Первый Международный Евразийский Женский форум – событие хрестоматийной важности в современной истории, о котором в газете «Поддержка Президентских реформ» будут опубликованы статьи… Но вот захотелось отдельно остановиться на том, как проходило обсуждение на одной из дискуссионных площадок Форума. Сразу оговоримся, очень трудно было выбрать предпочтение! Почему? Потому что модераторы, означенные в Программе, были нам хорошо известны, и что говорить, были по-настоящему давно нами любимы. Сначала решили было разделиться по различным Семинарам. Но хотелось одновременно и захватить и голос, и изображение. То есть один сотрудник делает фотоснимки, другой стенографирует информацию в журналистский блокнот.
Следует отметить, что Хозяйка Форума – Талантливый дипломат – Валентина Ивановна Матвиенко сумела собрать такое ожерелье самых редких жемчужин женской политической элиты со всего мира, что даже беглое прочтение фамилий участников начинало приводить нас в невольный трепет.
Чтобы объяснить, почему мы просто приковались к Четвёртой площадке, коротко расскажем о наших терзаниях. Хотелось вновь увидеть историка Наталью Нарочницкую, ещё один Семинар возглавила наша Сита (см.ст. «ППР» о Людмиле Андреевне Косткиной «ЗИМНЯЯ ВСТРЕЧА С ПРИНЦЕССОЙ»). И вот, перечитав Программу несколько раз, мы решили, что уже заочно покорены модератором из Болгарии Станкой Шоповой и… И, конечно, Зинаидой Фёдоровной Драгункиной! Почему? Мы давно её в Питере называем - Наталья Петровна! Потому что она очень напоминает нам академика Бехтереву в молодости. Директор института Мозга была интересна нам своей способностью интересно рассказывать о научных проблемах. Много лет следим за политическим подвижничеством сенатора от Москвы… Будем откровенны, Москва и Питер ведут спор, соперничая во многом. И всё-таки Драгункина не давала нам повода усомниться в её деловитости, интеллигентности, начитанности. Поэтому-то пришло понимание необходимости заочного уважения. Да, было решено перейти от заочного знакомства к живому общению.
Входим в Зал №9 Таврического Дворца, вчера здесь проходил Семинар по здравоохранению. Но? Как меняется восприятие самой аудитории от Руководителя! Вроде и зал тот же, и стол, и ряды кресел, но как изменилась сама атмосфера! Если 23 сентября 2015 года медики обсуждали научные и социальные проблемы, которые связаны с целым рядом последствий, отчего на подсознательном уровне начинало сжиматься сердце, то сегодня Председатель Комитета по науке, образованию, культуре Совета Федерации РФ своим присутствием, аурой создала ощущение домашнего очага, уюта. И мы, едва усевшись в эти кресла, поняли, что останемся до конца Семинара. А вначале планировалось побывать по полчаса на каждом Семинаре. Для чего мы так подробно об этом говорим?
Так сложилось, что на Нашей площадке, а мы сразу стали ощущать её нашей, были сконцентрированы самые яркие докладчицы! Зинаида Фёдоровна обратилась к участникам, что каждое выступление должно быть не более четырёх минут, потому что записалось 54 делегата. Мы переглянулись. Нет, нас удивили не сами слова, то есть не смысл слов, а удивительная МЕЛОДИКА голоса. И нам вспомнилось, что многие наши Питерцы, беседовавшие раньше с Зинаидой Фёдоровной, убеждали нас, что у неё грудной голос, как у Лидии Руслановой! И вот, помнится, мы пересмотрели ВСЕ сюжеты по телевидению с Сенатором Драгункиной, и у нас разгорались самые жгучие дискуссии. А что же происходило в действительности? Происходил, как это принято теперь говорить, «отрицательный эффект присутствия СМИ». То есть человек, давая официальное интервью, одевает на лицо должностную маску, запрятывая вовнутрь свою индивидуальность. Голос становится металлическим, фразы превращаются в обыденную трафаретную речь. И нам-то и захотелось увидеть тот артистизм руководителя высокого ранга, о котором так увлекательно рассказывали наши Питерские друзья, хорошо знавшие Зинаиду Фёдоровну. Один Питерский меценат сравнивал Драгункину с Комиссаржевской… Поэтому-то мы пришли, когда участники были уже в сборе, и незаметно присели во втором ряду, чтобы не портить своим присутствием естественной обстановки Семинара.
С первых же секунд мы поняли, насколько колоритной фигурой была Сенатор от Москвы! Да, она изумила нас той грациозностью артистической палитры, о которой нас предупреждал художник Вячеслав Павлович Чеботарь, восхищавшийся римским профилем этой по-настоящему красивой женщины. Зинаида Фёдоровна обращается к аудитории, определяя порядок работы. Как будто она предлагает демократический стиль работы. При этом чувствуется, как виртуозно она владеет государственным стилем руководства. Приведём дословно её слова, которые нас сразу же заинтриговали:
- Давайте сразу определимся!
При этом она обводит аудиторию испытующим взглядом:
- Мы выяснили, как решили работать на других семинарах?
