С лёгкой руки писателя-этнографа из Хабаровска – Леонида Сергеевича Сунгоркина в лексикон «ППР» прочно вошёл такой ёмкий термин – ХРОНОФАГ. Для журналистики, вообще, время решает всё. А для Научной журналистики счёт уже идёт не на дни и месяцы, а на минуты и секунды! А уж если речь идёт об инновационной журналистике, то, безусловно, нужно говорить о нано частицах и тысячных долях секунд. И вот особенно-то обидно, когда некоторые «организаторы» псевдонаучных семинаров устраивают чисто мошеннические схемы.
Разъясним суть такого мошенничества. Делается самая широкая рассылка, что будет проводиться весьма «солидный» семинар, где будут «обсуждаться» самые острые научные темы. Приглашаются высокие чиновники, идёт бюджетное финансирование, а на самом деле? Идёт массированная реклама заведомых аферистов. Причём как это делается? Для видимости приглашаются весьма знающие специалисты, как признанный мэтр – Борис Арнольдович Кац из Санкт-Петербурга. Но на фоне звёзд Первой величины, как Кац, а также тех, кто не утратил и совести, и Научной изобретательности, как Алексей Брагин из Гатчины или представитель из Екатеринбурга, который, вообще, не был включён в основную программу… Да, на этом фоне расцветают цветы антинаучного мошенничества.
Наверное, многим журналистам известно, как широко извещалось в СМИ, что Президент США – Дональд Трамп отказался некоторым журналистам отвечать на их вопросы. Здесь же НИКОМУ не было позволено задавать вопросы из числа слушателей. Что для этого делалось? Вначале, «модератор», назовём его Энди, учитывая его тягу к иностранным терминам, затянул (как выяснилось, умышленно) начало вечерней сессии на 20 минут. Он ходил по залу, всматривался вдаль, разыгрывая роль «Мыслителя» Огюста Родена. Затем? Он предоставил слово «широко известному» молодому лектору, который просто истязал слушателей. Он периодически задавал вопросы, что читали слушатели. Просил поднять руки тех, кто читал названные им книги. Текст выступления и инфографика были ниже среднего уровня. Понятно, что и у моих коллег тоже возникли к нему вопросы по ходу его затянувшегося и крайне скучного реприза. Поскольку он пытался играть роль «управленца», показывая фото, отснятые им в Чехии, то и попутно возникло ряд вопросов. Например? Читал ли он когда-нибудь работы М. Файницкого «Экономико-математические методы АСУП»? АСУП – автоматизированная система управления производством, что в СССР было отлично известно ещё в 70-е годы ХХ века. Имеет ли он понятие об исследованиях Жана Тироля, получившего Нобелевскую премию по экономике в 2014 году, наконец, слышал ли он хоть раз об основателе кибернетики – Леониде Канторовиче, получившем Нобелескую премию по экономике в 1975 году?
Ведь Нобелевская премия по экономике была задумана именно для того, чтобы хоть как-то «разговорить» нашего знаменитого соотечественника. Японцы изучали его работу несколько лет, заявив миру, что они «скопируют» советский опыт. Как это частенько бывает в мировой истории, слепое копирование приводит только к жалким пародиям. Именно в качестве пародии и возникла МЕС-теория, которая во многом была ментально скомпонована по криминальной схеме. Само название – мануфэкчиринг экзекьюшен систем безапелляционно демонстрирует характер экзекуций.
Когда-то Лия Борисовна Гераскина написала книгу «В стране невыученных уроков», по которой в 1969 году был поставлен мультфильм, где известная фраза «Казнить нельзя помиловать» стала притчей во языцех для нескольких поколений журналистов. Понятно, что во времена сталинизма, даже работая в такой газете, как «Красноярский рабочий», корреспондент Лия предпочитала работать в жанре «сказок» для детей. Острый политический памфлет, неслучайно и дети писательницы-долгожительницы, прожившей 100 лет, пошли по стезе диссидентства, так вот этот памфлет так и не разгадан большинством читателей до сих пор. В юности Лия работала на фабрике игрушек, поэтому она прекрасно знала, КАКОЕ значение имеет ПРАВИЛЬНО сделанная игрушка. Находясь в Краю, где ведомство Лаврентия Павловича было доминирующим, слово «казнить» для Гераскиной было отнюдь не из реалии безобидных детских сказочек. Но ведь писательница поставила более глобальный вопрос. О ЦЕНЕ невежества! Чем это может обернуться для человечества? Она ведь предвидела и «поворот» наших рек в сторону азиатских жителей. К счастью, Советский Союз успел рухнуть до того, как эта экологическая катастрофа смогла произойти. Так вот об экзекуции, которую сегодня ШИРОКО рекламируют? Правильно сказал Алексей Брагин:
- Прежде, чем заниматься «автоматизацией» какого-либо производства, нужно определиться с ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ самой технологии, а иначе мы получим автоматизированный бардак!
