Сегодня отечественные и зарубежные «правозащитники» пытаются режим руководства одного уроженца Грузии, который определял многие десятилетия политику Советского Союза, поставить в вину современной России. Справедливо ли это?
Учитывая, что 2015 год объявлен в России Годом Литературы, то следует рассмотреть эти критерии претензий с позиций литературы.
Остановимся на примерах, которые мне удалось подчерпнуть из книги известного писателя Грузии. Приведём восторженный отклик, составленный издателем (Москва «Советский писатель» 1983 г.)
«Роман одного из виднейших грузинских советских писателей Нодара Думбадзе «Закон вечности» был удостоен Ленинской премии и завоевал ШИРОКОЕ признание. В романе ставятся ВАЖНЫЕ нравственные и философские проблемы наших дней. Главный герой книги – писатель Бачана Рамишвили».
А теперь обратимся к авторскому тексту. Диалог Бачаны с пастухом:
- Сколько тебе лет?
- Пятнадцать!
- А дед? Отпустит он тебя?
- Если будет твоё согласие, отпустит!
Речь идёт не об отправке на фронт, а можно ли отпустить парня в 15 лет помогать пастухам? Вот уж подвиг, так подвиг! Неслучайно, что сегодня возраст молодёжи 0считается до 30 лет. Не является ли это продолжением того ИНФАНТИЛИЗМА, который так явственно обозначен Думбадзе? Лучше обратиться к строкам самого Думбадзе:
«Губы у Бачаны скривились, глаза наполнились слезами:
- Не отказывай мне, дядя Глахуна!»
Что так беспокоит этого юношу? «Глаза его наполнились слезами» при мыслях о самом себе. Дадим возможность высказаться писателю Грузии:
«- Дядя Евгений сказал… Будешь, говорит, есть много масла, пить много молока, дышать горным воздухом, сумеешь, говорит осилить свою болезнь…»
Парню был поставлен диагноз – чахотка. Мне вспоминается Элеонора Вилисовна, которой был поставлен в 16 лет диагноз такой же… С той лишь разницей, что она не гнусила и не канючила себе «вольготных» условий, потому что находилась в Блокадном городе… Своим здоровьем ей пришлось заняться только в 1946 году, когда она поехала к бабушке под Ригу, но и там «лесные братья» радости для выздоровления не прибавляли… Элеонора считала тогда, что только усердная работа поможет ей избавиться от недуга. Она после школы посещала раненых в госпитале. Декламировала стихи, исполняла песни (у неё был музыкальный слух и прекрасный голос), играла пьесы на пианино! Вселяла желание выжить в других, хотя ей врачи ставили неутешительный диагноз. Юноша в Грузии, у которого «постоянно глаза на мокром месте», и девушка в Блокадном городе. Какая разительная разница. Элеонора Вилисовна часто говорила, что терпеть не может слизняков, у которых вечно «глаза на мокром месте».
Наверное, роман был автобиографичен. Ведь Нодар родился в 1928 году, и ему в 1943 году тоже было 15 лет. Биографы писателя отмечают, что у него была в прошлом «серьёзная болезнь»… Но вернёмся к анализу диалогов, представленных в романе. Какой ответ получил Бачана?
«- Хорошо, хорошо дорогой! Возьму тебя с собой, птичьим молоком буду поить тебя, не то что козьим! Буду беречь тебя как зеницу ока! За два месяца откормлю тебя так, что будешь одной рукой валить трёхлетнего бугая! Молчи, молчи, дорогой мой, не плачь!».
Жаль, что в Грузии тогда, а в современной России и сегодня стала в почёте «крутизна», это крутизна мышц, но, к сожалению, не интеллекта. Думбадзе – выпускник Экономического факультета с бухгалтерской точностью знакомит читателей с тем, как проходили события этого романа:
«Двадцать три коровы, два бычка, двадцать семь коз, три лошади и один кабан – вот и всё поголовье скота, молочного и мясного, которым располагал Кведобанский колхоз летом 1943 года».
