Пятница, 29.03.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Декабрь » 9 » ТАМБОВСКИЙ СЛЕД В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ или ПОЧЕМУ ЛАВРОВУ НУЖНО ИЗУЧАТЬ НАЧЕРТАТЕЛЬНУЮ ГЕОМЕТРИЮ
17:44
ТАМБОВСКИЙ СЛЕД В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ или ПОЧЕМУ ЛАВРОВУ НУЖНО ИЗУЧАТЬ НАЧЕРТАТЕЛЬНУЮ ГЕОМЕТРИЮ

фото

«Мальчик хочет в Тамбов,

Ты знаешь чики-чики-чикита»

Мурат Насыров

В интересной статье издания «Планета СМИ» был затронут вопрос о медийных личностях. Наверное, самым популярным героем СМИ был генерал-лейтенант Пониделко Анатолий Васильевич. Именно одно из его ярких выступлений послужило тому, что эфир заполнился песней «Мальчик хочет в Тамбов»… Произошло это после того, как  он в эфире смело заявил:

 

- Я не боюсь Вас! Жду Вас, можете назначать «встречу», но мы всё равно сможем победить!

 

Речь шла о Тамбовской ОПГ, которая пыталась в Городе на Неве диктовать свои криминальные правила. Так что же в международной журналистике означает понятие – «Медийная личность»? По мнению одной преподавательницы, «медийность» подразумевает склонность человека пользоваться теми или иными техническими средствами, включая мобильный телефон или компьютер, отсутствие которых становится для такого индивидуума, по мнению, этой журналистки, если не полной катастрофой, то, по крайней мере, ощутимым дискомфортом…

Так ли это?

По канонам зарубежной журналистики, медийной личностью считается тот, кто не только создаёт постоянно востребованные информационные поводы, но и формирует и форматирует информационное пространство… Такой личностью в конце 90-х годов ХХ века, безусловно, считался Анатолий Васильевич Пониделко. Заступив на пост Главы Управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской Области, он начал с того, что объявил о Приёме граждан! Всех! На Полтавской, где находится Дворец МВД очередь выстроилась в несколько рядов до Невского проспекта… Всё Управление вело одновременно приём. Причем, как смелый Гвардейский офицер, он брал основной огонь на себя. Обычно чиновничья иерархия развивается неспешным ручейком, когда жалоба на Управдома постепенно переходит в Жилуправление, Райжилотдел и т.д..

Здесь же он сам лично выслушивал КАЖДОГО, давая попутно распоряжения, кто будет заниматься конкретным вопросом, на Заявлении просителя появлялась резолюция прославленного генерала…

Так получилась, что вся Питерская журналистика переключилась исключительно на криминальные темы. Всё остальное в новостном контексте ушло на задний план! А не надо забывать, что в тот период (как, впрочем, и сейчас) бойцы из Питерских подразделений МВД РФ несли свою напряжённую вахту в Чеченской Республике… И в своей полевой форме и берете Пониделко не раз навещал своих питомцев на огненных рубежах на Кавказе, постоянно требуя от них совершенствования тактических навыков, где математика и Начертательная Геометрия занимали своё достойное место. Ведь и поединок, даже во время показательных выступлений бойцов ОМОН-а – это всегда чисто математические параметры: скорость, способность просчитать действия противника, собственная реакция в изменении амплитуды колебания и углов разворота.   

Когда Пониделко вёл свои репортажи по телевидению, город сосредоточивал внимание на телеэкранах. Но копировать его было невозможно. Энергетика, искромётный юмор в сочетании с решительностью заставляли многих журналистов сбиваться с ног, чтобы попытаться сделать сюжеты, хоть приблизительно похожие на то, чем удивлял Северо-Западный регион обожаемый всеми генерал! Появилось много передач, напоминающих бабочек-однодневок, которые пытались заниматься «расследованиями», политическими прогнозами, но всё это было жалкой пародией. Уровня Пониделко пока никто не повторил.

И вот? Чтобы как-то попытаться стать мало убедительной тенью этого, безусловно, медийного героя, некоторые экспериментаторы в журналистике стали пытаться использовать хоть словесные символы, когда-то ставшие популярными за счёт образа Пониделко.

И тогда-то в СМИ появляется «новый проект». Какой? Конечно, связанный с Тамбовом. Стали распространять стихи классиков:

 

Тамбов на карте генеральной

Кружком означен не всегда,

Он прежде город был опальный,

Теперь же, право, хоть куда.

 

Из окрестностей этого «опального» города была отыскана некая дама, относительно которой непременно указывалось, что она из семьи военных. Правда, воспитывалась она бабушкой и дедушкой, о профессиональных навыках которых не указывалось. Да это и не важно. Нужно было создать определённый образ «чики-чики-чикита». И тогда спонсоры решили, что для этих целей Тамбов как-то не подходит. Ведь что из себя представляет Тамбов, когда-то представленный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым?

 

Там есть три улицы прямые,

И фонари, и мостовые,

Там два трактира есть, один

Московский, а другой – Берлин.

