Беседу о роли в Северной Столице Вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Николаевича Кичеджи ведёт спецкор «ППР» Архип Каштелян с Ярославом Юрьевичем Томановским.
Вопрос: Ярослав Юрьевич, сегодня обсуждается вопрос о том, как будет отмечаться Праздник Блокады?
Я.Ю.: Василий Николаевич в прошлом году говорил о роли Блокадной закваски, и это очень важно!
В.: Что важно?
Я.Ю.: Блокадная закваска должна стать тем цементирующим Нравственным началом, которое будет укреплять наше общество!
В.: Вы действительно убеждены, что Блокадный опыт может быть востребован сегодня?
Я.Ю.: Да, это наше НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ!
В.: Вы так говорите, потому обе Ваши бабушки, Ваши прабабушки, и даже Ваша прапрабабушка трудились в Блокадном городе?
Я.Ю.: Так сложилось, что абсолютно ВСЁ, что окружало меня с самого раннего детства, было связано с Военной тематикой.
В.: Ваши два дедушки защищали Северную Столицу, один сражался на Невском Пятачке в подразделении Морской пехоты, а второй – на военном корабле в Кронштадте, а прадед встретил День Победы в Берлине?
Я.Ю.: Мне очень дорог тот факт, что в этом году День Блокады будет праздноваться по-особому!
В.: В чём Вы видите эту особенность?
Я.Ю.: Понимаете, я вижу не В ЧЁМ, а В КОМ!
В.: Как это понимать?
Я.Ю.: Ещё в предыдущей беседе о Василии Николаевиче я говорил, что с его появлением в Северной Столице, она стала Культурной Столицей не только России, но и Мира!
В.: На Вас произвёл впечатление Хор на Исаакиевской площади?
Я.Ю.: Не только на меня, но и на весь Мир! Ведь это событие было отражено в книге мировых рекордов! Тем более не ставилась цель – поставить рекорд. Хотя очень многие гоняются за рекордами.
В.: Как Вы думаете, пройдёт Юбилей Блокады?
Я.Ю.: Уверен, что самым достойным образом, потому что Василий Николаевич МАСТЕРСКИ умеет подбирать себе Замечательную команду!
В.: Кого Вы имеете в виду?
Я.Ю.: Это, конечно, его помощник Юлия Николаевна Стрижак, нынешний Председатель Комитета по Культуре – Панкратов Василий Юрьевич и многие другие.
В.: А что Вы думаете о возрождении Блокадного трамвая?
Я.Ю.: В детстве любил ездить на трамвае, потому что вырос на рассказах об этом транспорте Блокады!
В.: Вы рассказывали, что в шесть лет побывали в Музее Железнодорожного транспорта, откуда Вас бабушка просто не могла увести, Вы бегали по музею, как зачарованный, а как Вы относитесь к современным музеям?
Я.Ю.: Да, так получилось, что родители, бабушки считали, что я должен с четырёх лет посещать Выставки, Музеи, концерты, спектакли, Праздничные гуляния в парках.
В.: Но Вы в летнее время пропадали на Невском Пятачке, исследовали Кронштадтские форты, увлекались плаванием?
Я.Ю.: Раньше изучать историю можно было, в основном, по рассказам родственников – Василия Васильевича Томановского, его сына – Дмитрия Томановского, который увлекается подводным плаванием, а теперь многое изменилось к лучшему!
В.: Например?
Я.Ю.: Ковальчук Михаил Валентинович - декан Физфака СПбГУ выступил с интереснейшей инициативой – развивать Подводные Музейные экспозиции, что будет включать изучение военных кораблей, которые остались на дне моря.
В.: Почему Вы это связываете с заслугами Фракийского Льва?
Я.Ю.: Судите сами, Михаил Валентинович родился в нашем городе в 1946 году, его отец – историк изучал события Блокады. Василий Юрьевич Панкратов – тоже закончил Физфак Университета, потом получил литературное образование, работал в сфере культуры, но интересные, совершенно новые инициативы появились только в последнее время! Значит, появилось какое-то каталитическое начало. Этим катализатором, я бы сказал, вдохновляющим фактором явился Кичеджи.
В.: Вас особенно удивила новая атмосфера «Русского Музея»?
Я.Ю.: Не только «Русского музея», с детства посещал «Академическую Капеллу», но сейчас это не просто Учреждения Культуры с Большой буквы, это – Центры Мирового Притяжения!
В.: Вы говорили, что заново для себя открыли не только Гусева Владимира Александровича – директора «Русского музея», но и зам. по науке – Евгению Николаевну Петрову?
Я.Ю.: Это правда, обычно вступительные речи на открытиях выставок вызывают у зрителей приступ утомительного ожидания. А здесь был найден великолепный режиссёрский ход. Шутливо-снисходительный тон аристократического юмора, который избрал Гусев, изумительно сочетался с эмоциональной интеллектуальностью, которая превалировала в выступлении Петровой. Владимир Гусев и Евгения Петрова совместили, как говорится, лёд и пламя.
В.: В чём это выражалось?