То есть юноша рыдал летом 1943 года, когда Блокада была прорвана 18 января 1943 года, а до полного Снятия Блокады оставалось ещё полгода! В 1942 году летом жители Города на Неве лакомились лебедой, крапивой, листьями одуванчиков. В 1943 году нормы были увеличены, но до великолепия Грузии ещё было далеко! Мне могут возразить, что «до Грузии фашисты не дошли…» На Кавказ фашисты рвались с не меньшим остервенением, чем к подступам Северной Столицы, но и здесь Питерцы проявляли своё мужество и стойкость. В составе Горной дивизии сражались добровольцы из Альпинистского отряда знаменитого Политеха. Были здесь и из легендарного института имени П.Ф. Лесгафта.
Несомненно, Питерское небо защищали и грузинские лётчики, как и из Армении. Но сегодня многие «правозащитники» утверждают, что Грузия в советский период «пострадала» от России. Так ли это? Многонациональный народ России, другие республики, например, оккупированные республики Прибалтики, Украина не имели такого рациона, как Грузия в годы Великой Отечественной войны. Как, впрочем, и до войны, и после Грузия, по негласной договорённости, оставалась в привилегированном положении… Башкирия, где было не мало эвакуированных из Города на Неве, других фронтовых территорий, имела «карточный режим» распределения продуктов. В Ярославской области, где были интернаты с эвакуированными детьми, лишний кусочек моркови или свёклы был заветным лакомством! Дети с пяти лет уже помогали колхозникам в сельхозработах. Они помогали заниматься посадкой, прополкой овощей, уборкой урожая. Причём здесь действовали СТРОГИЕ законы военного времени, введённые этим представителем Грузии. За воровство кочана капусты с поля – колония, буханки хлеба – расстрел. Но дети, прибывшие из Блокадного города, зная, что такое цена каждой крошке хлеба, кружке кипятка, и не помышляли о хищении продуктов, овощей с поля. Значительную часть ягод и грибов, собранных детьми в лесу, сушили и отправляли на фронт и в Блокадный город.
Но вернёмся к «многострадальной» Грузии, которая сейчас считает, что современная Россия «задолжала» ей. Каким же продовольственным имуществом обладала данная деревня в романе Думбадзе?
«Ферма стояла на горном пастбище, на склоне Чхакоуры, в окрестностях Бахмаро. Летом колхозники вместе с общественным стадом гоняли на пастбище и СОБСВЕННЫЙ скот – больше нетелей и тёлок, ибо поступиться дойной коровой на три-четыре месяца в те ГОЛОДНЫЕ военные годы люди, конечно не могли.
Жалкое богатство ста двадцати дворов охраняли две овчарки и трое мужчин- заведующий фермой Глахуна Керкадзе, Сипито Гудавадзе и Иона Орагвелидзе. Бачана был четвёртым, но его никто всерьёз не принимал».
Не трудно сообразить, что личное подсобное хозяйство значительно перевешивало колхозное стадо. Наверное, каждый двор имел молочную, дойную корову. Дело происходит летом. В колхозном стаде упоминаются два бычка. А телята? У каждой коровы должен был быть приплод к лету. Или в горы отправили только тёлок? О племенных быках речи не идёт. Куда они подевались? Двадцать семь коз? Но каждая коза ежегодно даёт два-три козлёнка. Причём это пишет экономист, который отработал на кафедре по специальности несколько лет. Ему, очевидно, не заметно, что на фоне того, что происходило в это же время в Белоруссии, его повествование воспринимается кощунственно!
В этом году в Доме писателей в Северной Столице Алексей Васильевич Воронцов подводил итоги Литературного конкурса о связи Белоруссии и Города на Неве в годы Великой Отечественной войны. Он рассказал, как его мама, находясь на территории Смоленской Области, будучи беременной, попала в гестапо, потому что нашлись «благожелатели» из числа предателей, которые доложили фашистским оккупантам, что она оказывает помощь партизанам… С каким волнением все собравшиеся слушали его рассказ, который он закончил такими словами:
- Но, к счастью, партизаны смогли спасти её, а иначе я бы и не появился на свет!
