Как часто бывает на солидных международных форумах, основные вопросы решаются не на пленарных заседаниях, где царит атмосфера канцелярской скуки, а непосредственно в кулуарах. Так и произошло 25 февраля на 10-ой Международной Конференции «Автоинвест», когда к микрофону прорвался профессор Денисов В.Н., задав по-фронтовому острые, что называется, не удобные вопросы…
И мы сразу вспомнили профессора Военмеха Дмитрия Евгеньевича Тихонова-Бугрова, любимым поэтом которого является Владимир Владимирович Маяковский:
И вдруг, как будто ожогом рот
Скривило господину,
Это господин чиновник берёт…
Чиновники от бизнеса… Так можно назвать сегодня тех, кто к предпринимательству подходит с застарелой меркой кургузого бюрократизма. Да, Маяковский не устаревает:
Я волком бы выгрыз бюрократизм…
Да, сегодня обилие форумов и конференций не всегда приводит к требуемому результату. Вспоминается не устаревшее стихотворение «Прозаседавшиеся»:
Чуть ночь превратится в рассвет,
Вижу каждый день я,
Кто в глав,
Кто в ком,
Кто в полит,
Кто в просвет,
Расходится народ в учрежденья.
И вот такая обойма прозаседавшихся расположилась в президиуме. Не считаем нужным озвучивать фамилии этих экономических мастодонтов, чтобы не создавать им излишней рекламы.
Сразу оговоримся, ни Антон Гетта – инициатор проекта ОНФ «За Честные закупки», ни фронтовик – Сергей Анатольевич Лисовский – главный редактор газеты «Общество и экология» не были участниками этой конференции, а, между тем, происходившее можно было бы выразить словами Лермонтова:
Вам не видать таких сражений,
Носились знамена, как тени…
Самыми яркими знамёнами, под которыми и формировались ряды единомышленников, стали имена Антона Гетты и Сергея Лисовского, чьё мнение было самым важным аргументом в происходивших острых дискуссиях. Если быть полностью откровенными, то нужно добавить, что как только на горизонте предстоящего штурма бастиона бюрократических привилегий показался Борис Наумович Бейлин, то сразу все вспомнили его однофамильца – известного стратега Питерской предприимчивости – Самуила Яковлевича Бейлина, чьи лекции всегда собирают самую заинтересованную аудиторию.
Итак, Борис Наумович темпераментно изложил захватывающую Одиссею фильтров, которые он производит, попутно высказывая претензии к качеству подготовки инженерных кадров сегодня… И тогда-то многие мысленно устремились в Пермь, где сейчас проходит интернет-конференция по Инженерной графике. Бурное обсуждение в кулуарах продолжалось. К беседе подключился и коллега из Италии Паоло Бартоли и он высказал пожелание, чтобы такие яркие ораторы, как Денисов и Бейлин должны были бы занимать место в Президиуме, избавив участников от томительной скуки, которая прекращается только в перерывах. И тогда мы спросили господина Паоло Бартоли, как он относится к тому, чтобы участвовать в интернет-конференциях? Он заверил, что подумает на эту тему. А Денисов уже основательно подумал, и выразил пожелание, чтобы об образовательных процессах в деле подготовки инженерных кадров брали слово не чиновники от бизнеса, а такие корифеи, как Дмитрий Евгеньевич Тихонов-Бугров и Николай Андреевич Сальков – Главный редактор журнала «Геометрия и графика». Да и профессор из Военмеха – Сергей Николаевич Абросимов украсил бы Президиум своими остроумными репликами, вытекающими из глубокой компетентности. Да, все пришли к выводу, что Абросимов мог бы обрушить торпеды своего искромётного юмора, когда выступал один господин, скажем, Господин №. Внешне Господин № производит вид респектабельного, но достаточно молодого человека, удивившего своим импульсивным заявлением, что ни Военмех, ни Политех (который он сам и закончил) не готовят «хороших инженеров». Более того, № сказал, что он работает 20 лет руководителем фирмы (судя по его моложавому виду руководить он начал с семи лет), и за всё время (!!!) не встретил ни одного (!!!) грамотного инженера. Хорошие инженеры получались только тогда, когда № САМ их учил в своей фирме, изготавливающей рессоры для автомобилей. В перерыве, когда мы к нему подошли, чтобы взять визитку, он пояснил, что сам он закончил Политех… Правда не тот факультет, где готовят инженеров. И сам он получил не инженерную специальность. Услышав такое откровение, мы не удержались, чтобы сказать:
- То, что Вы – не инженер, мы поняли по Вашему выступлению!