При этом Зинаида Фёдоровна берёт паузу! Это знаменитая пауза Джулии Ломберт – героини бессмертной книги «Театр» Сомерсета Моэма. Мы почувствовали себя зрителями на лучших спектаклях Ермоловой. Выждав по-актёрски талантливо паузу, наш Кумир, а Московский Сенатор стала для нас уже кумиром, поясняет:
- Некоторые решили проводить Заседание до 6 часов вечера!
Здесь снова талантливо берётся пауза. Затем на высокой ноте даётся серьёзный аргумент:
- Но? Но при этом не останется времени, чтобы зайти в гостиницу и переодеться, чтобы… Чтобы отправиться на Бал, который будет давать Валентина Ивановна Матвиенко…
Мы любуемся нашим непревзойдённым оратором! Мы понимаем, что всё, что мы раньше слышали о ней от других, это лишь жалкое описание того восхитительного таланта руководческого артистизма, которым обладает Московский Сенатор. Мы оглядываемся на участников. Убедились, с каким вниманием слушает Руководителя Семинара Патрисия Шуэу из Республики ЮАР. Но до нас их уже своим зорким орлиным взглядом оценила Сенатор. Едва кто-то пытается согласиться, что, может быть, есть смысл позаседать до шести. Кто-то едва пытается высказаться о том, что можно и не переодеваться. Но, подхватывая полковое знамя Семинара, проводя перестройку мыслей слушателей, Сенатор приобретает позу Великого стратега перед боевой картой. Она поднимается из-за стола. Мы смотрим на неё, не отрываясь. Нет, это уже не Лидия Русланова и не строгая Комиссаржевская! Перед нами юная Анна Павлова, которая кружилась в сквере, чувствуя себя листочком, который слетел с ветки и отправился путешествовать! Сенатор повышает голос до очарования мелодики песни «Соловей» Алябьева и произносит следующую фразу:
- Нет, нет и нет! Я КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласна!
А ведь ещё никто ничего и не успел возразить! Но в этом-то и заключается умение большого руководителя. Уметь прочитывать мысли аудитории. Смотрим на участников Семинара. Да, эффект достигнут! Каждый себя почувствовал либо Золушкой, торопливо собирающейся на Бал в Королевский дворец, либо влюблённым принцем…
А далее Зинаида Фёдоровна фрагментарно поясняет, что к любому Балу нужно подготовиться. Владение аудиторией? Сколько мы в Северной Столице посетили всевозможных «образовательных» семинаров? Модных тренингов и психологических практикумов. Этому было посвящено немало статей в газете «ППР». И всех этих «мастеров» отличал невиданный дилетантизм.
И невольно вспоминаются стихи Московского учителя – Победителя творческих конкурсов преподавателей. У стихотворения странное название – «Ты ходишь в театр хоть иногда?»:
- Ты ходишь в театр, хоть иногда?
- Да что ты, некогда всегда!
- А как же опера, балет?
- Иду с работы, сил уж нет!
- Вот был недавно фестиваль!
- Ты что, читаешь мне мораль?
- Нет, просто жизнь проходит мимо,
Была немая пантомима.
Когда мы наблюдали за Сенатором, то понимали, что она, как и поэт Марк Львовский старалась, чтобы у каждого участника Семинара «жизнь не проходила мимо». А что же обсуждалось на этой Четвёртой площадке? Мы услышали интереснейшее выступление Смирнова Сергея Алексеевича – помощника Светланы Медведевой, с которой у нас тоже немало связано. Ведь наша любимая фраза – «Мы из Кронштадта!» А Светлана Владимировна тоже из Кронштадта, и этим сказано ВСЁ! Мы услышали Беатрис Бурже из Франции и посмотрели киносюжет автора из Бразилии – Профессора Висенте Барриентос…
Калейдоскоп лиц, рассказов, стран, удивительных судеб. И все это было собрано в драгоценное ожерелье исторических фамилий. Елена Гагарина – директор Музейного комплекса Кремля, Балетная школа знаменитой семьи Лиепы…Мы ещё обо всём этом расскажем подробно. Прощаясь с нами, Зинаида Фёдоровна задушевно спросила:
- А завтра вы будете на нашем Семинаре?
Мы сказали, что планируем быть на другой площадке, потому что собирались посетить Институт Кино и телевидения, но вслух мы этого не сказали. Словно прочитав наши мысли, Сенатор нам сказала:
- Да, правильно! Ведь есть и другие семинары… Жаль.
Приехав в редакцию, отложив все дела, мы решили, что завтра обязательно побываем на спектакле Московского Сенатора. Это тот Мастер-класс, который нужно видеть, слышать, впитывать каждую мысль. И снова задумались над основной тематикой Евразийского Женского Форума, нацеленного на поиск путей взаимопонимания. Москва и Санкт-Петербург… Как много у нас общего! Есть те, кто пытается веками находить противоречия между двумя столицами, а ведь нас давно объединяет мечтательность и поэтичность этих двух городов. Только эту пантомиму нужно уметь видеть и понимать. Ждём завтрашнего Семинара с Московским Сенатором… Вернее, уже сегодня! Потому что время неумолимо бежит вперёд.
Мы ещё, конечно, расскажем, какой восторг вызвал Семинар у делегата из Южно-Африканской Республики. Но, нам надо торопиться на вторую часть Семинара, которая пройдёт утром 25 сентября 2015 года, которое напоминает о себе наступившим рассветом…
Принцев Николай Владимирович,
Томановская Надежда Яковлевна
|