самой престижной иномаркой, третий в сорок лет всё ещё не может найти себе достойную супругу, для этого и в церковь пришёл, но и здесь по вкусу никого не встретил.
И мне пришлось им напоминать о совершенно избитых истинах, что у них – две ноги, две руки, два глаза и два уха, что у них в жизни не только проблем со здоровьем, а, вообще-то, проблем не было! Что они сами себе рисуют ненужные барьеры. Они задумались, а один сказал:
- А об инвалидах-то и не думал никогда! Да, у них, наверное, тоже есть свои проблемы!
И я говорил с теми, у кого за плечами, магистратура, аспирантура, стажировка за рубежом. А если бы в детском саду они что-то смастерили собственными руками, очевидно, к жизни бы относились совсем иначе.
Сейчас немало аферистов стало предлагать себя в качестве претендентов на Президентское кресло. Послушал этих самовлюблённых мошенников и подумал:
- Вот они говорят, что им мало дали прав? А сделали ли они за всю свою бесцветную жизнь хоть что-нибудь для инвалидов? Почему они не выдвинули инвалида, например, на собственную должность? Ведь россиянам послушать инвалидов гораздо интереснее! Они многое слышат, видят, у них умелые руки, чуткое сердце!
Нужно чётко осознавать, что нравственный опыт российских инвалидов мог бы одолеть небывалые вершины в Образовании РФ. И этим бесценным опытом мы могли бы делиться с другими странами.
Георгий Лозовский
|