Особенностью Большой Пресс-конференции Президента РФ 2018 года стала одна любопытная деталь. Одна дама, перекрывая весь журналистский хор голосов, желающих получить возможность задать вопрос, настойчиво требовала:
- Дайте слово Питеру! Обманутые дольщики!
И эти тирады варьировались на разные лады. Наконец, когда она завладела микрофоном, она произнесла:
- Рязанская правда!
О чём же она говорила? Она пыталась заверить Президента РФ, что на летней Горячей линии 2018 года Вице-губернатор Северной Столицы дезинформировал Президента РФ, говоря о завершении строительства одного дома. А это не так… Журналистка из Рязани настойчиво требовала скорейшей встречи с Губернатором Санкт-Петербурга, прося у Президента РФ непременно ей такую встречу обеспечить. Президент РФ заверил, что такая Встреча с Александром Дмитриевичем Бегловым, конечно, состоится.
Резюме? Даже получив обещание от Президента РФ встретиться с Губернатором Северной Столицы, она много ещё несла всевозможного сумбура, но, когда буквально на следующий день после её возвращения в Санкт-Петербург она была приглашена в Администрацию, то её запал настойчивости как-то быстро рассеялся. Александр Дмитриевич лично преподнёс ей букет цветов, поздравил с наступающим Новым годом, подробно её выслушал. И что же выяснилось? Сама она несколько лет назад стала удачным новосёлом, но тема профессионального шантажа захватила её. Она выступала от лица тех собственников, которые её вовсе не просили заниматься недостроем, потому что сроки выполнения отдельных недоделок были оговорены со строителями, но та шумиха, которую она поднимала, стараясь привлечь внимание общественности, только мешала будущим новосёлам. Потому что такие тенденции только уменьшали возможность допродать не раскупленные квартиры, что снижало финансовые возможности строительной организации.
Спрашивается, для чего нужно было создавать резонанс в рамках Большой Пресс-конференции Президента РФ? Расчёт был сделан с таким прицелом, чтобы в связи с предстоящими Выборами Губернатора Санкт-Петербурга, намеченными на сентябрь 2019 года, создавать сугубо отрицательный настрой в обществе.
Но вот Выборы успешно прошли, а 19 декабря 2019 года первый вопрос касался мусорной тематики, где рикошетом опять-таки затрагивался Санкт-Петербург, преподносившийся исключительно в качестве генератора мусора. Негативность оценки заключалась в том, что Северная Столица производит миллионы тонн мусора, которые вывозятся в соседний регион – Ленинградскую Область. Причём вопрос был анонсирован якобы под экологическим соусом, но политическая подоплёка просматривалась отчётливо. Нужно было представить два динамически развивающихся региона с окраской враждебных отношений между ними, а коммуникационные возможности свести к перераспределению мусора. Вопрос от журналиста мог бы включать в себя исследования научного потенциала института Механообр, который имеет комплексные Программы переработки бытовых и промышленных отходов. Но именно журналистской работы, проделанной до момента требований, сформулированных в вопросе Президенту РФ, и не ощущалось. Но просматривалось нагнетание социальной напряжённости.
Приведём ещё один пример. Одна журналистка пыталась обратить на себя внимание плакатом, где гласила надпись – «Сибирь задыхается». Президент РФ, заинтересовавшись такой записью, предложил журналистке дать микрофон. Она сразу оживилась:
- Я представляю новостное агентство от Сибири, но сейчас я живу в Санкт-Петербурге, поэтому у меня вопрос будет и о Санкт-Петербурге ТОЖЕ!
В результате? Коротко напомнив, что под Красноярском горят леса, и там трудно дышать, она перешла к теме Боткинской больницы, где, по её словам, совершенно невыносимые условия, потому что это медицинское учреждение требует незамедлительного ремонта, по её мнению. Она подытожила свой аншлаг надеждами, что Родной Город Президента РФ станет лучше…
Не иначе, как провокационным можно считать и вопросы от других журналисток, которые одновременно косвенно подрывали и авторитет Президента РФ и Губернатора Санкт-Петербурга. Что, например, может означать плакат, на котором написано одно слово – «Семья». Президент РФ предложил ей задать вопрос, возможно, полагая, что она желает поделиться своим опытом в решении демографических проблем. Однако, моментально превратившись из юной феи в злую старую колдунью, журналистка решила устроить Президенту РФ допрос с пристрастием относительно трудоустройства его взрослых дочерей. Вопрошающая забыла, очевидно, что родители несут ответственность за своих несовершеннолетних детей, а когда взрослые дочери трудоустроены, то, наверное, правильнее было бы спросить об их профессиональной деятельности у них самих или у тех, кто с ними работает в коллективе.
