Четверг, 25.04.2024, 02:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Март » 3 » МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ или ОТЗВУКИ МЕДЕО В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
23:12
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ или ОТЗВУКИ МЕДЕО В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ

фото

Иногда случается, что, побывав на каком-нибудь мероприятии, так и не собраться с подготовкой статьи…Так произошло и после знакомства с Асей Алпеевой! Казалось бы, уже придумывались заголовки «Казахстанская Школа психологии опережает канадскую», или «В чём секрет Аси Алпеевой?», но нужные образы так и не приходили для своего воплощения в статью…

И тогда мы задумались, а в чём заключается этот феномен? Отгадка пришла только после знакомства с Петром Терменом на его занятии по Терменвоксу. Когда мы уже в редакции прослушали выступление Олеси Ростовской, которая и прическу предпочитает похожую на стиль Алпеевой, то ответ пришёл неожиданно! Конечно, как мы сразу не смогли догадаться «волос и голос». Эти звуковые ассоциации не родились в языковом аспекте на пустом месте! Ведь первые музыкальные инструменты в качестве струны использовали конский волос…

фото

Игру на Терменвоксе называют – «музыка на кончиках пальцев». Но разве любое искусство – это не музыка на кончиках пальцев? Художник создаёт свое полотно, скульптор – памятник, писатель – литературное произведение, танцор, вставая на цыпочки, тоже создаёт искусство «на кончиках пальцев»… А психолог? Талантливый психолог подходит к чужой душе с бережностью умелого садовника, прикасающегося бережно к лепесткам розы, аккуратно снимая гусениц, чтобы не повредить цветок…

И вспомнилось то, что Ася пришла в психологию, имея Консерваторское образование. Да, внутренний камертон её методики позволял безошибочно определить обертоны настроений слушателей…

И вот перед нами стоит Пётр Термен – воплощение скромной интеллигентности. Кто-то из зала фамильярным тоном задаёт вопрос:

 

- А какое у Вас образование?

 

И немного смутившись, Пётр отвечает:

 

- У меня – домашнее образование, правда, я вырос в семье терменвоксчиков, поэтому считаю себя тоже представителем Терменвокса…

 

Потом он ещё рассказывает о своих близких, а нам вспоминается одна лекция Надежды Яковлевны Томановской, когда она говорила:

 

- Пётр Ильич Чайковский получил домашнее музыкальное образование от своей мамы, потому что по образованию Чайковский был юристом! Модеста Петровича Мусоргского музыке обучал его отец – Гвардейский офицер в отставке, коротая в своём Псковском именье вечера… Как мы помним, Мусоргский сочинял музыку в свободное от службы время, будучи чиновников в Сенате. Александр Порфирьевич Бородин – профессор химии в Военно-Медицинской Академии, научные исследования которого в области органических фторсоединений не потеряли своей значимости и сегодня, музыке обучался в семье от старших братьев и сестёр на уроках домашнего музицирования. Николай Андреевич Римский –Корсаков, будучи морским офицером, и во время военных походов, в перерывах между вахтами создававший свои произведения, получил музыкальные знания от своей матери – Софьи Васильевны, которая была дочерью крепостной крестьянки…Вопрос, сколько сегодня нам нужно приложить усилий, чтобы уровень домашнего, повторяю ДОМАШНЕГО музицирования достиг уровня Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова?

 

Тогда, казалось, на этот вопрос никогда нельзя будет найти ответа… А сегодня он, этот ответ найден! Рядом с нами сидит совершенно очаровательная Катарина Кайллос. Она учится на Юридическом факультете Педагогического. На четвёртом курсе. Она приехала из Анголы. Мы спрашиваем её, говорили ли ей, что она очень похожа на Мишель Обаму? Конечно, Катарина моложе, но по красоте так похожа на Мишель. Катарина смеётся, удивляется, что мы её сравниваем с Мишель, которая и ей тоже нравится.

В Анголу она ездит на каникулы, после окончания учёбы мечтает поскорее приступить к юридической службе. Мы поинтересовались, что ей больше по душе: работа в суде, юристом в какой-нибудь фирме или прокурором. Катарина делится своим желанием стать прокурорским работником. Мы обращаемся к ней:

фото

- Значит, скоро в Анголе появится вторая Поклонская? Такая же обаятельная?

 

Катарина вновь улыбается своей восхитительной улыбкой… И мы ловим себя на мысли, что где-то уже встречали такую располагающую улыбку? Да, конечно, так заразительно и искренне улыбаться могла себе позволить Ася Алпеева.

Катарина сказала, что на Родине в Анголе очень популярна румба. И тут мы вспоминаем, что наша статья о танцевальной студии «Лето», где рассказывалось о румбе, неожиданно находила заинтересованных читателей на другом континенте…

Катарина любит джазовую музыку. Нет, сама она не поёт. Она поднимает свои красивые ладони к горлу и говорит:

 

- Мне не позволяет голос! Он у меня слабый.

