Три фильма про Альфи, снятые в разные годы, где роль Альфи исполняют разные актёры, удивительно чётко демонстрируют всю неизменную лживость и развратность женской натуры, когда дамы не отягощены ни образовательным уровнем, ни интеллектом. Фильмы изначально претендуют на некую широту охвата женской аудитории? Однако? Алфи неизменно попадаются женщины одного социального среза – кассирши в кафе, воспитательницы в детском саду (следует только пожалеть детишек в детском садике, что им приходится целый день общаться со столь истеричными особами), маникюрши, и, как высшая иерархия, - владелицы парикмахерских.
Все они, разумеется, имеют самую непритязательную внешность, потому что в модельное агентство их никто не пригласил. И только в одном фильме из этой триады мельком промелькнула одна особа, претендующая на знания архитектора. Бесконечную грусть вызывает главный герой, которого эксплуатируют все эти любительницы экзотического секса, но сугубо в собственных эгоистических целях. Одной замужней даме, сказавшей мужу, что она идёт в кино, кажется нормальным, что она удовлетворила свою похоть с попавшимся ей под руку водителем такси…
Её на улице встречает наивный супруг, она хохочет на любую его фразу безо всякого повода, а он счастлив, что у жены хорошее настроение, потому что? Она назначила таксисту новое свидание, а, чтобы бы удачнее морочить голову своему рогоносцу, она пригласила таксиста на корпоративный вечер с танцами. Ведь, помимо секса, полученного в автомобиле, ей ещё хочется покружиться с ним в танце. К счастью? Альфи, взяв пригласительный билет, мысленно решил, что он на этот вечер не пойдёт…
И здесь-то мы видим, насколько Альфи порядочнее тех особ, которые готовы были вешаться ему на шею при первой же встрече. Для него это остаётся загадкой, а вопрос напрашивается вполне объективный. Почему все три режиссёра предпочитали сделать из расчётливых развратниц добропорядочных особ?
Например, одна дама, последовательно похоронившая троих предыдущих супругов, вовсе не отказывается подразвлечься и с Альфи. Но как? Хотя она разменяла пятый или шестой (седьмой) десяток лет, она сохранила ту же лживость и изворотливость, присущую и всем героиням этих фильмов. Когда Альфи неожиданно навестил её с букетом роскошных цветов, то она просит перенести свидание на другой день, сославшись на головную боль.
Случайно Альфи догадывается, что её спальня в этот день не пустует… Увидев соперника, он с отчаянием спрашивает:
- Что есть у него, чего нет у меня?
И она ему цинично заявляет:
- Он моложе тебя!
То есть потребительское отношение к партнёру налицо. К мужчине относятся как к ботинкам, которые имеют срок годности? И этот срок годности ограничен возрастом? Странная позиция, маскирующая заведомый разврат.
В двух фильмах, от одной встречи с замужней женщиной (невестой другого) партнёрша сообщает ему о своей беременности, чтобы именно он предпринял меры к решению проблемы. В одном фильме деревенская особа, имеющая уже троих детей, когда она навестила своего мужа, который уже полгода лечится в туберкулёзном санатории, при возвращении решает разлечься с молодым человеком, который лечился в том же санатории. По просьбе мужа, он согласился довести её до деревни. Но попутно они заходят в кафе, потом катаются на лодке… Словом? Романтическая прогулка на лодке и заканчивается эпилогом, вылившемся в нежелательную беременность этой особы. Она сообщает Альфи, что беременность её три месяца, когда официально в Англии аборт делать запрещено… На что надеялась эта легкомысленная особа? Покаяться перед мужем? Она, конечно, выбирает вариант детоубийства, решив, что процедуру искусственных родов она произведёт на квартире Альфи. Когда, уйдя на прогулку, вернувшись, Альфи обнаружил в ванной маленького мёртвого человечка, он стал рыдать, потому что счёл себя виновником этого убийства.