Этот вопрос был тоже направлен против Губернатора Санкт-Петербурга, потому что, едва Беглов стал исполнять Врио Северной Столицы, как многие СМИ стали обсуждать, где работают его дети, супруга. Самые обычные должности, лишённые флера заманчивости или прибыльности, моментально были введены в ранг самых значимых.
Не менее каверзным, а одновременно и донельзя инфантильным, можно было принять и вопрос о том, думает ли Президент РФ о том, что следующим Президентом РФ может стать женщина? Но в РФ женщины трижды участвовали в Президентских кампаниях. Это в 2000-м году Элла Памфилова, потом Ирина Хакамада. В 2018 –ом году одна мадам решила взять себе лозунг – «Против всех». Но популярность таких участниц Президентских кампаний не была высокой. Поэтому и новые выборы вряд ли что-то изменят в процентном раскладе. Но настораживает другое. Для чего так усиленно спрашивать о предстоящих выборах, которые предполагаются только через пять лет?
Что напоминали все эти вопросы? Они очень близки к методике действий Межрегиональной депутатской группы, сформированной в Верховном Совете СССР, когда одни депутаты, вдруг «совершенно неожиданно» выражали самый живой интерес к событиям, происходящих в других регионах! Тогда один молодой коммунист (со стажем в КПСС один год), решил быстро покинуть партийные ряды, чтобы заняться решением проблем Узбекистана, Грузии, Прибалтики, которые, оказывается, были угнетены по лекалам, которые сформировались в Смольном…
Параллельно, на партийных конференциях и съездах, стали провозглашаться группы - «коммунисты за демократию», чтобы волна оголтелого критиканства помогла развалить Советский Союз.
Прошли годы. Теперь уже дети и внуки тех межрегиональщиков хотят продолжить развал современной России. Используются те же самые аргументы. Медицина, жилье, трудоустройство, семейственность. Абсолютно ничего нового.
Рассмотрим одну интересную деталь. В советское время депутатские и партийные делегации на сессии и съезды в Москву формировались по территориальному признаку. Делегация от Города на Неве чётко знала свои задачи, которые они будут отстаивать на всесоюзных форумах, выстраивая чёткую аргументацию. Например, относительно переброски водостока из Северо-Западных рек в сторону Южных республик! Технически это было тогда возможно. Да и Москва была не прочь считать себя не только Столицей пяти морей, но усилить свой потенциал, снижая финансирование Научных программ в Северной Столице.
И вот тогда-то, внося существенный диссонанс, межрегиональщики стали выполнять роль тарантулов, бросающихся на шеи своим регионам. В навязанных ими дискуссиях по той или иной проблематике, они тут же получали мощный заслон, сформированный из активистов других республик. Региональные делегации не могли ожидать, что их будут душить ренегаты из своих же регионов! Любой спорный вопрос предлагалось выносить на заседание Межрегиональной группы, где новоявленные самозванцы намеревались править балом…Неудавшиеся попытки межрегиональщики назвали давлением агрессивного большинства, а один юрист, мечтавший о славе сенаторов Рима, утверждал, что Верховный Совет должен состоять исключительно из профессионалов, к каковым он причислял и себя, а не из чабанов и ткачих.