 

- Но ведь юристу, а тем более будущему прокурору тоже нужен ГОЛОС! Ведь многие вопросы можно решить и голосом, не так ли?

 

- Так, так,- соглашается с нами Катарина.

 

Любопытно, что, когда мы спросили её, на каком факультете она учится, Катарина, глядя на нас, сказала торжественно:

 

- Я буду юристом, как и вы!

 

А ведь мы ничего не говорили об уровне своего образования… Просто представители «ППР» спросили Петра:

 

- Насколько законно использование японцами сегодня изобретения Вашего Прадеда, да ещё и с использованием матрёшки?

 

Мы поделились с перспективой передачи дела в Международный суд. Опять зловещая тень японского криминала нависла над художественным и музыкальным наследием нашей страны. Современная Япония не имеет собственных традиций в искусстве, но активно занимается всесторонним плагиатом. Пётр сказал, что ему японцы поведали «страшную тайну», что это они – японцы изобрели матрёшку, а потом привезли эту игрушку в Россию, где мы стали «перенимать японский опыт». Ловко придумано! Только на территории Японии не произрастают липы, из которых можно выточить матрёшку. Только село Семёновское и Сёмино, как и Похл-Майданское в Поволжье славятся своим деревянным рукоделием несколько сотен лет, а японцы отмечают «праздник» 7 февраля 1855 года. В этот день японцам Российские моряки подарили первую паровую машину. На территории Японии до этого не было ни одного токарного станка. Да и общаться «официально» Япония и Россия начали с 1855 года. Уж не подарили ли японцы матрёшки во время нападения на остров Кунашир, когда во время «посольской беседы» было совершено жестокое нападение на адмирала Головнина? Японская мифология сегодня успешно пропагандируется в мире…

И, сидя на лекции Петра Термена, слушая его музыку, которую он называет звёздной, космической, ледовой, мы вспоминаем о высокогорном катке Медео. Как будто звенит лёд под коньками олимпийских чемпионов…

Ася Алпеева приехала в Город на Неве из Казахстана, и хотя она уже почти двадцать лет в нашем городе, но она сохраняет причёску из множества длинных тонких косичек, которые как музыкальные струны сбегают по её плечам. Что нам понравилось тогда на Семинаре Аси? Она позволяла нам задавать вопросы, делать реплики. Для сравнения, психолог, которая заявила, что несколько лет работала в Канаде, не позволила нам задать ни одного вопроса. Этот стиль жёсткого менторства вряд ли приживётся в Северной Столице. В офисе претендентки на канадский стиль психологизма, её секретарь, несмотря на возраст, выглядела по-дилетантски напуганно, боясь даже в перерыве отвечать на вопросы. Те клише, которые они раздавали на карточках для ознакомления слушателям, были на редкость примитивны.

Пётр исполняет произведение на терменвоксе. Он сосредоточен и закрывает глаза, чтобы не отвлекаться…Внутреннее зрение. Как его недостаёт многим современным «психологам». То есть у таких специалистов присутствует только маска с полной духовной отчуждённостью. В терменвоксе – две антенны. Одна регулирует громкость, другая – тональность. Музыка и психология? Почему психологов не спрашивают изначально, могут ли они петь? Например, в ансамбле, или в хоре? Как правило, они предпочитают фальшивое соло. Вот один из слушателей, убелённый сединами, задаёт вопрос:

 

- Я не музыкант, я – врач…

 

Неважно, какой он задал вопрос, а важно, что, когда мы подошли и спросили его, кто он по профессии он ответил:

 

- Я психолог, но Вам психология не доступна! Любое Ваше мнение – не правильное!

 

- Почему?

 

- Потому что на свете существует только два мнение: моё и неправильное!

 

- А как Вы относитесь к мнению Альберта Александровича Крылова?

 

 

Господин «психолог» впал в глубокую задумчивость. И тогда наши коллеги утвердительно сказали ему, что вряд ли он сам когда-либо занимался психологией, потому что обычно психологи встают по стойке смирно при упоминании этой фамилии, потому что это имя Декана Факультета психологии, возглавлявшего его не один десяток лет…

Удалось узнать, что этот «психолог» посещает выступление Петра Термена уже пятнадцатый раз. Он напоминал злого волшебника, пытающегося поймать звуки волшебной флейты и упрятать её в мешок. Роль мешка выполняла его кожаная шапка ушанка, которую он нацепил настолько глубоко, что едва были видны злобные глаза, он заправил спущенные уши шапки под воротник. Словно на улице его ожидали крутые морозы. Он обратился к своему приятелю:

 

- Метро ещё ходит? Или поймаем последний автобус?