 

Когда-то Лермонтов, которому не дано было постичь величие Северной Столицы, иронично сравнивал Тамбов и Город на Неве. Почти такое же обобщение позволили сегодня и те, кто решил продвигать новое СМИ, где фактурной руководительницей должна была стать современная «Тамбовская казначейша», то есть учредительница СМИ нового образца. Приведём слова классика:

 

Там есть ещё четыре будки,

При них два будочника есть;

По форме отдают вам честь,

И смена им два раза в сутки,

Короче, славный городок,

Но скука, скука боже правый,

Гостит и там, как над Невой,

Поит вас пресною отравой,

Ласкает чёрствою рукой.

И там есть чопорные франты,

Неумолимые педанты,

И там нет средства от глупцов,

И музыкальных вечеров.

 

И вот даму из Тамбова её сподвижники перемещают в Москву. Сначала её определяют в модный салон, видимо, вспомнив Лермонтова:

 

И там есть дамы – просто чудо,

Дианы строгие в чепцах.

 

Для чего, вообще, эта Диана (если кто-то забыл, это богиня Охоты) была перемещена в Москву? Скажем так, тот, кто хотел создать «новый» стиль в отечественной журналистике, познакомив какое-то время эту Диану с уменьем носить модные современные чепчики, стал натаскивать её на полномасштабную охоту. Причём смена супругов, здесь была побочной целью. Задача была – сместить новостные акценты. А конечная цель этого медиа заплыва обозначалась в качестве смены нравственных ориентиров. Чтобы в криминальной хронике позитивное впечатление производил не тот, кто борется с преступностью, а кто создаёт преступный мир.

Сначала Тамбовская дама решила взять под свой неусыпный контроль музыкальную сферу радио эфира, где классика и интеллект должны были замениться на «чики-чики-чикита». Современно и в стиле недалёких запросов инвесторов. А инвестор, если кто-то забыл, дословно означает – «захватчик». Затем и теле эфир тоже должен был подвергнуться инвестированию, то есть захвату.

Не надо забывать, что из Тамбовской дамы готовили Диану. Как проходило становление её собственных СМИ? По классическому варианту:

 

Услышав ласковое ржанье

Желанных вороных коней…

 

Но? Как создать СМИ, чтобы оно привлекло хоть чьё-то вниманье? Советы, очевидно, были взяты из классической литературы, о которой вспомним и мы, помня, что 2015 год в России объявлен Годом Литературы:

 

Вот ставни настежь. Целый дом

Трёт стёкла тусклые сукном.

 

О каких стёклах говорил поэт? Давайте помечтаем? Наверное, он предвидел, что в 21 веке в этом СМИ найдутся те, кто будут не просто тусклые стёкла тереть, но и публике втирать очки!

 

И любопытно пробегают

Глаза опухшие девиц

Ряды суровых пыльных лиц.

 

Таким образом, для телезрителей уже приготовлены девицы с опухшими глазами в роли телеведущих, которые потчуют телезрителей набором «пыльных лиц». Но вот, эврика! Как сделать так, чтобы лица были, хоть внешне не досадно пыльными? Правильно! Нужна вода! И здесь мы могли бы вспомнить другого нашего знаменитого классика:

 

- Нет,- ответила вода.

- Ни за что и никогда!

 

Но, хоть в России и объявлен 2015 год Годом Литературы, но кто сегодня будет считаться с мнением Самуила Яковлевича Маршака? Когда есть владелица СМИ, есть и телеведущие ей под стать. Они решили, что могут нарушать природу вещей:

 

И вот в реке поставлена огромная стена,

И вот воде объявлена война, война, война!

 

Была даже поддержана одна группа, которая позаимствовала себе название из строк Маршака. А что же Тамбовская дама? И она решила оставить свой неизгладимый след в журналистике, придумав название, которое было отмечено в бессмертных стихах Маршака:

 

Идёт бурильщик, точно Слон,

От ярости трясётся он…

 

Эти СМИ отличаются яростью. Причём, не всегда оправданной, но злость, по мнению этих создателей, была призвана заменить отсутствие элементарной ментальности. И? Конечно, если есть вода, то обязательно должен появиться бесстрашный покоритель водной стихии, и обязательно на штопанном резиновом фрегате. А как же иначе? Если не получены шрамы от схваток с криминалом? То штопка на резине может претендовать, если не на уважение, то на шумную рекламу. Кого? Конечно, тех, с кем капитан штопанного фрегата ведёт беседы. И не важно, что беседы не имеют никакой результативности, зато об этом будут регулярно упоминать те СМИ, которые? Которые и создавались только для того, чтобы новостной контент состоял из третьесортного набора перекроенных сведений.

Так получилось, что сегодня Василий Анатольевич Пониделко (сын прославленного генерала Анатолия Пониделко), возглавив Кронштадтский район, наладив отношения с Крымом, стал такой же Медийной личностью, как и его отец, но при этом его популярность давно перешагнула границы стран, укрепляя возможности Народной дипломатии. И какой при этом наблюдается парадокс? Слова, сказанные невзначай Василием Пониделко, становятся такими же популярными, как и каждая реплика его отца! Его цитируют, журналисты за ним носятся табунами. Когда он, отказавшись от служебного транспорта, совершает рабочие поездки на собственном мотоцикле, то на автострадах его приветствуют автолюбители, забывая, что существует невидимое количество разных НКО, претендующих на «решение автомобильных вопросов».