Я.Ю.: Холодная рассудочность, свойственная авангардизму! Премьера Стаса Намина пробирает до мороза по коже! И при этом, какой роскошной анфиладой жизнерадостности воспринималась презентация Выставки «Приглашение к обеду».
В.: Вы обычно любите наблюдать за реакцией гостей нашего города, какой она была?
Я.Ю.: Судя по откликам коллег, это был восторг до изнеможения!
В.: Как это понимать?
Я.Ю.: Гости могли за полтора часа обойти с экскурсией «Русский музей», а сотрудники «ППР» предпочли сконцентрировать своё внимание на Премьере Стаса Намина. Поразила его способность не «умничать», как сейчас многие стремятся сделать ради собственного эгоистического самоутверждения, а скрупулёзно восстановить исторический потенциал 1913 года. Это – оригинальные костюмы, правильное интонационное прочтение текстов Хлебникова, музыкальное сопровождение и пластика артистов!
В.: Вы давно увлекаетесь фотографией?
Я.Ю.: Это семейные традиции.
В.: Когда Вы в детстве побывали на Индийском фестивале, который Вас ошеломил, то с удивлением узнали дома, что Владимир Томановский в 1908 году основал Консульство России в Калькутте, и после этого стали об Индии читать абсолютно всё?
Я.Ю.: Санскрит – это тоже часть семейных традиций. Когда в «Русском музее» на столиках стояли изящные композиции с живыми розами, то я, конечно, не смог удержаться, чтобы не запечатлеть эту изысканность…
В.: Вы всегда находите символическую близость между двумя датами – 27 января День Блокады и 26 января День Индии?
Я.Ю.: Индия и Россия – две страны, у которых очень много общего, в «ППР» в августе была статья – «Страна, которой ближе нет!» Главного редактора – Николая Принцева. Правда, скажу честно, если бы писал я, то написал бы глубже, не потому, что старше, а потому что… Впрочем, это отдельная тема.
В.: И всё-таки, почему Вы отразили бы эту тему глубже?
Я.Ю.: Повторюсь, я с детства много читал индийских Титанов мысли. Никто не сравнивал Блокаду Города на Неве и события в Бенгалии. Только Джавахарлал Неру смог сделать самый точный исторический анализ, доказывающий, что Великобритания и США были «союзниками» для нашей страны, представляющие реальную угрозу. Если бы не коварная роль Англии, то не было бы Блокады Города на Неве и миллионов погибших в Бенгалии!
В.: Расскажите об этом подробнее.
Я.Ю.: Подробнее, как раз можно прочитать в статьях Принцева в «ППР» - «Тайны Крылатых Львов», «Под шёлком купола Победы».
В.: Но Вы сказали, что Вы рассказали бы более подробно?
Я.Ю.: Принцев великолепно и достоверно поведал о Подвиге лётчиков Морской Авиации, но он не сделал вывода о том, что наши асы КБФ прекратили бомбить Берлин в августе 1941 года только потому, что Черчилль поставил ультиматум… Хотя, если бы мы продолжали бомбить Берлин, то Вторая Мировая война закончилась бы намного раньше! И меньшей ценой для нашей страны. Но здесь сыграл свою пагубную роль скорняк и ещё ряд предателей (см. ст. «Скорняжным тёплым ремеслом»).
В.: А что же Индия?
Я.Ю.: В этот период Индия, с её великим, смелым народом подставила нам своё надёжное плечо! Историки мало исследовали эту тему, которая так потрясающе точно передана в искусстве Индии.
В.: Как Вы относитесь к музыкальному творчеству Индии?
Я.Ю.: Если быть полностью откровенным, то вот для меня музыка индийских фильмов, на которых я вырос, очень солидаризуется с образом Сергея Стадлера!
В.: Объясните свою позицию.
Я.Ю.: Сергей Валентинович Стадлер – это та глубокая, потомственная интеллигентность, которая лишена модной ныне, нагловатой эпатажности. Индия – это пять тысяч веков Древнейшей цивилизации. Так и Стадлер для меня – это сгусток Древнейшей Культуры!
В.: Вы считаете, что он должен занять лидирующее место в музыкальном мире Санкт-Петербурга?
Я.Ю.: Он будет признан Лидером в Музыкальном сообществе Мира! И не только Музыкального! Поверьте, в нём та Высокая проба Блокадной закваски, которая сформировалась вместе с музыкой Шостаковича. Когда я слушаю музыку в исполнении Стадлера, просто беседую с ним, мне кажется, что третьим собеседником с нами становится Дмитрий Дмитриевич! Никто из современных музыкантов не обладает наследием Шостаковича, который обладал скромностью и Гениальной ироничностью. А Стадлера по праву можно считать продолжателем традиций Шостаковича!
В.: Вы часто любите посещать футбольные клубы, с детства увлекаетесь футболом, но хохотали до слёз над комментариями Сергея Валентиновича о футбольных состязаниях?
Я.Ю.: Да, у Стадлера, как у талантливого музыканта – Абсолютный музыкальный слух, и он способен тот же футбол воспринимать, как музыкальную партитуру! Поэтому его футбольные оценки оказались значительно точнее, чем пресловутых футбольных комментаторов.