А рассказал он об этом эпизоде своей биографии только потому, что к нему – депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обратилась с вопросом одна Победительница этого Литературного конкурса:
- Планируется ли принять Закон о льготах детям, оказавшимся на оккупированной территории?
И вот тогда, согласившись с тем, что такой Закон непременно нужен, Алексей Васильевич рассказал о том, что и сам он считает себя таким ребёнком.
Конечно, Думбаде пишет о Грузии, но он «не отказывается» от премии, которую получает в Москве. Не опротестовывает возможность издания книги в Москве, но сама книга ОШЕЛОМЛЯЕТ однобокостью восприятия событий! Или писатель уже в тот период считал, что Грузия должна занять позиции повышенных претензий по отношению к другим народам России, другим республикам? А вот ещё одна фраза из книги:
«Единственный кабан в стаде принадлежал Глахуне».
Но несколькими строками выше Думбадзе утверждал, что кабан принадлежит колхозному стаду! Так всё-таки он своего кабана пасёт в колхозном стаде, или всё-таки колхозное имущество считает своим? Здесь есть ещё один момент, который экономист, родившийся в Тифлисе, переименованном в Тбилиси, но выросший у родственников в деревне, не мог не знать! Существовал СТРОЖАЙШИЙ учёт пастбищных угодий. Для личных нужд выделялись одни пастбища, для колхозных – другие! Пасти ВМЕСТЕ скот запрещалось! Предположим, отара овец в тысячу голов. Как определить, у какой овцы появился приплод ночью? Или, какой ягнёнок был унесён ночью волком? Есть и другой фактор. На каждое животное существовали нормы кормовых единиц. Если домашнее животное не пользуется выделенным для него пастбищем, значит, есть возможность получить дополнительный укос сена, обеспечив домашний скот более комфортными условиями, чем колхозный. Книга Думбадзе, которого и сегодня в Грузии считают самым уважаемым писателем, даёт нам сегодня великолепные аргументы в юридическом споре, где можно доказать, что ЗАЧАТКИ КОРРУПЦИИ формировались, и весьма успешно в Грузии! И отсюда стали распространяться по Советскому Союзу, а не наоборот! Объём данной статьи не позволяет привести примеры из книг писателей Узбекистана, Казахстана, доказывающих, что там в годы Великой Отечественной войны таких вольностей при смешивании личного имущества и государственного или колхозного не существовало!
Не устраивалось тогда там и импровизированных пикников.
Вот пастухи собираются на пастбище, очевидно, для них это праздник:
«Сипито снял с огня котёл, за ногу извлёк из бурлящей воды козлёнка. В воздухе аппетитно запахло варёным мясом, луком и лавровым листом.»
Лук в Блокадном городе, снабжавшим фронт боевым оружием, предназначался только для раненных в госпитале… По распоряжению «великого горца» Музей Блокады был уничтожен, потому что «слишком много внимания уделялось Ленинградскому фронту». А вскоре и подоспело «Ленинградское дело». Те, кто смог выжить в Великую Отечественную войну, сражаясь из последних сил с врагом, пошёл под расстрел – «великого и справедливого».
Итак, проанализируем эту фразу о козлёнке, которого «извлекли за ногу из котла». Разве не являлось ПРЕСТУПЛЕНИЕМ в летнее время есть козлятину, когда после сезона пастьбы вес его может, как минимум, утроиться? Конечно, в тот период в Грузии могли поступать, чувствуя криминальный размах, но где же авторские ремарки? Или он не знал, что дети в Белоруссии перешли на зелёный корм, скрываясь с партизанами в лесах? В тот период в СССР была развита АДД – Авиация Дальнего Действия, которая снабжала партизанские отряды, сбрасывая им ящики с продуктами. Но в Грузии об этом не задумывались ни тогда, ни сейчас!