Да, Пониделко Младший по праву считается Медийной личностью. К его мнению прислушиваются, за ним репортёры гоняются с блокнотами и диктофонами, но разве можно схватить в объектив кинокамеры его стремительность? Теперь о нём с восторгом говорят и в Крыму, который он избороздил на своём мотоцикле… И зарубежные дипломаты, повстречавшись с Василием Пониделко в Кронштадте или в Крыму, передают его отзывы, взяв их за основу наших международных отношений…

А что же те, кто должен заниматься дипломатией, занимая бюджетную должность? Увы, сколько бы сотрудники нашего МИД-а не пытались приукрасить свои неощутимые заслуги в социальных сетях и на официальных сайтах, но даже гипотетических достижений обнаружить не удаётся. Отчего так происходит? Сегодня не ощущается математическая логика тех сообщений, которые поступают от МИД-а и от Лаврова, в первую очередь. Если прочитать заголовки сообщений, то они отнюдь не способствуют авторитету нашей страны. Примеров можно привести немало. Можно ли устранить эти недостатки? Можно, если в ВУЗ-е, где готовят будущих дипломатов, будут преподавать Начертательную Геометрию, потому что без знания Теоремы Перспективы, все дипломатические попытки урегулирования международных отношений становятся крайне бесперспективными. Реляции Лаврова лишены экстраполяционного анализа и выглядят до обидного беспомощно. Неспособность выстраивать площади обозримой обзорности ситуации приводит не только к политической близорукости, но порой и к беспримерной деструкции. А ведь существует целый Департамент в МИД-е, который занят взаимодействием со СМИ. И зачастую в первую очередь дипломатическая информация муссируется в тех СМИ, которые курирует та дама из Тамбова, о которой мы уже говорили.  Сегодня по просторам интернета пролетела фраза, которая сродни заплесневелому сыру (о котором так мечтают некоторые ходатаи за отмены санкций). Именно, когда Президент РФ в прекрасном Послании Федеральному Собранию РФ расставил акценты нашей внешней политики, вдруг господин Лавров (что указывается в заголовках статей), воскликнул, что Путин Владимир Владимирович «извинился» перед тем, кто инспирировал обстрел нашего военного самолёта. Но в данном сообщении Лавров полностью констатировал о никчёмности своей должности и журналистского освещения своей деятельности, тем более. Прошло более двух недель с момента предательской выходки со стороны потомков сельджуков. А тот, кто обязан проявлять дипломатичность и информированность (Начертательная Геометрия предполагает чёткую проецируемость линий) приводит данные ещё более давнего времени, говоря, что Президент РФ ранее извинился за то, что якобы наши самолёты нарушали воздушное пространство этого, прямо скажем, не очень древнего государства. Если наш Президент РФ ранее перед кем-то «извинялся», то для чего существует Дипведомство? Ведь о том, что говорит и делает Президент РФ можно и без Лаврова узнать на сайте Кремля. Причём, это всегда будет точная, оперативная информация. Но сегодня у нас существует МИД РФ, в МИД-е есть Департамент, который передаёт информацию для СМИ, но мы при этом не видим объективной информации. Вообще, дипломатия не подразумевает медийность. Дипломатия предполагает конечный результат, а не поток саморекламы.         

Наверное, современной журналистике следует задуматься о том, какие личности являются по-настоящему медийными (которые формируют медийное пространство) и те, кто гоняется за лучами несуществующей славы. Очень хочется, чтобы в СМИ было поменьше «самодеятельности», то есть песен, стихов, статей, которые далеки от профессионализма. И в этом отношении, полезно почаще вспоминать Владимира Семёновича Высоцкого:

 

О вкусах не спорят,

Есть тысяча мнений,

Я этот закон на себе испытал,-

Ведь даже Эйнштейн, физический гений

Весьма относительно всё понимал.

 

Говоря о проблемах Научной журналистики (см. ст. в «ППР» о Научной журналистике), можно сказать, что Высоцкий был тысячу раз прав, утверждая:

 

Вот уж, действительно,

Всё относительно!

Всё относительно, всё!

 

Эта песня была им написана в Питере, куда он любил приезжать, как он говорил, «набраться Питерских мозгов»… Недавно в Санкт-Петербурге на одном из торжеств, посвящённых 100-летию Теории Относительности, учёные вспоминали, как Владимир Высоцкий, выступая перед учёными со своими новыми работами, послушал и их мнение об Эйнштейне… Но об этом мы поговорим отдельно. Хотелось бы, чтобы сегодня некоторые СМИ, которые гордятся Тамбовским флёром, не пытались преподносить в качестве медийных личностей тех, кого в народе давно воспринимают как комедийных персонажей. Журналистика подразумевает достоверность.

 

Архип Каштелян

Просмотров: 334 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика