В погоню каждый год, судьбе наперехват,
Нацеленный вперед – успеть на новый старт.
Где молодости взлёт и нет пути назад.
С дороги не свернёт Резиновый Фрегат.
из стихотворения
«Резиновый Фрегат» С.В. Лаврова
Беседу со спецкором газеты Архипом Каштеляном о влиянии на развитие Культуры в Северной Столице Вице-губернатора – Василия Николаевича Кичеджи ведёт наш постоянный читатель, который из скромности не стал называть свою фамилию, называя себя Другом Художника Вячеслава Чеботаря.
Вопрос: Почему Вы решили принять участие в беседе именно в этом номере?
Ответ: Октябрь 2013 года сопряжён с двумя событиями!
В.: Какими?
О.: Первое, если говорить в хронологическом порядке, это подача до 11 октября этого года документов на инвестиционный конкурс, где, что очень отрадно, Председателем жюри будет Василий Николаевич Кичеджи, а второе – весьма грустное, что с ноября месяца назначен на должность Главный художник, но эта должность находится в подчинении вице-губернатора по строительству и главного архитектора, а, к сожалению, не в подчинении Василия Николаевича!
В.: Что в этом грустного?
О.: Если главный художник будет «действовать» вне рамок образования, науки и, что особенно принципиально, вне рамок Культурных тенденций, то мы получим ту «архитектуру», которую имеем сегодня и даже хуже!
В.: Давайте вернёмся к обсуждению персоны главного художника чуть позже, а вначале поговорим об Инвестиционном конкурсе.
О.: Само формирование конкурса, поиск «БРЕНДА» свидетельствует о том, что в Городе на Неве несколько лет отсутствовала должность Главного Художника!
В.: Как это понимать?
О.: Вспомним басню Ивана Андреевича Крылова!
В.: Какую именно?
О.: Василий Николаевич Кичеджи неслучайно свои встречи часто организовывает в городских библиотеках, чтобы отечественная классическая литература стала интеллектуальным активом каждого, а строки вот какие я хотел привести:
Беда, коль пироги начнёт нам печь сапожник,
А сапоги тачать – пирожник!
В.: Какой напрашивается вывод?
О.: У нас сейчас много «новых» слов – «бренд», «тренд», «инвестор», но те, кто употребляют эти слова, АБСОЛЮТНО не знают их значение!
В.: Но не все же, как Вы имеют в качестве образовательного ценза Институт иностранных языков и многолетнюю практику во многих странах мира.
О.: Для того, чтобы использовать какие-то слова в своей профессиональной деятельности, абсолютно не обязательно совершенствоваться, например, в Сербском Институте языкознания, можно брать те слова, которые имеют однозначное понимание.
В.: Например?
О.: Можно было бы сказать – «создать образ Северной Столицы», но использованы «иностранные» слова, и уже получается даже не юмор, а сатира и пародия!
В.: Расшифруйте значение слов бренд, тренд, инвестор.
О.: Это слова из американского диалекта, а меня уже познакомили, что в этом номере в Вашей газете будет опубликована статья – «Под вывеской Дубины… Дубины? Дубины!» Слово – «бренд» означает клеймо, выжженное огнём. Изначально бренд означало клеймо, которое ставили на животных фермера в США, а в период рабовладения – на рабов. Лучший вариант этого слова сегодня – это значение торговой марки. Заниматься поиском «торговой марки» или «клейма» для Культурной Столицы – это, по меньшей мере, невежественно, ведь культура подразумевает отсутствие клише и штампа.
В.: Получается, что разговоры о туристской привлекательности со словом бренд являются несовместимыми?
О.: Безусловно, но и «тренд», хоть формально и подразумевается – «иметь тенденцию», но всё-таки первоначально имеет значение – наклоняться.
В.: Пока мы имеем, клеймо, наклон или прогиб, а чем нас порадует слово «инвестор».
О.: Слово инвестор в качестве «вкладчика» стало носить название относительно недавно, вообще – глагол «инвест» - invest – означает – «производить военный захват», «ограничение в правах населения на захваченных территориях».
В.: Судя по Вашей улыбке, Вам известно ещё больше об этих словах?
О.: Мои сербские коллеги многие годы занимаются расшифровкой многих, казалось бы, известных нам слов, например, Россия, меч?