Вернёмся к международному значению Большой Пресс-конференции Президента РФ, чтобы понять, как можно избавиться от назойливых претенденток, которые, регистрируясь от Рязани или Сибири, предпочитают оглашать «проблемы» Санкт-Петербурга. И причём не проблемы вовсе, а создание мрачных зарисовок о самом красивом городе мира! Что запомнят зарубежные журналисты, которые смотрят в записи вопросы, касающиеся Северной Столицы? Один год – проблемы с жильём, второй год – мусорные заторы и неухоженная больница, куда попадают пациенты с инфекционными заболеваниями. То есть это попытка нарисовать тифозный город, куда не хочется и приезжать? Или это тот субъект Федерации, где должны промаршировать протестные ряды, которые заставят власть уйти в отставку?
Сегодня многое говорится о свободе СМИ, но это вовсе не означает, что, зарегистрировавшись от одного СМИ, вопросы журналисты будут задавать совершенно о других регионах. Что можно предложить на уровне администрации Северной Столицы? Ведь списки аккредитованных журналистов выставляются почти за неделю до начала Большой Пресс-конференции Президента РФ. А поэтому? Увидев фамилии тех, кто собирается задать вопрос Президенту РФ, не сложно проанализировать ИСТИННУЮ цель их поездки. Например? Журналистка, задавшая вопрос о Боткинской больнице, ранее трудилась в одном СМИ в Северной Столице, но прославившись одним сюжетом (что кто-то из зарубежных спортсменов из мировых звёзд добивался её расположения), с нею предпочли расстаться. Однако она вскоре нашла себе работу в одном Муниципальном СМИ, кстати, расположенном за многие километры от прозвучавшей Боткинской больницы.
Но и в этом нет криминала, возможно, она неудачно там лечилась или кто-то из её знакомых. Нарушение журналистской этики состоит в том, что не проработанный сюжет выносится на международный уровень, хотя предварительной журналистской работы проведено не было.
Очевидно, уместно вспомнить реплику активиста ОНФ - Максима Румянцева из Екатеринбурга на одной из Больших Пресс-конференций:
- Владимир Владимирович! Спасибо за построенную дорогу, о которой я говорил в прошлом году! Её в народе стали называть «Дорога Путина и Румянцева».
Максим Румянцев, как говорят, журналист от Бога, выпускник Академии МВД РФ, многодетный отец, вместе с супругой они воспитывают пять детишек, поэтому за рулём семейной автомашины приходится бывать и ему, и его жене. Вот почему качество автодороги, её своевременная реконструкция для Максима Румянцева был вопрос далеко не праздный. И он заставил подрядчиков трудиться на совесть, подняв этот важнейший вопрос на Большой Пресс-конференции. Знаменательно и то, что и дорожники в других регионах тоже были обязаны подтянуться.
Мы часто говорим, что 21-ый век – это эпоха цифровизации, когда с каждым днём крепнут вертикальные, горизонтальные и диагональные связи. И нужно более широко ими пользоваться. И нет ни малейшего сомнения в том, что Питер может и должен формировать отношение к тем мнимым опросным повесткам, которые позволяют себе либеральные СМИ под соусом «независимости». Например, журналисты в тех СМИ, которые находятся за тридевять земель от Города на Неве, позволяют себе обсуждать темы прославления предателей, которые непосредственно помогали фашистам сомкнуть кольцо Блокады. Или они затевают дискуссии, а надо ли бы сдавать Город на Неве ДОБРОВОЛЬНО гитлеровским приспешникам?
Политический подтекст таких демаршей совершенно очевиден! Но выход может быть только один, нужно более внимательно анализировать перечень вопросов, которые готовят те или иные любители скандалов и провокаций. Ведь приблизительно две тысячи журналистов, которые ежегодно принимают участие в Большой Пресс-конференции, это не такой обширный список. За каждым участником есть ряд публикаций, передач, встреч, выступлений. И не всегда они из своих планируемых вопросов делают тайну за семью печатями. Очевидно, если удаётся выявить явный настрой оппонента, и его желание схватить минуту славы, то с таким журналистом или тем, кто хочет считать себя журналистом, можно и нужно обсуждать предполагаемые им вопросы. Потому что развал нашей страны, когда межрегиональные депутатские группы, смогли уже однажды привести огромную страну к краху, не должен повториться…
В журналистике не бывает мелочей. Крошечный инфоповод может стать катастрофой, если её своевременно не предотвратить.
Буевич Виктор Антонович
|