В подготовке этой статьи были использованы материалы, любезно предоставленные известным историком – Михаилом Талалаем. Летом прошлого года удалось встретиться с Михаилом Григорьевичем, когда он приезжал из Италии в Город на Неве для участия в научной конференции. Михаил Талалай уже более двадцати лет трудится в Италии, скрупулёзно расшифровывая самые загадочные тайны Истории. Например, какая взаимосвязь существует между «путешествиями» Франческо Альгаротти, замаскировавшим свою шпионскую деятельность под рядовой гостевой визит на свадьбу, и итальянскими «героями», которые под руководством «отважного» Бьянкини «мечтали» и отчаянно пытались помешать навигации на Ладожском озере летом 1942 года…
Михаил Талалай – потомственный учёный, о научных заслугах семьи Талалай ранее рассказывалось в статье в «ППР». После многочасовой беседы с Михаилом Григорьевичем удалось совершенно по-новому взглянуть на самые таинственные страницы истории. Главное, Михаил Талалай, как Истинный учёный, то есть, для кого Истина превыше всего, передал в редакцию массу ценных информационных материалов, включая архивные находки, которые ему удалось обнаружить за долгие годы научных поисков в Италии. Бескорыстие – это особый Дар настоящего учёного… Так, в «ППР» появились интереснейшие гравюры, чертежи, дневники. Сопоставив материалы многолетних исследований Михаила Талалая с научным арсеналом Морского архива, а также, воспользовавшись буквально Отеческой помощью Председателя Военно-исторической секции Дома учёных СПб – Сергея Прокофьевича Сирого, авторам удалось прийти к определённым результатам. Коротко ознакомим читателей с тем, что удалось разгадать, в том числе, благодаря многим помощникам «ППР», предоставившим реликвии частных архивов. Особую Благодарность хочется выразить представителям Польской, Финской, Литовской и Шведской Общин Санкт-Петербурга.
Каждый год в Городе на Неве отмечают праздник – «Алые паруса». Что означает появление этого парусника? Для этого нужно понять, что означает изображение Красного лебедя на потолке Белого танцевального зала в Шереметевском дворце?
Как уже отмечалось в серии статей о Франческо Альгаротти, в Северной Столице лебедь в монументальном исполнении встречается не столь часто. Красный лебедь – это символическое изображение Парусника, но какого? Вспомним работы замечательного историка – Зои Фёдоровны Ершовой, которая с точки зрения исторической ретроспективы изучала произведения Александра Сергеевича Пушкина, особенно его интерпретации народных преданий, собранных им во время ссылки в Псковском крае.
Глядь, поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
Это строки из знаменитой сказки «О царе Салтане». Что же означает Красный лебедь? Вообще, народная этимология Пудожского орнамента, где лебедь подразумевает многоликое атрибутивное толкование этого элемента, позволяет выбрать различные конвергентные вариативные компоненты декоративного фразеологизма. В данном случае, согласно семейным преданиям Шереметевых, фельдмаршал Борис Шереметев, хоть и считался «полевым» командующим, мечтал о Морских Викториях, поэтому послал Царевича Алексея в Италию, чтобы он вёл переговоры с «итальянскими мореходами», которые смогли бы свергнуть ненавистного Антихриста, каковым многие считали Петра Первого… Кто представлял в тот период интересы «итальянских мореходов», об этом авторы расскажут в отдельной статье, а сейчас вернёмся к тому, почему Красный лебедь появился на потолке Шереметевского дворца? Царевич Алексей должен был явиться во главе армады парусников, чтобы возглавить вооружённое восстание. Красный цвет – символ мятежа, отождествляющего и цвет крови и отблески пожарищ, взрывов.
Борис Петрович Шереметев всю свою жизнь тайно завидовал судьбе «выскочки», по его мнению, Фёдору Матвеевичу Апраксину. Особенно невыносимым для фельдмаршала стал Гангутский триумф 7 августа (по новому стилю) 1714 года. Тогда-то он, вспомнив свой дипломатический вояж в Италию в 1699 года, решил отправить царевича Алексея с его супругой Шарлоттой в зарубежное «путешествие», подразумевающее предстоящий Государственный переворот. Карьеризм Б. Шереметева не смог смириться с тем, что Апраксин, который был младше его почти на десять лет, удостоился столь «знатного почёта». Соперничество семей Шереметевых и Апраксиных продолжалось среди потомков несколько столетий. Итак, Красный лебедь – это символ Мятежа. Апраксины эти устремления Шереметевых называли не «спустить Лебедя на воду», что означало – отправить в плавание новый боевой корабль, а «пустить петуха». Потом народная молва выражение – «пустить красного петуха» наделила «полномочиями» - устройство поджога.
Шереметев считал себя потомком Гедеминовичей, который заслуживает значительно большего почёта, чем сам царь Питер, а уж тем более, род Апраксиных. Не добившись морской славы, потомки Шереметевых изрядно преуспели в многовековых дворцовых интригах, где поддержка периодических Польских восстаний стала родовым завещаниям выполнения заповедей Красного Лебедя.