В.: И что они означают?
О.: Это очень древние аббревиатуры, которые вошли в народную речь. Нас не удивляют такие слова, как ВУЗ – Высшее Учебное Заведение, или сотрудник МВД – Министерство Внутренних Дел. Мало, кто задумывается, что означал обычай, когда над головой политического преступника в Царской России разламывалась шпага, и он лишался дворянских почестей. А означало это то, что он лишался символа Дворянской чести – шпаги, а в древности эти функции предназначались для военного оружия - меча. Как говорили в Древней Греции воину: «Или со щитом или на щите!» Слово меч расшифровывается как аббревиатура, состоящая из трёх слов – Мне Естественна Честь. Из глубокой древности к нам пришло и много сложных слов, состоящих из сочетаний – сотрудник - сообща трудящийся, соратник – сообща сражающийся в рати (войске). Слово Россия означает – Росс и я. А вот слово РОСС – это аббревиатура. В нашей стране издавна существовали понятия – названный брат, то есть кровное родство никогда не было определяющим. Основным было – Духовное родство. Слово Росс означает – Род, Освящённый Святостью, Совестью. Само слово Святость – тоже является сложным и означает «с» (вместе) вято. Вято – вящий, вещий, то есть вечный, божественный.
В.: Это, конечно, очень интересно, но не слишком ли далеко мы отошли от слов, бренд. тренд, инвестор?
О.: Мы, как раз, приблизились к их достоверному значению. Слово – бренд перешло в английский ещё со времён Царя Берендея. Помните, в Царстве Берендея Снегурочка растаяла. В Вашей газете, в статье об Альгаротти рассказывалось, как название Дозорного города Сампо стало «Окном в Европу». В современном разговорном языке сохранилось слово – бренчать, брендеть, что означает производить не очень выразительные звуки. Впрочем, у нас для некоторых индивидуумов струнные инструменты ассоциируются только с грохотом электрогитары. Гусли, балалайка кажутся чрезмерно «простыми». А раньше эти инструменты могли «зажигать», прежде всего, зажигать воображение, когда сказитель «играл» на гуслях Былины. Слово «трендеть» сегодня у нас означает – говорить чушь, бахвалиться. А раньше это слово было сопряжено с обучением воина для дружины. Оно также состоит их двух слов – трение и надеть. Большого труда стоило правильно подобрать наконечники к стрелам, а будущий воин – это искусный мастер.
В.: Наконец, как же возникло слово – инвестор?
О.: Мы иногда в разговорной речи слышим, да – ин, сделал бы, да времени нет. Мы привыкли к словам – иногда, всегда, тогда, не задумываясь, что это – сложные слова, об этом мы поговорим в следующий раз, а сейчас разберем слово «инвест». Вспомним, стихи Некрасова:
- Откуда, дровищки?
- Из леса, вестимо!
- Отец, слышишь, рубит,
- А я отвожу!
Поэта удивило, что шестилетний ребёнок управляет лошадью, а то, что у него старинная речь, этого Николай Алексеевич не заметил. Слово «Вестимо» в данном случае означает – имение Весталки, Лесной волшебницы – Хранительницы леса. Помните, как начинается у Некрасова:
Смотрю, поднимается
Медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Крестьяне в лесу собирали хворост и сухостой, соблюдая принципы экологии. А теперь вспомним, почему поляки заблудились, благодаря Ивану Сусанину, Наполеон безумно боялся партизан, фашисты не жаловали лесные дебри и партизан. Иная Весталка – инвест – это стало символом поражения. Как известно, ни англичане, ни американцы старались впрямую не вступать в сражения с нашей страной. Осмелились они только в годы империалистической интервенции. Вот в тот период – Гражданской войны и появились – «Первые инвесторы», от которых, к счастью, удалось избавиться.
В.: Вы считаете, что сегодняшние инвесторы ставят перед собой те же задачи, что и в начале ХХ века?
О.: Сегодня для Северной Столицы самый важный вопрос, чтобы не допустить, когда должность Главного Художника становится приложением к неоправданным прожектам!
В.: Чем вызван такой неоправданный пессимизм?