Но ведь такой убийцей была эта многодетная мамаша, которая в глазах мужа и деревенского окружения хотела казаться добропорядочной женой.
И здесь необходимо сделать существенную оговорку. Ведь не каждый зритель хорошо знаком с английским законодательством. Ещё в юности, посетив Англию, я узнала, что Английское законодательство очень жёстко карает измены супругов. Если жена докажет, что муж ей изменяет (вот почему в Англии профсоюз проституток основной доход имеет от шантажа своих клиентов), то она вправе подать на развод, обеспечив себе пожизненные выплаты в размере 50% от всех доходов бывшего мужа. Однако, если муж докажет неверность жены, то ей не выплачивается ни одной копейки (пенса) по законам Британии.
Вот почему деревенская любительница приключений предпочла уплатить 25 фунтов стерлингов (то есть 50 долларов), чтобы сделать аборт. Кстати, по ценам 60-х годов, когда снимался фильм, выручка в кафе, где трудилась кассирша, составляла в самые удачные дни 50 фунтов.
Но вот Альфи, заняв у друга эти 25 фунтов, а эти деньги у его приятеля составляли все его сбережения, накопленные им за несколько лет, потихоньку кладёт эти деньги в сумочку деревенской аферистке. А помимо этого? Дарит ей огромного плюшевого медведя, которого он хотел когда-то подарить собственному сыну, которого родила от него кассирша в кафе.
Надо понимать, что кассирша в кафе, познакомившись с Альфи, продолжала ещё морочить голову кондуктору трамвая. Когда родился сын, с которым Альфи любил возиться, играл в парке, рассказывал ему сказки перед сном, то, предприимчивая кассирша, получив от кондуктора кольцо с бриллиантами, принимает решение, что ей выгодно принять от него предложение о замужестве с предполагаемым усыновлением её сына. Она бесцеремонно расстаётся с Альфи, получив от него универсальный генетический подарок в виде очаровательного ребёнка, похожего на Альфи. В конце фильма Альфи случайно проходит мимо одной церкви, где на улицу выбегает хорошенький мальчик. За ним вприпрыжку выскакивает муж этой кассирши… Альфи входит в церковь, где происходит крещение крошечной девочки – Сюзи. Очередной обман с ребёнком Альфи, который расчётливая кассирша решила скрыть от общественности.
Потому что дамочка, развлекавшаяся в такси, в шутку сказала, когда я увидела у тебя на плече носовой платок, то я подумала, что сейчас ты положишь скрипку на плечо. И он грустно ответил:
- В этом нет ничего удивительного, ведь я из семьи музыкантов…
То есть? Авторы всех трёх фильмов не утруждают себя обязанностью поведать, из какой семьи был Альфи. Что заставило его работать в такси, хотя его интеллектуальный уровень и желание философствовать свидетельствуют об аристократизме его романтичной натуры.
Понятно, что кондуктору, имеющему самую непритязательную внешность, лестно воспитывать красивого и умного ребёнка, на одних внешних данных которого можно будет сколотить себе состояние, пристроив ребёнка, например, для съёмок в кино…
Во втором фильме немного изменены условия антуража. Воспитательница детского садика уже имеет ребёнка на момент знакомства, Альфи привязывается к этому ребёнку. Но и здесь воспиталка находит себе другого приятеля, который на порядок глупее Альфи, но хорошо поддаётся дрессировке.
Нежелательная беременность во втором фильме возникает у одной афроамериканки, которая являлась приятельницей друга Альфи, который тоже был афроамериканцем. Узнав о своей беременности афроамериканка, опять-таки устремилась к Альфи, хотя со своим женихом афроамериканцем она встречалась и до Альфи и в ту же ночь после развлечения с Альфи. Они решают, что лучше сделать аборт. Альфи ведёт её в клинику, откуда она выходит через некоторое время, сказав, что всё в порядке…
Афроамериканцы поженились, уехав на окраину Нью-Йорка, действие фильма уже происходит в США, а потом Альфи, расставшись с очередной дамой глубокого пенсионного возраста (оба фильма здесь один в один показывают эту сладострастную особу) решает навестить своего друга. Афроамериканка с грустью поведала ему, что ребёнок получился, похожим на Альфи… И, в очередной раз, постановщики этого фильма продемонстрировали пещерное невежество, а фильм уже снят в 21-ом веке, что нужно было сделать генетический паспорт обоих супругов. Ведь где гарантия, что их предки, а наследственность передаётся до седьмого поколения, не грешили с представителями другой расы.
