Сегодня распахнулись галереи на Васильевском острове! Как уже ранее отмечалось в газете «Поддержка Президентских реформ» (см. ст. в «ППР» «ТРЕТЬЯКОВ ОТКРЫВАЕТ НОВУЮ ГАЛЕРЕЮ»), если Третьяковская галерея в Москве знакомит только с изобразительным искусством, причём прошлого времени, то сегодня в Северной Столице в знаменитых Галереях Третьякова мы можем увидеть образы глубокой древности и современные шедевры…
Стартовала Неделя Туризма в Центре Импортозамещения Санкт-Петербурга! Конечно, здесь экспонатов немного меньше, чем в Эрмитаже, и это хорошо! Потому что если около каждого экспоната в Зимнем Дворце постоять всего несколько секунд, то такая экскурсия займёт более 10 лет. Но эта Выставка стала не менее значимой, чем известные Вернисажи в Главном Музее страны… И поэтому-то неслучайно, совсем неслучайно, что журналисты обступили плотным кольцом и представителей Ростуризма, и Председателя Комитета по туризму Санкт-Петербурга – Инну Шалыто, и Хозяина Галереи – Олега Третьякова.
Почему возник такой медийный ажиотаж?
Чем были необычны эти увлекательные прогулки по галереям? Если турфирмы предпочитали последние 20 лет наперебой предлагать экзотические уголки зарубежных стран, то теперь сделан акцент на изучение особенностей собственной страны…
А их, этих особенностей немало. Здесь, на Выставке мы не могли не залюбоваться очаровательной Снегурочкой из Костромской области. А напротив неё располагались представители Новгородской области!
И на их стенде можно было увидеть и традиционные сувениры этого Северного края, и национальный костюм. Мы попросили выйти девушку, одетую в народное платье, чтобы читатели могли увидеть этот наряд в полной красе! Да, эстетика народного костюма, эргономические свойства одежды ещё требуют научного осмысления. Осмысления и возрождения этих традиций в повседневную жизнь. Что особенно заметно в городах, когда представительницы прекрасного пола себя заведомо уродуют, облекая в старые джинсы (порой с дырами на коленях), немыслимый свитер… С этой обезличенностью пора расставаться, потому что есть все возможности изменить свой внешний облик.
Информации для размышления масса. Тем более на каждом стенде много журналов, брошюр, проспектов. Так получается, что такие обзорные статьи требуют вдумчивого отношения, просмотра всей сопроводительной литературы…
Что можно отметить позитивного? Словно подхватив Традиции Форума туризма, в Дни Невского района Санкт-Петербурга, организованных Администрацией Невского района, были представлены две фирмы, которые пошли по пути использования атрибутики народного костюма. И это радует. Радует, что эстетизм, складывающийся веками в нашем Невском крае, сегодня снова востребован.
Об этом у нас завязался разговор с Татьяной Сергеевной Якиманской, мелькнувшей ярким лучом на облачном горизонте Северной Столицы.
Да, Галереи Третьякова дарят ещё возможность прекрасного общения… Сменяются экспоненты, но, прогуливаясь по этим анфиладам, можно словно уловить ауру тех, кто посетил Ленэкспо на Васильевском неделю, месяц тому назад, оставив свой ментальный след. И снова вспоминается фраза одного известного Питерца – Владимира Тихомирова:
- Мысль материальна!
Просматриваем с предельной тщательностью журнал «Ростуризм», к сожалению, не находя в нём даже упоминания о Сахалине! Это наводит определённую грусть… Да и на Выставке мы увидели только Камчатскую область, хотя Дальний Восток мог бы быть представлен более респектабельно.
Туристический акцент Северной Столицы был сконцентрирован на Кронштадтском и Курортном районах, а ведь, наверное, шире надо практиковать туризм, связанный с Программами ЮНЕСКО. А таких уголков в Северной Столице немало. Не надо забывать, что в той же Германии сегодня развит Промышленный туризм! Разве для России это не актуально? И всё-таки сдвиги есть!
Знаменательно, что Инна Шалыто, серьёзно озабоченная необходимостью реформирования современного туризма, внимательно выслушивала предложения активиста ОНФ – Николая Алексеевича Кузнецова.
Они договорились о Встрече уже после Форума, чтобы кардинально перестроить многие направления… Вообще, сегодняшняя власть, как в городе, так и на Федеральном уровне стала проявлять больше внимания инициативным движениям.
Например, во время Культурного форума, проходившего в декабре прошлого года в Северной Столице, удалось побеседовать с представителями Ростуризма, где был поднят важный вопрос о развитии конного спорта в нашем городе. Например, почему в соседней Финляндии, где население всей страны составляет 5 миллионов человек существует свыше 40 ипподромов, а в пятимиллионном Городе на Неве – ни одного? И это при том, что сохранились в отличном состоянии здания бывших манежей, почему такая явная несправедливость? И руководитель Ростуризма согласился с такой постановкой вопроса, воскликнув:
- А почему, на самом деле, нет манежей?