О.: Несколько лет мы добивались восстановления в штатном расписании Правительства Санкт-Петербурга ранее упразднённой должности Главного художника, но получали неизменный отказ от чиновницы, которая, к счастью, сегодня уволена.
В.: Вы и ваши друзья предлагали на эту должность Вячеслава Павловича Чеботаря?
О.: Не совсем так, лично я ценю Чеботаря как гениального скульптора и художника, но я считаю Величайшим преступлением перед историей отрывать его на обязанности чиновника. В то же время мы предлагали создать Художественный Совет, полномочия которого были бы закреплены как важного совещательного компонента художественной составляющей Северной Столицы.
В.: В чём бы тогда состояли функции Чеботаря как руководителя?
О.: Здесь важно понять, что Чеботарь обладает АБСОЛЮТНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВКУСОМ!
В.: Как это может быть применено в условиях Культурной Столицы?
О.: Он ещё на стадии разработки пред проектной документации может сказать, какова художественная ценность или отсутствие таковой предполагаемого объекта.
В.: Вы можете привести убедительные примеры?
О.: Вот самый свежий пример, недавно открылся памятник Сергею Есенину в Невском районе. Это весьма неудачная попытка некоего скульптора, фамилию которого не называю, потому что в традициях Вашей газеты называть имена только тех, кто достоин уважения!
В.: Чем Вас возмутил этот памятник?
О.: Конструкционно он напоминает надгробный обелиск, с той лишь разницей, что отсутствует не только портретное сходство, но, главное, абсолютно не передан характер поэта!
В.: Что Вас насторожило в несоблюдении портретного сходства?
О.: Есенин был очень красивым, у него были правильные черты лица. Здесь же на нас смотрит современный лакей, который пожалел денег на пластическую операцию своего носа, про который говорится в поговорках.
Как у милого дружка,
Не находка, а носок,
Девять курочек присядут,
А десятый – петушок!
Кроме того, и глаза отличаются явной невыразительностью! Затем и само композиционное решение – это воплощённая безвкусица. Гладкий столб, неизвестно что символизирующий, а ведь на постаменте можно было бы написать стихи поэта… А если в городе бы функционировал Художественный Совет, который курировал бы Василий Николаевич Кичеджи и Чеботарь, то этого невежества можно было бы избежать!
В.: Почему Вы тесно связываете Кичеджи и Чеботаря?
О.: Чеботарь несколько лет трудился над оформлением Музея в Александро-Невской Лавре, а Кичеджи постоянно проявляет заботу и о проведении достойной реконструкции зданий Лавры и об укреплении нравственного воспитания в Культурной Столице!
В.: Приведите примеры того, как Чеботарь мог бы предотвратить очевидную нелепицу?
О.: Охотно! Вячеслав Чеботарь подверг острой критике проект «Охта-центра», проект Второй сцены Мариинского театра и тому подобных абстракционистских прожектов.
В.: Вы привели те примеры, которые были подвергнуты общественному порицанию, не считаете ли Вы, что это сравнение не корректно?
О.: Ни в коей степени! Ведь он предупреждал своих коллег, чтобы они не затевали эти авантюры, т.к. это не будет воспринято горожанами! Предвидеть заранее и констатировать НЕУДАЧУ уже после насильственного внедрения этих проектов – понятия совершенно разные. Чеботарь способен ПРЕДВИДЕТЬ!
В.: Но ведь многие считают, что мы должны «разрывать» классические каноны!
О.: Великий Чайковский всегда говорил, что музыку создаёт народ, а мы – композиторы её только записываем!
В.: О Чайковском сейчас много споров, оправданно ли это?
О.: Ничтожества во все времена пытались спрятаться в тени Гения, при этом измышляя про гения самую гнусную клевету!
В.: Значит, личная жизнь композитора специально подвергается клевете?
О.: У нас есть недавний пример, как все телеканалы были наполнены возгласами, чтобы Василий Николаевич Кичеджи ушёл в отставку, потому что против него была организована провокация. При жизни Чайковского завистники и клеветники тоже пытались строить козни, но в тот период, даже после кончины Петра Ильича им этого сделать не удалось!
В.: Почему?
О.: Потому что самым близким и надёжным другом Чайковского был талантливый музыкант – Рубец.
