Суббота, 16.11.2024, 16:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [186]
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕБОТАРЯ (часть первая)

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕБОТАРЯ

Леонид Принцев

 

 

Говоря о творчестве великого художника, сталкиваешься с необходимостью выйти за рамки привычных косных традиций, свойственных современному искусствоведению. Прежде всего, контуры научного восприятия мира существенно расширились, особенно это относится к психологическим параметрам, а ведь любая картина, скульптура – это постижение глубинной психологии произведения. Зачастую критики говорят о технике письма того или иного автора, в чём заключается предпочтение использования той или иной цветовой гаммы, но замысел произведения остаётся для них непостижимым! К сожалению, даже близкое окружение Чеботаря даже не попыталось хоть сколько-нибудь приблизиться к пониманию такого уникального явления, каковым является этот зодчий. Почему я говорю Зодчий с большой буквы? Вначале было слово.

фото

В данном случае я считаю необходимым остановиться на триедином воплощении символов Фамилии, Имени и Отчества! Редко кому удаётся соединить древнее имя – Вящая – Вечная Слава. Отчество – Апостол Павел. Вспомним, как обращался к нему Господь: «Савл, за что же ты проклинаешь меня?!» Слепота и прозрение Павла как нельзя более полно характеризуют художника, перед ним открылся мир Божественной Благодати. И вот Вящая Слава с Божественным прозрением отправились в жизненное плавание в самом первом «кораблике» каждого – в Чёботе. Чёботы – деревянные башмаки вошли в эпос многих народов мира, дав названия средствам передвижения – «чёлн», «бот». Отсюда слово – «учёба». Чеботарь – арий, овладевший уменьем корабела. Лодии начали делать задолго до того, как стали изготавливать обувь. Потом те, кто владел лодками, стали изготавливать обувь. Учёными доказано, что человек состоит не только из физического тела, ментального тела, включающего мозг и нервную систему, но из астрального и эфирного тел. И вот, старое выражение – «родителей не выбирают» теперь потеряло своё значение. Исходя из телопсихики, то есть, что наш организм намного сложнее, чем это думалось раньше, будущая эфирная душа сама выбирает себе родителей, чтобы осуществить великий замысел, возложенный на неё творцом. Известный физиолог Сеченов утверждал: «Гениальность – это норма, всё остальное – отклонение от нормы!» Но слово «дженион» - гениальный в переводе с английского означает «чистый», поэтому в нашем понимании только по-настоящему чистая душа может быть гениальной. Мы часто говорим о вдохновении, Божьей искре, когда подразумеваем истинный талант. 
фото

Если мы утверждаем понятие «ИСТИННОСТЬ», следовательно, мы говорим о правде, о Божественном откровении. И поэтому я воспринимаю как исключительную фальшь, один писатель, рассуждая о творчестве Чеботаря, по-мещански делится обывательскими сентенциями, что ему не нравится характер Чеботаря. Тот же автор заявляет, что один поэт называет работы Чеботаря – «гигантоманией», далее он продолжает, что кому-то может нравиться или не нравиться, но он (Чеботарь) правильно считает, что нация должна покаяться?! Во-первых, творчество не имеет национальности! Микеланджело и Васнецов, возможно, разными средствами, но рассказывают о красоте мира. Критерием творчества любого художника является стремление к ИСТИННОСТИ! Произведения искусства самым откровенным способом обнажают душу автора, то есть характер мастера. Вполне понятно, если указанный критик не воспринимает характер с позитивной стороны, то вряд ли он имеет моральное право рассуждать о его творчестве. Ибо любое суждение должно быть объективным. По-моему, вопрос о том, нравится произведение или нет, можно судить только тому, кто обладает достаточным уровнем компетентности. И здесь важно определиться с критериями оценки, которые должны заключаться в следующем.