Приведём примеры из высказываний ОСНОВНОГО докладчика, который явно узурпировал права слушателей. Наши выкрики из зала:
- Регламент! Регламент!!!
Итак, наше робкое сопротивление было ПОЛНОСТЬЮ проигнорировано модератором Эндиком. Вот о чём с восторгом нам поведал представитель того города, про который можно было бы сказать популярными стихами С. Михалкова в переработке фольклористов из Северной Столицы:
Бежит ОМОН, бежит спецназ,
Стреляет на ходу!
Ах, как же не хватало Вас
В семнадцатом году.
Оратор приехал из того региона, где печальные события потрясли своей масштабностью не только всю страну, но и ВЕСЬ мир. Тогда ещё мы заметили, что владельцы этого заведения увлеклись съёмкой «процесса», можно сказать «автоматизацией видео», что в зарубежных СМИ информация появилась раньше, чем в отечественных. Слушая этого выступающего, складывалось впечатление, что часть внешне «случайных» событий является хорошо продуманной схемой экзекуций…
Оратор сказал, что представители немецкой фирмы, посетив один завод в Чехии, заявили им, что они приобретут детали, которые они выпускают по более низкой цене. В качестве аргумента своих требований они заявили, что, по мнению немецких покупателей, охрана предприятия осуществляется тремя охранниками, а достаточно и одного, а к тому же в приёмной они обнаружили две секретарши, хотя хватит и одной! Вот оно торжество демократии и лейбористского движения!!! По словам лектора, двое охранников и секретарша были уволены в тот же день. Ура! Вот они достижения современной экзекуции кадровой политики. Все примеры управленческой «изобретательности» были такого же порядка. Оратор громогласно бросал в зал, благо в огромном зале было не более двадцати человек, причём значительная часть из них были наши сотрудники, вот такие реплики:
- Я смогу прийти на ЛЮБОЕ предприятие, я увижу, что станок не работает, что кто-то курит или шутит в коридоре, вот, вот они СКРЫТЫЕ резервы!
Во времена махрового крепостничества о таком бюргере нерадивый помещик, не знающий о крестьянских бунтах, мог только мечтать. Глядя на модератора, вспоминались детские стишки:
Ник энд Энди,
Шуга энд кэнди,
Ранниинг!
Этот экзекуторский раннинг уже напоминал не лёгкую пробежку, а затянувшийся кросс по пересечённой местности. Наши ребята из «ППР» проехали во время выборов в Чехии эту замечательную страну вдоль и поперёк, тогда-то мы не знали, что политические волны создают вот такие восторженные экзекуторы социальных устоев. Подумалось:
- Бедная Чехия! Вырвавшись из знойных объятий Австро-Венгерской империи, попав под нацистский сапог оккупации фашизма, потом чехам внушали, что Советский Союз «эксплуатирует» свободу Чехословакии… Теперь им будут строго указывать, сколько у них будет секретарш, охранников, как часто они смогут рассказать анекдот во время обеденного перерыва…
Конечно, мы ХОТЕЛИ задать вопросы этому докладчику, однако? Модератор вынашивал глубоко мошенническую схему. Он заявил, что вопросы будут задаваться после ВСЕХ выступлений. Мы переглянулись. Надо ли говорить о темпах нашей недели?
В субботу Концерт Гамбургского хора, в воскресенье – «Чаепитие в Центре имени Гёте», ведь с 5 апреля по 12 апреля в Санкт-Петербурге проходила Неделя ФРГ. Множество встреч, обсуждений, когда на сон не оставалось и трёх часов… А ведь мы – «Вестник Культурной Столицы». Поэтому? Нельзя было пропустить Международную конференцию «Искусство каменного века», где французские учёные сделали премьерный показ своего научного фильма. Спектакль швейцарской писательницы, дебаты со швейцарцами на исторические сюжеты. Семинар по психологии, когда ученица Льва Гумилёва делилась свои исследованиями в области этно пассионарности…
Словом? Жаркие дебаты, а ведь накануне 13 апреля был День космонавтики! И пламенные выступления депутата Александра Александровича Ваймера могли покорить всю Вселенную. А впереди? Нас пригласили участвовать в Конкурсе декламационного искусства. А это означает, что надо встретиться с нашей замечательной Аллой Анатольевной и всё-таки проштудировать тексты предстоящих выступлений… А здесь? Мы словно попали в паноптикум, где с нудной неторопливостью любителей информационной пытки рассказывают заведомую ахинею, на которую даже запрещают что-то возразить!