- Но я многие годы с этим связан, с инженерным делом!
- Этим нужно жить! А в Вас этого не чувствуется!
Отойдя от него, мы подумали, что ему, возможно, и незнакома фраза Рудольфа Дизеля:
- Инженер может ВСЁ!
Почему же Денисов смог своими вопросами переформатировать эту конференцию? Он оказался тем рыцарем Науки, который носит всегда с собой портрет своей Прекрасной дамы. И этой Дамой сердца (а сердце у Денисова страдает в том числе и по проблемам экологии) является неизменная Дульсинея Северной Столицы – Сенатор Косткина Людмила Андреевна! Если говорить о портрете, который неизменно сопровождает его, то Денисов и сотрудникам газеты «Поддержка Президентских реформ» презентовал свой сборник научных статей, где были фотографии Людмилы Андреевны. Да, она, Наша Сита, как мы её называем в редакции, неоднократно принимала участие в обсуждении экологических проблем, связанных с эксплуатацией транспорта. Конечно, Людмилы Андреевны явно недоставало 25 февраля в Городе на Неве. Потому что она умеет обозначить социальные проблемы в качестве приоритетных, тогда как чиновники от бизнеса за пресловутой прибылью не могут увидеть ничего другого. А этот однобокий подход как раз и снижает экономические показатели в конечном итоге. И всё-таки Сита была незримым участником этой конференции! Она смотрела на нас с фотографий в книге, которую нам подарил Денисов…
Но основными столпами всё-таки оставались Гетта и Лисовский.
Увлекательный рассказ почти каждого официального участника Круглого стола – это прекрасная иллюстрация для Книги «Серых схем». Трудно было даже заранее вообразить, какое немыслимое количество структур прилепилось к теме «Автопрома», осваивая многомиллиардные бюджетные средства. Это всевозможные АО и НКО, банки и фонды, экспертные советы и СРО (саморегулируемые организации), которые бравировали тем, что обеспечивают кредитом и покупателей отечественных автомашин и продавцов этих машин. Только маленькое пояснение. Покупатели отечественных машин – зарубежные. И этим зарубежным покупателям выдаётся нашим банком кредит сроком на десять лет под 1% годовых. Все банковские риски обеспечивает государство. Как и риски зарубежного покупателя, который «локализовал» производство в России. Какая нам (стране) польза от такой локализации? Мы обеспечиваем зарубежного инвестора электроэнергией, водой, земельным участком, кадрами. А взамен? Помогаем ему сбыть его товар, потому что владелец зарубежный остаётся собственником. За бюджетные средства готовим для такого «благодетеля» рабочих в ПТУ, техников в СУЗ-ах, инженеров – в ВУЗ-ах. Мы попытались проанализировать некоторые такие «прожекты». Наши бюджетники в лице МВД, МИД, МО (Муниципальные Образования) закупают такую «локализованную» продукцию, избавляя от головной боли по сбыту продукции зарубежного владельца. Это не просто – «Серые схемы», а просто Наисерейшие схемочки!