В.: Почему Вы считаете, что Рубец смог бы защитить честь своего Великого друга?
О.: Потому что он был потомком Запорожского рода козаков, украинцы это слово писали по старинке через «О».
В.: Какую опасность он представлял для потенциальных клеветников?
О.: Он гнул серебряные рубли, мог «намотать» как браслет кочергу на руку…
В.: Но его могли подстеречь в тёмном переулке, как совершили в наше время нападение на Вадима Бойко?
О.: В то время «интеллигенция», вернее, те, кто мог бы тогда причислить себя к увлечению содомитов, панически боялись и казаков и гвардейских офицеров, которых в Северной Столице было не мало!
В.: Почему Вы считаете, что Главный художник должен быть в подчинении у Василия Николаевича Кичеджи?
О.: Василий Николаевич – ратоборец, под стяги которого стекаются те, кому не безразличны традиции Святости!
В.: Какие этому доказательства?
О.: Хор на Исаакиевской площади во время Дня города превзошёл все ожидания, Ход по Невскому проспекту 12 сентября этого года, посвящённый Святому Благоверному Князю Александру Невскому, насчитывал свыше ста тысяч человек!
В.: Чем Вас не устраивает новая кандидатура Главного художника?
О.: Когда я услышал сообщение по телевидению, то сразу позвонил Вячеславу Павловичу, назвав фамилию претендента.
В.: Какова была его реакция?
О.: Самая грустная, потому что Вячеслав Павлович (а он обладает поистине энциклопедическими знаниями) вынужден был констатировать, что уровень дизайнера, закончившего Мухинское училище, не может обеспечивать создание высокой художественной концепции Северной Столицы!
В.: Этот прогноз подтвердился?
О.: Абсолютно! Мне понадобилось несколько дней, чтобы изучить биографию будущего претендента, переговорить со многими специалистами, чтобы прийти к такому же неутешительному выводу, главное, что у этого претендента полностью отсутствуют КУЛЬТУРА, ЧЕСТНОСТЬ, ОБРАЗОВАННОСТЬ!
В.: В чём это проявляется?
О.: На парадном портрете он изображён сияющим и с трубкой во рту!
В.: О чём это свидетельствует?
О.: Будущий чиновник негативно относится к антиникотиновой пропаганде, пренебрегая общественным мнением, он будет демонстративно проявлять свою порочность. Я сразу задумался, а кому это выгодно?
В.: И кому же?
О.: Прежде всего, табачным магнатам, и мне подумалось, теперь рекламные щиты табачных изделий в метро могут украситься и портретом с трубкой нового главного художника. Но при этом вспоминается и другой исторический персонаж.
В.: Какой же?
О.: В этом году в СМИ широко обсуждался вопрос, нужно или нет издавать и продавать «труды» идеологов фашизма?
В.: Какая прослеживается взаимосвязь?
О.: Во время фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны никотинизация населения на оккупированной территории рассматривалась рейхом как одно из средств ускоренной деградации местного населения.
В.: Почему Вами ставится под сомнение честность?
О.: Сам стиль его ответов в участии или неучастии его мастерских в сомнительных проектах очень мне напомнил стилистический диалог, который мы вели с одним «архитектурным мэтром» по поводу обрушения крыши гипермаркета.
В.: В чём заключался этот диалог?
О.: Мы просили его уйти с государственной должности, потому что его мастерская проектировала этот гипермаркет. Но ответ был предельно циничным, что его мастерская оформляла проект магазина, расположенного в другой части города. Характерно, что за «другой» проект он снискал в своё время себе «лавры славы». Но ведь все сетевые магазины строятся по одному и тому же проекту. Не случайно, когда произошло обрушение крыши в одном гипермаркете, «для обследования» на несколько дней были закрыты все сетевые магазины.
В.: Какой напрашивается вывод?
О.: От всего сердца верю в очередную Победу Фракийского Льва!
Ненастьями крещён, повсюду нарасхват,
За всех, кто в море, он выходит на парад.
Заранее прощён, заранее распят,
Заранее влюблён Резиновый Фрегат.
из стихотворения «Резиновый
Фрегат» С.В. Лаврова
(продолжение следует)
Данная статья была опубликована в Девятом номере газеты: «Поддержка Президентских реформ» |