Когда все выступающие, которые были модератором задуманы в качестве основных порционных блюд, завершили свои утомительные эссе, модератор опять-таки отказался КАТЕГОРИЧЕСКИ задать вопрос его протежируемым визави. Он стал каждому сидящему на сцене задавать вопросы. Здесь началась тянучка с перетягиванием каната, когда три его фаворита отвечали нескончаемым потоком, а интересных ораторов, как Бориса Каца, модератор бесцеремонно обрывал на полуслове.
Чем всё это завершилось? Времени на вопросы не осталось! Зал должен был закрываться, уборщицы с швабрами уже штурмовали это помещение. В этот момент Борис Кац всё-таки жалобно обратился к модератору с предложением:
- Может быть мы всё-таки позволим им задать свои вопросы? Ведь они ТАК хотели спросить?
Опережая модератора, один из сотрудников «ППР» моментально вскочил (опыт оперативной работы ещё никому не мешал) и громогласно заявил:
- Нет, я не хочу уже задавать вопросы, всё, что я хотел спросить смогу осветить в статьях в сборниках ВАК, например, о том, что более отвратительного модератора мне не приходилось видеть ни на одной Международной конференции!
Воцарилась гробовая тишина, модератор залился ярким румянцем… А специалист по экзекуторскому управлению отчего-то побледнел.
Мы подошли к организатору, который сидел в конце зала, спросив его о том, как ему понравился этот семинар:
- Семинар прошёл ПРЕКРАСНО! Модератор ВСЁ сделал замечательно! Отлично, что он не предоставил никому из Вас слова! Разве мы Вас всех не знаем? Вам НИКОГДА и нигде не надо разрешать задавать вопросы!
Мы были удивлены своей популярностью, мы и не думали, что нас так ХОРОШО помнят. Вышли на улицу. Центральный вход уже был закрыт, пришлось топать по снегу, а в Питере выпало 13 апреля немало снега, к улице. Ура, подъезжает троллейбус. Бегом на него. В троллейбусе узнали, что он пойдёт только одну остановку. А на табло этого указано не было.
- Ладно, транспортная журналистика, эта тема у нас давно в разработке!
Мы решили, что пересядем на другой транспорт на следующей остановке. Но не тут-то было! Мы думали, что троллейбус пойдёт в парк? Однако сначала он намеревался проехать несколько остановок до кольца. Мы сидим в троллейбусе, метёт позёмка, он остановился у сугроба. До следующей остановки идти метров триста по сугробам… Решили подождать… Мимо нас проследовало уже несколько троллейбусов с одноимёнными номерами, то есть прошло более получаса. Водитель и кондукторша, видимо, решили испытывать наше терпение:
- Вы, наверное, торопитесь?
- Да нет, мы ведь журналисты, давно хотели написать о том, КАК работает у нас в Питере общественный транспорт…
Энтузиазм у них рассеялся. Через пять минут троллейбус двинулся вперёд, описывая дугу по площади, он ринулся в обратный путь. Нам подумалось:
- Забыл к Вам дорогу выступавший экзекутор!
Вышли через несколько остановок. До метро оставалось одна остановка. Решили продолжить эксперимент. Вскорости подошёл другой троллейбус, которому диспетчер не давал таких «спецзаданий» по отстою и зигзагам, мы добрались до метро… Решили, что в продовольственный магазин зайдём у себя. Дежурный по редакции подготовил нам список. Зашли в магазин сетевого плана, который рекламирует «полноту» ассортимента, а складская логистика как раз-таки была в теме этого утомительного семинара. Вот она инновация в действии. В советское время существовал такой термин – «ассортиментный перечень». То есть? В любое время работы торгового заведения должны быть товары определённого типа из числа первой необходимости. Вот громадный супермаркет? Деревянные ящики с хлебом и булкой абсолютно пустые. Мясные и рыбные прилавки зияют пустотой, а магазин работает 24 часа в сутки, что и доказывается баснословными ценами… Уходим без покупок. Прикидываем, что успеем ещё в один магазин, который работает до одиннадцати. Успели. Ассортимент, прямо скажем, качество? Лучше не говорить. С трудом выбираем то, чтобы коллеги в редакции не сочли нас отравителями. Вот оно, совершенство управления. Вспоминаем бессменные творения Лии Гераскиной. Многие ораторы, успешно освоившие бюджетные деньги, забыли прочитать сказки Лии.
Однако мы были счастливы, посетив этот анти-семинар! Почему же? Мы смогли переговорить с удивительными людьми в кулуарах – Борисом Кацем, Алексеем Брагиным и ещё одним ярким участником, которого не называем. Он подошёл к нам и с видом Джеймса Бонда загадочно сказал:
- А ведь, как мне стало известно, этот оратор проводит свои занятия, записывая слушателей на 55 ноября!
Вот этот-то участник и был нашей настоящей журналисткой находкой, ведь сегодня, под видом «инноваций» скрываются самые изощрённые мошеннические схемы. Но об этом мы ещё поговорим отдельно.
Валентина Томановская,
Архип Каштелян |