И вот на этом Туристском Форуме практически полностью отсутствовал Конный туризм. Фрагментарно предлагалось катание на Тройке в качестве зимней экзотики. Не было ни одного маршрута – «Путешествие на конную ферму».
Вообще, проанализировав большинство предложений, можно заметить такую особенность. Турфирмы стремятся организовывать межрегионные перемещения, где турфирма ставит себе задачу организовать транспортные передвижения с использованием различных транспортных средств – железная дорога, авиа, автобус и размещение в гостинице. Далее предлагается, что турист сам посетит ряд музеев, театров, природные заповедники. Но в чём тогда задача турфирмы? Она является сегодня ничем иным, как дорогостоящим посредником между культурным учреждением и клиентом. Есть и ещё один аспект. Нередко турфирма предпочитает «присоединиться» к тем мероприятиям, которые проводит регион, создавая порой ненужную суету. Например, жители какого-то городка полгода ждали праздника День города. Приезжают автобусы с туристами, они суетливо посмотрят два-три выступления фольклорного ансамбля, потолкаются около самодельных торговых рядов, впритирку к которым поставили свои автобусы, громко будут делать реплики:
- Какая скука! И ради этого мы протряслись столько километров?
Недовольно расфыркаются, сядут в свои автобусы и с шумом откатят на «другое мероприятие», оставив местных жителей в удручённом настроении. Праздник потерял своё очарование. Принесли ли жителям какие-либо дивиденды такие посетители? Конечно, нет, и нет. Можно понять и самих туристов. В рекламных проспектах им нарисовали молочные реки с кисельными берегами, а в действительности?
Мы пытались провести собственное обследование. Проезжая всю страну из края в край, можно заметить везде неизменный «набор» из импортных йогуртов, чипсов, китайской одежды и т.д.. К счастью, Импортозамещение решит эти проблемы власти зарубежных сетевиков. Но полностью ли?
Например, в прошлом году на Встрече с Президентом РФ – Путиным Владимиром Владимировичем журналисты из Вологодской Области подняли вопрос о знаменитом молокозаводе, выпускающем «Вологодское масло». Завод хотели приватизировать в мае прошлого года. Удалось отстоять завод на год! Но только на год! Опять костлявая рука западного приватизатора стремится поглотить успешное предприятие. Причём по смехотворной цене – около 1 миллиарда рублей, а ведь только на модернизацию этого предприятия было израсходовано свыше 2 миллиардов рублей. Среди желающих приобрести это уникальное предприятие – финны, китайцы и фирмы США!
И здесь возникает важный юридический вопрос. Мы говорим о самостоятельности Российского производителя, но добровольно не отказываемся от рабства. А ведь иностранный владелец может не только привезти иностранных рабочих, но и полностью перепрофилировать предприятие, или снести его.
Важной ветвью туризма мог бы стать Производственный или Предпринимательский туризм, а также Юридический туризм, словом, ТУРИЗМ АКТИВИСТА ОНФ! Да, учиться можно не только на положительном опыте, но и на отрицательном! И здесь Северная Столица тоже занимает Пальму первенства, уступая только Москве…
Сначала зарубежные фирмы «скромно» предлагают сотрудничество, затем становятся акционерами, увеличивают своё присутствие, а затем превращаются в единовластных хозяев. Предприятия сносятся, на их месте возводится жильё или другие объекты. Неслучайно в разговоре с блокадниками можно услышать фразу:
- В Блокаду враг был за КОЛЬЦОМ блокады…
Но вернёмся к проблематике современного туризма. В чём она состоит? Нужно отказываться от туризма западного образца, когда из туриста делают стороннего наблюдателя. Давайте проанализируем истоки данного вопроса.
Вообще, в советское время различали несколько видов туризма:
1) «Дикий туризм».
Когда семья или компания единомышленников, запасаясь чемоданами или рюкзаками отправлялась бороздить просторы нашей необъятной Родины.
2) Организованный туризм – через систему школьных, других образовательных учреждений устраивались туристические слёты, пробеги, маршруты и т.д., когда, в зависимости от степени сложности пройденного маршрута выдавался значок «Турист СССР» с обозначением «степени посвящённости».
3) Путешествие по туристическим путёвкам, когда путёвка приобреталась либо в Бюро путешествий за полную стоимость, либо со скидкой в профсоюзе.
4) Межпроизводственный – «командировочный туризм», когда многочисленные командировочные были постоянными зрителями местных театров, посетителями галерей в провинции и т.д..
5) Гостевой туризм, когда многочисленные родственники перемещались в гости друг к другу.
6) Торговый туризм, когда железнодорожным и авиатранспортом перемещались фрукты, цветы, изделия из кожи из Южных регионов в столичные города.
Что сохранилось на сегодняшний день?