Роман этот для нас сегодня – свидетельство формирования махрового эгоизма и одновременно фантастического невежества… Предъявляет ли сегодня Украина претензии Грузии? Нет, Украина не довольна Россией! Именно СОВРЕМЕННОЙ!
И в Грузии, и на Украине отказываются осознавать, что за последние столетья состав первых лиц руководства выглядел так: в царский период страну возглавляли потомки немецких принцесс и английских (Александра Фёдоровна – Аликс воспитывалась при дворе Английской Королевы), затем короткое время у власти пробыл сын чуваша и немки, затем на несколько десятилетий в Кремле обосновался выходец из Грузии, на десять лет – уроженец Донецка, на восемнадцаь лет руль держал уроженец Днепропетровска, затем на два года его заменил уроженец Краснодарского края, граничащего с Украиной, затем на непродолжительное время опять украинец взял бразды правления, далее – уроженец Ставрополья, потом Президентский пост закрепился за представителем Сибири… И только два Президента РФ – Путин Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич Медведев могут назвать Город на Неве своим родным городом!
Так не это ли Блокадная история вызывает столь острую политическую полемику! Шквал политической истерии достиг своего апогея, когда Президент РФ – В.В. Путин заявил, что о Блокаде нужно создать новый Мемориал. Вот что пугает Германию, США, Британию, которые поддерживают Грузию и Украину, настраивая их против политики современной России. Потому что перечисленное прошлое руководство всех перечисленных выше участников «партнёрства» устраивало.
Известно, что особенно тяжела была служба сотрудников МВД в Блокадном городе, которые смогли полностью блокировать преступников и засланных представителей ОУН-а. Пешком, при морозе минус сорок градусов, они обходили каждую квартиру, предприятие. Это был беспримерный подвиг. Сравним «интенсивность» службы аналогичных служб в Грузии в военный период. Вот как об этом правдиво доложил Думбадзе, которому нет основания не доверять:
«- Ну-ка, ребята тащите его сюда!- распорядился Герваси.
Бойцы батальона подкатили к костру бурдюк. Глухана раздал глиняные чаши. Все по очереди подходили с чашами к Герваси и, получив свою порцию вина, возвращались на место. Подошёл и Бачана. Герваси вопросительно взглянул на Глахуну, тот утвердительно кивнул головой.»
Прервём на минуту это радужное повествование, чтобы с той же строчки затем продолжить. Алкоголизация населения, тем более в подростковом возрасте здесь налицо. Вообще, в Грузии, где много горных речек с ледниковой водой, колодцев с ключевой водой, могли бы, хотя бы в военный период, обойтись без вина. Ведь виноград можно было бы в сушёном виде передать на фронт, детям, страдающим дистрофией. Но об этом им не думалось! Думбадзе, безусловно, талантливый писатель. Он создаёт реалистические картины бытописания… Когда я читала об этом времяпровождении, то невольно задумывалась, что это распитие вина не очень хорошо для них закончится. И в самом деле, Глухане это стоило жизни… А теперь предоставим слово Думбадзе:
«Первым отпил Герваси.
- Вот эта лоза! Да благословит бог твой корень! – воскликну он с удовольствием. И это восклицание было принято за первый тост.
- Да благословит! – повторили все и одним духом опорожнили чаши.
Герваси налил по второй. И опять, прежде чем налить Бачане, он взглядом попросил разрешения у Глахуны. Тот разрешил.
- Не много ли?- спросил Герваси.
- Ещё три! – сказал Глахуна.
- Дело твоё! – согласился председатель».
Мы видим, что подросток буквально подвергается спаиванию. Конечно, есть немало «медиков», которые утверждают о «целебности» вина. Даже академик Евгений Чазов утверждал, что рюмка вина в 50 граммов полезна перед обедом, а больше – уже вредно.