В.: Поэтому Вы считаете, что Василий Панкратов правильно сделал, что доверил музыкальную сферу Стадлеру?
Я.Ю.: Музыкальная арена Северной Столицы многогранна, её нельзя представить без Владислава Чернушенко, и многих других, но Стадлер – эта замечательная музыкальная страница, которая войдёт в Золотую книгу истории.
В.: Правда ли, что «ППР» направляет редакционные запросы в том числе, на музыкальные темы?
Я.Ю.: Да, это правда, но некоторые, скажем так, «коллеги», хотя запросы направлялись не к ним, пытаются звонить по ночам, угрожают, возмущаются, почему о них не упоминают? Ну и дальше, по списку, следовал весь набор «мер устрашения», включая…, впрочем, об этом подробнее в другой раз…
В.: Как сотрудники «ППР» к этому относятся?
Я.Ю.: Как те, кто вырос на Блокадной закваске!
В.: То есть?
Я.Ю.: Блокадный опыт помогает относиться к противнику с ироничной уверенностью, что Победа будет за нами! А, главное, Победа Фракийского Льва неизменна!
В.: Это правда, что а качестве Рождественской сказки Вы своим близким прочитали сентябрьскую свою беседу «Победа Фракийского Льва», что вызвало самые бурные обсуждения?
Я.Ю.: По-новому были восприняты такие ПОНЯТИЯ, как КИЖЕДЖИ и ДЖАВАХАРЛАЛ, потому что с точки зрения Древней истории – это Родовые имена!
В.: И что же выяснилось?
Я.Ю.: Всем известно, что Джавахарлал дословно означает – Драгоценный Рубин. В то же время, корень Джа, Джи означает – прекрасный наездник. Отсюда общеизвестное восточное понятие – джигит. Возникла определённая «семейная полемика».
В.: Расскажите подробнее.
Я.Ю.: Это очень обширная тема, но, если говорить коротко, то Индия и Россия связаны намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Существуют какие-то нерасторжимые ДУХОВНЫЕ нити, например, между творчеством Николая Рериха, Святослава Рериха и Кичеджи!
В.: Вы имеете в виду то колоссальное впечатление, которое произвела на Вас Выставка работ в «Русском музее», посвящённая творчеству Николая и Святослава Рериха, которую Вы посетили в раннем дошкольном возрасте?
Я.Ю.: Потом, намного позже я прочитал удивительные по дидактике статьи Николая Рериха о том, что к Культуре нужно приучать с младенчества.
В.: Вы хотите сослаться на Вашу любимую статью Николая Рериха «Красный Крест Культуры»?
Я.Ю.: Подумайте сами, 1932 год. Период великой депрессии в США. Художник приезжает в Нью-Йорк и проводит здесь конференции о том, что нужно ЗАЩИЩАТЬ КУЛЬТУРУ. Тогда ему удалось установить традицию проводить Международный День Культуры. А теперь мы проводим ГОД КУЛЬТУРЫ. Вспомним слова Н. Рериха: «Поднимем Знамя Охранения Культуры! Вспомним о предложенном ещё в прошлом году Всемирном Дне Культуры…» Обратите внимание, как эмоционально он это выражает! Рерих использует восклицательный знак. Он впервые о Культуре говорит, как о понятии с Заглавной буквы!
В.: Вы говорили о символичности того, что День Индии – 26 января и две Памятные даты Города на Неве отстоят очень близко – 18 января – Прорыв Блокады, 27 января – Снятие Блокады?
Я.Ю.: Джавахарлал Неру закономерно проводил аналогию между Блокадой Города на Неве и трагическими событиями в Бенгалии, когда в тот же период погибло свыше 4 миллионов человек, где дети стали жертвами хорошо спланированной провокации… Неру один из немногих, который, находясь в тюремных застенках, предсказал и нашу Победу и Победу Индии, потому что всем сердцем воспринял слова Николая Рериха, высказанные ещё в 1932 году: «Уже давно народная мудрость сказала: «Деньги потеряны – ничего не потеряно, но мужество потеряно – всё потеряно». Сейчас приходится вспомнить об этой мудрой пословице».
Вспомним бессмертные строки Анны Ахматовой:
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет!
В.: Вы считаете, что сегодня тоже требуется Мужество?
Я.Ю.: Сегодня на ниве Культуры происходят самые ожесточённые баталии, поэтому уместно вспомнить слова Николая Рериха, высказанные в 1932 году: «Когда по улице следует повозка Красного Креста, то для неё останавливают всё движение. Так же и для неотложного Знака Культуры нужно хоть немного поступиться привычками обыденности, вульгарными осадками и всеми теми пыльными условностями невежества, от которых всё равно рано или поздно придётся очищаться».
В.: Вы считаете, что сегодня часто приходится устранять «ПЫЛЬНЫЕ УСЛОВНОСТИ НЕВЕЖЕСТВА»?
Я.Ю.: Рерих предсказывал, что могут возникать пыльные бури невежества. Но надеюсь, что Год Культуры сможет одержать Победу над самым агрессивным невежеством.
(продолжение следует)
источник