Слушая таких ораторов, можно было забыть «Шахерезаду», как скучную сентенцию. Сегодняшний автопром даёт больший простор для чудес. А ведь солидные бюджетные вливания сотен миллиардов бюджетных рублей могли бы принести весомые результаты, если бы бойцы Антона Гетты чуть раньше заинтересовались этой темой. Всё впереди! Активистов ОНФ здесь будут ожидать интересные открытия. Сегодня, когда, к счастью, Турция перестала пользоваться режимом неоправданного благоденствия, выясняется целый ряд пикантных «мелочей». Например, тот же упомянутый ранее Дорофеев предпочитает заказывать сталь в Турции. Не странно ли? Когда «Северсталь» заваливает на условиях демпинга весь мир высококачественной сталью! Надо ли упоминать, что сотрудники «ППР» не смогли устоять, чтобы не ринуться на лихом рысаке с вопросами к Президиуму?
Например, сотрудники «ППР» не преминули спросить того же Господина №, восседавшего в Президиуме, что известно ли ему об успехах Политеха? Ведь студенты и выпускники Политеха создают сегодня мощь автоконцерна Германии – «БМВ», усовершенствуя двигатели, другие технические вопросы. А дизайн модельного ряда предлагают в своих дипломных работах студенты Академии Штиглица.Господин №. - заверил, что об этом он знает…
Тогда читатель вправе спросить, если автопром ФРГ устраивает уровень образованности наших ребят из Политеха, то почему он (этот уровень) не устраивает наших отечественных автопроизводителей, которые к себе приглашают дорогостоящих зарубежных управляющих. Как можно говорить об импортозамещении, не решив вопрос с импортными руководителями, зарплата которых «съедает» всю прибыль? Обо всём этом может задуматься непредвзятый читатель. Но вот некоторые автопроизводители думают иначе.
Тот же Господин № считает, что Политех должен «готовить инженеров по заявкам бизнеса». Отличная мысль! Бюджет должен нести образовательное бремя, об этом сейчас говорится часто. А что же бизнес? Будет думать исключительно о собственной прибыли?
Один оратор, скажем, Господин Х, с полным восторгом (с восторгом к самому себе) поведал, как много он узнал (именно он, потому что другим это давно известно), когда он ознакомился с системой управления на заводах «Ниссан» в Англии… С системой от…1985 года. На вопрос от «ППР», не считаете ли он «наработки» более чем тридцатилетней давности уже не вчерашним, а позавчерашним днём, он просто вскипел:
- Меня всегда привыкли слушать без малейших возражений!
И все его сентенции были выдержаны в том же музыкальном ключе…
Так что же тормозит сегодняшний автопром? Чрезмерное корыстолюбие, помноженное на невежество тех, кто сегодня решил занять ключевые позиции в отечественном автопроме. Но с ОНФ все эти задачи по ликвидации негатива в автопроме легко выполнимы.
Вспомнился недавний разговор с пареньком в одном из регионов России, когда он радостно делился впечатлением, что всю ночь просидел над чертежом, но всё-таки преодолел устройство токарного станка. И опять вспомнились Николай Андреевич Сальков и Дмитрий Евгеньевич Тихонов-Бугров, которые на Всероссийских Образовательных конференциях с кавалерийским наскоком отваживались отстаивать школьное образование, откуда сейчас выброшены за «ненадобностью» черчение, труд, производственная практика, астрономия. Без планетарного мышления, без умения пользоваться токарными и слесарными станками, нам не получить хороших студентов и инженеров, да и НВП в школах нужно вводить. Начальная Военная Подготовка в школе тоже помогает формированию думающих граждан. Эти вопросы не раз поднимали те фронтовики, молодость которых была связана с ВДВ, - Вадим Нуждин, Леонид Сунгоркин. Гордость за отечественный автопром не рождается от неуместного восторга иномарками, для которых не подходят ни наши дороги, ни наш климат. Увлечение паркетными автомашинами приводит к паркетному сознанию…Да и журналистика порой, судя по отдельным СМИ, становится паркетной.
Словом, сегодня автопрому в России нужны честность и смелость, а не ленивое позёвывание тех, кто не может расстаться с дремотной созерцательностью чужих, иноземных достижений. Фронтовики ещё удивят фуэте, закрученном на спецтехнике. В России немало талантливых изобретателей, учёных, испытателей, которым ОНФ поможет раскрыть свой творческий потенциал.
Архип Каштелян
|