Предпочитаю придерживаться точки зрения академика Фёдора Григорьевича Углова, утверждавшего, что этанол в любом количестве – это генетический яд. Для сравнения: писатель Думбадзе, занимавшийся воспеванием вина в своих произведениях, прожил чуть больше 60 лет, а академик Углов перешагнул 100-летний рубеж! Но за его плечами было две войны, где он сутками стоял за операционным столом, будучи военным хирургом… Винное пристрастие, которое поддерживал в Кремле «великий горец», ещё долго придётся устранять в современной России.
А тем не менее? Россия не предъявила Грузии претензий по распространению табака, ведь великий горец не расставался с курительной трубкой, насаждая пагубную никотиновую зависимость…
Знаменательно, что пьющие упоминают о боге. А незадолго до войны в Городе на Неве безжалостно сносились уникальные архитектурные памятники – храмы, соборы, часовни… За упоминание о Божьем благословении можно было получить срок «десять лет без права переписки», то есть так камуфлировали расстрел приспешники горца. Так происходило в Городе на Неве в тот период. А в Грузии? «Бойцы», с которыми происходит совместное распитие, уже три года (!!!) ищут преступника, скрывающегося в их местности. Это местный житель, который является фашистским резидентом.
Словом, и здесь «нормы поиска» для Грузии весьма завышены.
Эту книгу сегодня нужно читать и в России, и в Грузии. Она отлично может доказать, что Россия сегодня может выставить и Грузии в целом, и отдельным её политикам справедливые претензии.
Конечно, современная Россия не забывает, что есть Великая Грузинская литература, которой мы восхищаемся. Нам дороги герои книги Шота Руставели. В Северной Столице есть проспект имени Руставели. Для нас остаются любимыми певцами Вахтанг Кикабидзе и Нани Брегвадзе, но мы не будем молчать, когда России предъявляются незаконные претензии.
Когда-то Александр Сергеевич Грибоедов взял в жёны Нину Чавчавадзе… Россия – многонациональное государство, именно поэтому современный неофашизм, который порой проявляется в Грузии по отношению к России, сегодня не допустим. В Северной Столице пользуется популярностью талантливый актёр Олег Валерьянович Басилашвили, который блестяще изображал царских чиновников, а сегодня он смело осуждает период репрессий… История требует взвешенного отношения, и современная Грузия должна честно признаться, что раздолье преступников, которых три года не могли отыскать, коррупция, чревоугодие, детская алкоголизация отсюда начали распространяться на всю Россию, с чем нам и сегодня приходится бороться.
Сегодня говорят, что в России мало читают. В романе А. Писемского «Тысяча душ» губернская барышня Настенька прочитывает десятки книг в год. Традиции непременного чтения из 19 века в России перешла в ХХ век. В книге Думбадзе его колхозники не очень-то дружат с книгами, отсюда и весьма скромные успехи прироста животных в колхозном стаде.
Вообще, Год Литературы, объявленный в России должен стать годом обсуждения ЛУЧШИХ произведений последних десятилетий. В произведениях Юхана Смуула мы познакомились с работницей Ингель, на попечении которой находится колхозная свиноферма. Как далеко до неё этому Глухане с его единственным кабаном. Ингель прочитала массу научной и учебной литературы по свиноводству, а также философских произведений. События развёртываются в Эстонии сразу после Великой Отечественной войны. Сегодня в Год Литературы современная Россия вправе объединить народы, занимаясь пристальным изучением литературы. В том же романе Думбадзе «сыщики» имеют лошадей, но и это не помогло им выявить преступника. А в Блокадном городе сотрудники МВД своей сыскной деятельностью занимались пешком. Все лошади и транспортные средства были отданы на фронт…
Большая литература помогает нам выявить последствия, которые у нас в России возникли на основе влияния Грузии. Сегодня России нужно ещё поучиться у Эстонии, что мы видим в произведениях Эстонских писателей. Грузия несколько лет назад, при нынешнем «начальнике» Одессы, стремилась в агрессивный блок НАТО, чтобы отомстить России! За что? За то, что сегодня Россия выступает против никотинизации и алкоголизации населения, особенно подростков? Литература поможет взглянуть по-новому на прошлое.
Томановская Валентина Владимировна
|