Более того, тот же Сорок четвёртый президент США, имея мать другой расы, чем его отец, приехавший учиться в США из Кении, внешне является копией своего отца. И друг афроамериканец заявил Альфи, говорившего, что он не хотел никому причинить боль:
- Но ты причинил мне эту боль…
И у афроамериканца наворачиваются слёзы на глаза. И он забыл, что его подруга, изменившая ему с Альфи, решила полностью порвать с ним отношения, потому что узнала об измене своего приятеля афроамериканца. То есть здесь забывается сама первопричина предполагаемого разрыва отношений. Он изменил, забыв об этом, супруга изменила, но эта измена стала явной. Опять-таки, как относиться к рождению ребёнка, у которого кожа чуть-чуть, что даже и не заметно, но светлее? Разве нельзя было придумать легенду, а, возможно, так и было, о какой-нибудь бабушке, и её романтическом увлечении?
Но характерной чертой всех трёх фильмов является полное отсутствие интереса к книгам у примитивных дам, фигурирующих на киноэкране. Если в первом фильме Альфи по памяти читает сыну сказки и стихи, то последующие фильмы наделяют Альфи страстью к обширным психологическим сентенциям, которые он высказывает зрителям, но нет ни книг, ни посещения библиотек. Только бары и забегаловки общепита.
Все три фильма заявлены комедиями, но оставляют грустный осадок о глубокой деградации тех женщин, которые выведены на экран. Они говорят:
- Я тебя люблю!
Но этим маскируют не только своё стремление к похоти, но и материальный расчёт. За счёт Альфи они надеялись повысить и свой социальный статус. Но? Напитавшись от него аристократизма манер, воспитанности, они, как паучихи, стремились откусить ему голову. Он был им не нужен, потому что не укладывался в рамки их расчётливой схемы. И получалось? Что они не просто обладали непривлекательной внешностью, но и были нравственными чудовищами.
Грустно сознавать, что режиссёры, видимо, сами чувствуя себя плебеями, хотели вывести на экран инфантилов, которыми расчётливым бабёнкам удобно управлять. Жаль, что создатели таких фильмов не читали Александра Сергеевича Грибоедова, когда Чацкий даёт советы примитивной Софье:
Вы помиритесь с ним,
По размышленьи зрелом,
Себя крушить? И для чего?
Помилуйте, всегда Вы сможете его,
Беречь, и спеленать, и посылать за делом.
Муж – мальчик, муж – слуга из жениных пажей,
Высокий идеал московских всех мужей.
И этот образ мужа-тряпки стал не только популярным в начале 19-ого века в купеческой
Москве, но в ХХ-ом веке этот низкий идеал стал набирать обороты и в Англии, а в 21-ом веке стал муж-слуга пропагандироваться и в США.
Можно ли избавиться от этой печальной ситуации? Да, можно, если и в Англии, и в США будут почаще перечитывать бессмертное творение Грибоедова.
Идеалом женской верности можно считать любовь Нины Александровны Чавчавадзе к своему супругу, когда, узнав о его гибели, у неё начались преждевременные роды… Ребёнок прожил один день. Но она больше не выходила замуж, сохраняя верность своему любимому. К сожалению, на киноэкран выводят других особ, но при этом ярлык легкомыслия вешают Альфи, который просто задыхался в удушливой атмосфере этих паучих, которые маскировались под подруг.
Томановская Надежда Яковлевна
|