«Дикий туризм» сегодня трансформировался в «самостоятельный туризм», когда клиент по электронной связи заказывает себе билеты, места в гостинице и т.д..
Но сегодня, что удалось выяснить с руководством Краснодарского края во время Форума Стратегов, появился «частный» туризм. То есть в Краснодарский край ежегодно приезжает свыше двух миллионов туристов, но в бюджете Края это практически не ощущается. Приезжие проживают в частном секторе, оставляя деньги в неучтённом варианте. Покупают они продукты тоже в частном секторе, когда суммы трудно определить.
Сегодня туризм должны взять под свой бдительный контроль Региональные СМИ! Почему это необходимо сделать? Увы, уровень текстов рекламных проспектов отличается редкостным примитивизмом, а иногда и попросту аполитичен. Просмотрев проспекты о Карелии, можно заметить, что о Финской войне, видимо, в угоду финскими туристам говорится, как о «Северной» или «Неизвестной» войне.
А между тем из выступлений Президента РФ – Путина Владимира Владимировича мы видим, что воспитание патриотизма является Приоритетной государственной задачей! А патриотизм – это не скандирование лозунгов на митингах, а вдумчивое изучение истории собственной страны…
И здесь-то Галереи Третьякова дают превосходную возможность увидеть одновременно на одной площадке ВЕСЬ спектр современного отечественного туризма. Проблем здесь сегодня множество! И начинать нужно с подготовки кадров. Сегодня туризм ориентирован на иностранного и на иногороднего туриста! А нужно использовать Опыт Библиотек Северной Столицы, когда работают с одними и теми же читателями, но которые, побывав на замечательном мероприятии, организованном работниками Библиотек, привлекают своих родственников, друзей, сослуживцев, соседей по дому для участия в последующих Культурных событиях!
А такие Вечера в библиотеках становятся по-настоящему Событиями! Вот о событийности, которую можно организовать собственными силами, сегодня турфирмы даже и не задумываются!
Благодаря Галереям Третьякова можно было узнать, какие Санатории существуют в Тюмени, какие экскурсионные маршруты появились в Екатеринбурге. Что должно присутствовать в современном туризме? В год Выборов в Думу должен присутствовать и Политический туризм! Сотрудники «ППР» многие регионы стали представлять себе гораздо шире именно благодаря знакомству с активистами ОНФ. И на этом Форуме туризма хотелось бы увидеть Александру Франц, Евгения Валиулина, Алексея Савоськина, Александра Пересторонина из Тюмени…
Почему это важно? ОНФ передаёт пламя души, а сегодня в турфирмах трудятся статисты, у которых нет самого главного – любви к собственному краю, интереса к истории и уважения к туристам.
Туристов воспринимают исключительно как объект для получения дивидендов для турфирмы. Поэтому-то построенные туры скучны в своей основе! Дежурный подход должен изживаться.
Сегодня можно обнаружить такой парадокс. Турфирмы находятся явно не на подъёме… Внутренний туризм, такие «предприниматели» явно воспринимают как провинность, которая назначена в связи с закрытием туров в Турцию и Египет. Что можно наблюдать в Северной Столице? Стоят километровые очереди «неорганизованных» туристов. В это время прибывает автобус с экскурсантами от турфирмы. Эти счастливчики проходят в музей вне очереди, оставляя хвост очереди ещё более длинным. А можно было бы? Да, можно избавиться от этих хвостов! Каким образом? Шире в регионах внедрять программы Виртуального Русского музея. Нужно работать с КАЖДЫМ потенциальным туристом! Возможности интернета сегодня позволяют это сделать!
Сегодня есть страницы в интернете практически у каждого, кто хоть мало-мальски интересуется политикой, историей, активным отдыхом. Словом, в Центре Импортозамещения зарождается новый тип интеллектуального туризма, раздвигая горизонты возможностей.
Что мы вынесли для себя в качестве Открытия? Порадовали объединения садоводов, когда Клубника, отечественная, ароматная стояла Народным достоянием. Во многих регионах проводятся Земляничные поляны, Праздники земляники. При этом нам вспоминалась напористость Вадима Нуждина с лозунгом ВДВ – «Никто кроме нас». Да, сейчас даже в сетевых магазинах стали появляться банки с домашними соленьями, вареньями!
Экономия учит возрождать забытые на время эстетические традиции. Лоскутное шитьё – яркое повреждение этому! Этнографический Музей здесь был представлен носителями современного искусства с образцами рукоделия, которые можно было не только увидеть здесь же, но и познакомиться с техникой изготовления! Да, Третьяков смог предоставить возможность при желании и проявить свои навыки в портновском ремесле.
Наверное, самым дорогим символом для нас был Парусник, который олицетворял мятежный Дух Города на Неве…
Ершов Павел Георгиевич,
Томановская Валентина Владимировна
газета "Поддержка Президентских реформ"
|