Город Кроншлот тоже был в сфере интересов тех, кто мечтал о развале Империи. Здесь нужно вернуться к тому, почему Альгаротти сделал подробный план этого «Зелёного острова»? Литературоведы называют «неизвестную» страну, где происходят действия произведений Александра Грина. Эта «фантастическая» страна – знаменитый Древний Кроншлот. Вообще, слово «флот», достаточно популярное во многих иностранных языках, имеет в своей основе слово – плот. Если историк Зоя Ершова справедливо считала, что Город на Неве (см. статьи в «ППР» об Альгаротти) самый древний город мира, то и Кроншлот – сегодняшний Кронштадт обладает не менее старинной историей.
А теперь поговорим о том, кто же являлся автором книги «Алые паруса»? И почему статья означена заголовком о тайнах Блокадного города? Во время Блокады скончалась поэтесса Изабелла Гриневская. Формально она считалась тётей знаменитого писателя Александра Грина, а фактически являлась не только его близкой родственницей, но и редактором всех его книг. Более того, правильнее было бы считать Александра Гриневского не столько писателем, сколько читателем всего того, что ему доставалось от тётушки, которую многие современники считали его матерью… Авторы не ставят в данной статье задачу привести аргументированный лингвистический и психолого-исторический анализ произведений, приписываемых Александру Грину.
Вернёмся к событиям Блокады, о которых сейчас говорится и публикуется много, но достоверность присутствует далеко не всегда. С точки зрения научной доказательности можно считать исторически достоверными только два рассказа. Один - Татьяны Булановой о том, что её мама принесла картофельных очистков, что и спасло жизнь младшего брата мамы. О целебном воздействии кожуры «Нубаликич» авторы приводили сведения в статье (см. «ППР» о нубаликиче). Второй рассказ актёра Бориса Васильевича Щербакова о том, как познакомились его мама, служившая регулировщицей на Ладоге, и отец – шофёр Знаменитой Дороги жизни.
Итак, в 1942 году скончалась в Блокадном городе поэтесса Изабелла Гриневская. Почему же не указывается дата кончины, а в качестве причины смерти указывается формулировка «умерла от голода». Но ведь возраст её был весьма почтенный – 78 лет. Тем не менее, холодную, суровую зиму 1941 года, начавшуюся с испытания ноябрьскими морозами сорок первого года, ей удалось превозмочь. Что же произошло потом? Какие тайные надежды Изабелла связывала с готовящимся визитом итальянской эскадры летом 1942 года на Ладожском озере?
Формально настоятель Костёла в Ковенском переулке – Флоран был выслан в 1941 году из страны, т.к. были прекращены дипломатические отношения с Францией (к огромной радости Великобритании, устранившей достойного конкурента), но католическая община негласно продолжала своё существование, «благодаря» действиям Павла Хомича, возглавившего католическую Общину после отъезда Флорана. До сентября 1942 года, когда он был арестован, католический священник продолжал совершать тайные Богослужения на квартирах католических прихожан. Так случилось, что литовская девушка, мать которой была набожной католичкой, присутствовала на одном из таких молитвенных собраний.
Сегодня, повторимся, очень много рассуждений о Блокаде, к сожалению, отнюдь не всегда достоверных. Например, Храмы Города на Неве были переполнены верующими… Нам приходилось слышать от очевидцев, что в трудные минуты испытаний те, кто до войны бравировал своим атеизмом, молился, например, во время артобстрелов, самым искренним образом…
Не называем имени той юной возлюбленной моряка из Кронштадта, которая случайно узнала не только тайну Изабеллы Гриневской об авторстве известных книг, но и о готовящейся итальянской «миссии». То, что влюблённым удавалось встречаться вопреки запретам коменданта Блокадного города и приказам командира корабля, помогло спасти жизни тем, кто летом отправлялся в эвакуацию по Ладожскому озеру. Итальянские «герои» были своевременно обезврежены. Они не смогли превратить Дорогу жизни в Дорогу смерти.
Так что же символизирует парусник с алыми парусами? Это иностранный корабль, который доказывает «правоту» Ассоль, надеявшейся на то, что явится принц. Теперь подумаем о том, почему праздник «Алые паруса» происходит во время Экономического форума? Ведь, формально, считается, что чем больше «инвестиций», тем успешнее итоги Экономического форума. О том, что означает слово «инвест», подробно говорится в октябрьском номере «ППР». До недавнего времени парусник во время «Алых парусов» был иностранного производства.
Шереметеву не удалось к берегам Невы примчать Красного лебедя, не удалось этого добиться и в годы Блокады, а вот в период «оттепели» возникла традиция праздника для выпускников. Потом об этом выпускном бале забыли на несколько десятилетий, а возобновили уже тогда, когда традиции, в том числе культурные нам стали привносить из-за рубежа! Опять же, это преподносится как наследие творчества отечественного писателя! Но что означает это творчество, разъяснений никто не даёт! Не странно ли, что литературоведы называли творчество А.Грина «неоромантизмом» с чертами символизма. Но никто не удосужился поинтересоваться, где располагалась загадочная Гринландия? В память о Гринландии возникло движение «Гринпис». Может показаться, что название «Гринпис» означает «зелёный мир». Но это «общественное» движение связано с Древней историей Кронштадта. Итак, в год Юбилея Гангута, очевидно, следует дать разъяснение той символике, которую мы развиваем?
(продолжение следует)