  1. Широта и узость тем, освещаемых в творчестве того или иного автора.
  2. Техника письма – прорисованность деталей или крупные штрихи и т.д..
  3. Выбор цветовой палитры полотна.
  4. Динамичность или статичность выбираемых образов.
  5. Подражание или аналогия с каким-то известным мастером.
  6. Стремление к достижению совершенства в выбранном сюжете.
  7. Создание настроения восприятия у зрителей.
  8. Развитие ассоциативного восприятия.
  9. Пробуждение мыслительных процессов при знакомстве с творчеством.
  10. Рождение позитивной мотивации к созидательной деятельности.

Вот именно с позиции соответствия этим принципам и нужно рассматривать любое произведение. Давайте проанализируем творчество Вячеслава Павловича Чеботаря, максимально приблизившись к объективной оценке.

Попытаюсь дать обобщённую оценку, сосредоточившись на некоторых работах, которые я, по своему усмотрению, сформировал в определённые группы. Первую группу работ я обозначил как «Женские образы». Сюда я включил карандашный рисунок – «Обнажённая», портрет маслом – «Обнажённая при луне», портреты – «Леночка» и «Оля». Пока не останавливаюсь на женских иконописных образах – Святой Анны и Святой Ксении Петербургской, ибо это отдельная серьёзная тема.

фото

Итак, что общего в этих четырёх картинах? Их объединяет совершенно различный авторский подход. Например, карандашный рисунок погружает нас в атмосферу пышнотелых дам периода Рембрандта и Рубенса. И в то же время в этом образе угадывается «лукавое добродушие» героинь Кустодиева, Малявина, Коровина. Фигура девушки уже лишена простоватой в наивности радости образов Коровина, она встала на ступеньку первичной оценки самодостаточности спортивных девушек Самохвалова, но в ней ещё нет амбициозного стремления к карьеризму, превалирующего в работах Веры Мухиной. Если говорить о рисунке в целом, то мы вправе констатировать, что на арену выведен определённый женский типаж, который выражен предельно точно. «Обнажённая при луне» знакомит нас с мечтательницей. Её фигура отражает её глубокий внутренний мир, где оживают богини Древней Греции и «Калевалы». Перед нами одновременно оживает «Олеся» Александра Куприна и «Купальщица» Ренуара. Лиловый фон напоминает строки Игоря Северянина – «В этом платье сиреневом, в этом платье муаровом…», потому что этот фон словно окутывает муаром женскую фигуру. Бело-фиолетовый цвет навевает воспоминания знаменитых строк Александра Блока:

 

И каждый вечер, в час означенный

Иль это только снится мне

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

 

Льющийся свет становится невидимым дивным нарядом, освежая в памяти известную сказку Ганса Андерсена – «Новый наряд короля». Эта сказка была создана по мотивам старинного испанского анекдота, когда возлюбленный поёт под окном своей сеньориты:

 

Во всяком наряде ты так хороша,

Но лучшее платье – твоя нагота!

 

фото

Эта картина прекрасна тем, что позволяет вспомнить полотно Алесандро Боттичелли – «Выходящая из пены», или «Рождение Венеры». Вспомним, что Боттичелли – это псевдоним итальянского художника. Не странно ли, что он взял себе фамилию, которая столь созвучна фамилии Чеботарь. Мы видим слоги – «БОТ» и «ЧЕ». Если мы вспомним о зарождении человека с позиции современной психологии, то это историческое повторение покажется отнюдь не случайным… Судьба большого мастера – это всегда путешествие в боте по волнам неуёмной фантазии и вдохновения. Мы еще вернёмся к трактовке вдохновения с точки зрения психологических концепций.

(продолжение следует)

 

газета "Поддержка Президентских реформ"

 



Источник: http://yadi.sk/d/AZJa_mhmErHyL
Категория: Мои статьи | Добавил: Лозовский (25.12.2013) | Автор: #газетаППР, E W
Просмотров: 485 | Теги: искусство, наука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика