Имя Аллы Николаевны Акимовой на сегодняшний день известно в кругу литераторов и тех, кто интересуется культурой и историей культуры, но… Но, на наш взгляд, эта книга должна стать настольной для каждого архитектора, работающего в нашем городе. Почему это так важно? Как книга Вице-губернатора Василия Николаевича Кичеджи – доктора экономических наук - о транспортных проблемах должна стать руководством для каждого экономиста и инженера, так и книга А.Н. Акимовой «О творчестве на Земле и в мирах иных» должна сопровождать ежедневно каждого, кто связан со строительством!
В то же самое время, если считается, что смысл жизни любого человека заключается в том, что нужно посадить дерево, вырастить ребёнка и построить дом, то будущий ареал этой книги может быть значительно более обширным! Как попала эта книга? Алла Николаевна – активный читатель нашей газеты, передала нам её в редакцию! Как, мы расскажем в следующем номере, это очень романтическая история в стиле 19 века, а сейчас мы познакомим с этой уникальной книгой… В чём её особенность?
Слово гений означает чистый. Книга наполнена самыми чистыми откровенными философскими заключениями. Алла Николаевна открывает ЭПОХУ философии Санкт-Петербурга. Если проанализировать труды Игнатия Брянчанинова, который в 19 веке много потратил духовных сил, чтобы приобщить широкую общественность к самосозерцанию, то Алла Николаевна представила более комплексный подход к осмыслению нравственных постулатов России.
Конечно, в короткой статье нет возможности подробно рассказать о том, как создавала Алла Николаевна этот масштабный учёный труд. Изначально были её лекции о творчестве поэта Даниила Андреева. Для нас, как, наверное, для большинства читателей заново раскрылся метод анализа архитектуры, который образно представляет Алла Николаевна через творчество поэта. Казалось бы, сколько раз мы бывали в Москве, равнодушно скользя взором по силуэтам памятников «советской бронзы». Памятник Горькому для неподготовленного зрителя не является каким-то откровением. Но вот Алла Николаевна находит свой неповторимый ракурс, приведём часть строк из её книги:
Всё было торжественно просто,
Чуть с бронзы покров соскользнул,
Как вширь, до вокзала и моста,
Разлился восторженный гул.
Мы ощущаем дыхание эпохи, приведём ещё одну зарисовку открытия памятника.
Всё пело! Он был на вершине!
И, глядя сквозь слёз на толпу,
Шагал он к роскошной машине
Меж стройных шеренг ГПУ.
Сейчас масса сериалов, пытающихся восстановить ту эпоху, статеек и книжонок на ту же тему, воспоминаний и псевдомемуаров, но ничто не достигает такой убедительности, как в книге Аллы Николаевны!
Всё видел, Всё понял. Всё ведал.
Не знал? Обманулся?...Не верь!
За сладость учительства предал
И продал свой дар. А теперь?
Так вещал Даниил Андреев. Посмотрим, какие комментарии делает Алла Николаевна?
«Но справедлива ли такая судьба? Особенно по отношению к таланту, даже гению, который может исходить из самых лучших побуждений. Даниил Андреев приводит два поистине трагических примера таких неизбежных кармических, но уже, увы, в посмертии».
Обратите внимание, как осторожно, с аристократическим тактом, Алла Николаевна говорит о том и другом художнике… Октябрь – это Праздник – День Учителя, который отмечается в нашей стране. Но УЧИТЕЛЬСТВО – это на всю жизнь, неслучайно существует пословица – «Век живи, век учись». И этот процесс ученичества становится неотъемлемым для читателя. Да, Алла Николаевна заставляет не просто «бродить по улицам», не замечая мастодонты скульптурных изысков советского периода, а УЧИТЬСЯ.
Это ежедневная учёба АССОЦИАТИВНОСТИ.
Алла Николаевна поразила нас своей НЕПРЕВЗОЙДЁННОЙ СМЕЛОСТЬЮ! Перечитав Николая Бердяева, Ивана Шмелёва, мы убедились, что, если им свойственна описательность СОБСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ, то Алла Николаевна, как Гений скромности, привыкла оперировать мыслями других авторов! Но как?! Как мастерски она эта делает! Мы можем сравнить Аллу Николаевну с мужественными девушками-лётчицами периода Великой Отечественной войны. Когда один фашистский ас, лёжа на койке нашего полевого госпиталя, попросил познакомить его с тем героем - Рыцарем, который смог переиграть его в ожесточённом бою, то в палатке в лётном комбинезоне появляется невысокая хрупкая фигурка. Гитлеровец ахает в недоумении, но он потерял дар речи, когда с головы небрежно снимается лётный шлем, и по плечам рассыпается золото длинных волос. Эта была девушка!
Алла Николаевна бесстрашно входит в пике, демонстрируя фигуры высшего пилотажа философской мысли. Приведём ещё одну цитату из книги, где Алла Николаевна приводит ссылку из книги Даниила Андреева «Роза ветров».
«Народ, в лице крупнейших представителей доказавший духовную свою одарённость, глубину и размах религиозных возможностей, в массе своей за много веков не произвёл духовных движений, более осмысленных, чем старообрядчество…»
Подбор деталей – это ВЫСОЧАЙШАЯ СМЕЛОСТЬ. Как наши лётчицы, бесстрашно устремлялись на врага, не задумываясь о собственной жизни, думая только о ЗАЩИТЕ РОДИНЫ. Так и Алла Николаевна открывает совершенно новую страницу философского осмысления, которое так необходимо постичь современным архитекторам. Поясним свою позицию. Староверы – это Новгородский и Псковский архитектурный стиль, во многом присущий Городу на Неве. Если мы будем подходить к архитектурному наследию с философской позиции Аллы Николаевны Акимовой, то мы ОБЯЗАНЫ будем сохранять те здания, которые отличаются кирпичным кокошником на наличниках окон и многими-многими деталями, которые нам оставили в наследство наши мудрые предки, умевшие объединять декор и целесообразность предназначения любого здания…
Конечно, с чем-то мы могли бы и поспорить с Аллой Николаевной, но этим-то и привлекает её Эпическая книга. Автор интересен только тот, кто не оставляет читателя равнодушным. Приведём цитату из книги, которую мы могли бы оспорить:
«Вспомним запрет на печатание в России работы Вл. Соловьёва «Россия и Вселенская церковь», провозглашение анафемы Льву Толстому, недолгое существование религиозно-философских собраний (1902-1903 г.г.) под председательством епископа Сергия, ректора Петербургской Духовной Академии (впоследствии патриарха Московского)».
Итак, с чем мы не согласны в этой фразе с Аллой Николаевной? Она искренне сожалеет о том, что в начале ХХ века существовали определённые запреты на некоторые книги, но наш принцип – находить ЛУЧШЕЕ и концентрироваться именно на ЛУЧШЕМ. Что же является, по нашему мнению, лучшим, о чём не упомянула Алла Николаевна? Её книга была опубликована в 2008 году! Следовательно, наше время и является лучшим. Сегодня Алла Николаевна смогла смело сказать и о впечатлениях, производимых советскими памятниками в тот период времени и о недостатках Царской эпохи, тоже отнюдь не безупречной с точки зрения развития философии.
Есть и ещё один существенный недостаток. Алла Николаевна обладает непростительной скромностью в оценке собственной книги! Да, Толстой был отвергнут, но сегодня, так ли востребована философская концепция Льва Николаевича? Да, произведения Владимира Соловьёва были когда-то под запретом. Сегодня нам дана возможность ознакомиться с его работами, но? Но в них нет той умопомрачительной смелости, свойственной Алле Николаевне. В серии статей «Тайны Крылатых Львов» газета знакомила с лучшими защитниками Отечества. Однако в Городе на Неве мы нередко можем встретить и Крылатых Львиц. Во всех номерах газеты печатаются статьи – «Победа Фракийского Льва», отражающие роль Вице-губернатора Санкт-Петербурга – Василия Николаевича Кичеджи, эту статью можно было бы озаглавить «Победа Фракийской Львицы», но мы ещё вернёмся к обсуждению замечательной книги Аллы Николаевны Акимовой, покорившей недосягаемую Высоту философской мысли! В этом номере в разделе, посвящённом строителям и архитекторам Северной Столицы, часто приводятся цитаты строителей о «Новой Высоте». Именно им нужно постичь, что высота любого здания определяется не количеством возводимых этажей тщеславия, а Нравственной высотой, сформированной Смелой философией. Смелость философских воззрений Аллы Николаевны должна стать фундаментом Зодчества Города на Неве.
Томановская В.В.,
Принцев Н.В. |