 

Времени было около десяти вечера… «Психолог», видимо, потерял ориентиры во времени. А вот его спутник – Машиах Владимирович Балагайль открыл свой портфель, где в безукоризненном порядке лежали документы, он вынул три странички, и передав их нам, спросил, есть ли у нас на примете интересные лекторы. Балагайль пытается осмыслить психолого-музыкальные аспекты современного общества. Он создал творческое объединение, где изучает аспекты творческого долголетия…

И мы подумали, что ему очень подойдёт Ася Алпеева. Музыкальный психолог.

 Среди других слушателей нас привлёк Александр Шеманаев – преподаватель Эстетического Центра. Он выпускник магистратуры ИТМО. Преподаёт программирование. Заметил такую интересную особенность, что подростки пятых классов быстрее осваивают программирование, чем учащиеся девятых классов. Он решил поинтересоваться этой разной способностью обучаемости у преподавательницы. Она объяснила, что в более раннем возрасте ещё «восприятие не замылено». И в этом Центре присутствие Аси Алпеевой было бы не лишним.

Мы попробовали в действии японскую игрушку. Получается, чтобы произвести какой-нибудь звук, нужно делать жест нападения над головой матрёшки. Пётр сказал, что японцы сделали второй вариант «инструмента», выполнив футляр в виде Панды. Матрёшка и Панда. Символы России и Китая, ненавистных японскому реваншизму. Символизм проглядывается однозначно. И японцам бы не помешали Семинары Аси Алпеевой, которая основывает свою методологию на Древней культуре Айнов. Горловое пение… Ведь Терменвокс оказывает на слушателей столь магическое действие, что создаётся ощущение голоса. Музыкальное произведение раскрывается с новой глубиной.

Японцы сейчас заявляют о своём долголетии. Лев Сергеевич Термен прожил почти сто лет, хотя в его жизни были и аресты, репрессии, награды, надуманная потеря Правительства к его творчеству. Но изобретательство и музыкальное дарование помогли всё это преодолеть. Поэтому-то японцы и уцепились за этот новый музыкальный стиль, назвав его «своим». Исполнительницы были в чёрных платьях, напоминающие концертные костюмы наших артистов Филармонии.

И тут в памяти возникает образ Леонида Сунгоркина. Леонид в переводе с греческого – Лев. Словно Лев Термен обрёл сегодня Нанайского Льва для защиты музыкальных традиций нашей страны. Ведь во время Первой Мировой войны Лев Сергеевич, познакомившись с бойцами с берегов Амура, заинтересовался их искусством горлового пения. А потом, будучи выпускником Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, Лев Термен смог электро-магнитное поле воспроизводить в прекрасные звуки старинной песенной традиции… Да, не зря, совсем не зря зазывали японцы Леонида Сунгоркина посетить Японию! После его возвращения японцы стали бы распространять очередной миф. Что это ему – Леониду японцы подарили халат с национальным «японским орнаментом».

По преданиям, Лев Термен подбирал форму антенны, ориентируясь на декор нанайцев, считая, что их орнамент представляет закодированную древнюю музыкальную запись.

И вот снова вспоминается один Семинар. Он назывался «Интуитивное питание». Но, к сожалению, там не затрагивался основной аспект – Духовной пищи. Вопросы внешности и забота о подборе продуктов к столу зачастую заменяют вопросы нравственного совершенствования. Кто-то заявил, что «стресс можно заесть». И этот досужий вымысел стал путешествовать из одной лекции незадачливых ораторов к другим…Потом стали усиленно навязывать образ – «90-60-90», тоже забывая о психологической притягательности внутреннего содержания. Потом пошла навязчивая реклама «модного» облика. Что характерно для той же Олеси Ростовской и Аси Алпеевой? Это концентрация спокойствия, когда сама внешность убаюкивающая, напоминает Колыбельную песню. А что мы видим на телеэкранах? Прыгающая жердь по сцене, готовая переломится в акробатических этюдах. И чем больше этой беготни по сцене, тем меньше спокойствия у зрителей в зале и у телеэкранов.

фотоИ ещё подумалось о том, что за все годы существования Арт галереи На Пушкинской 10, только Пётр Термен смог возродить в этом здании вкус подлинной эстетики, словно позволяя слушателям насладиться катанием на высокогорном Медео. Спускаясь по лестнице, мы заметили на полу старинный узор из мозаики на площадках. Да, в этих стенах участники новых семинаров должны познакомиться с творчеством Аси Алпеевой и Леонида Сунгоркина, потому что они являются носителями тех народных традиций, которые воплотил в своих инструментах Лев Термен.

Мы спрашивали слушателей, ПОЧЕМУ они пришли на эту лекцию. Вот что ответил Александр Шеманаев:

 

- Изобретение новых музыкальных инструментов меня очень интересует! Ведь в свободное от преподавания время я работаю над созданием собственных электромузыкальных инструментов!

 

Словом, народ у нас отличается беспредельной талантливостью, а, значит не за горами те времена, когда уровень домашнего музицирования дойдёт до вершин Чайковского, Мусоргского… Главное, чтобы был восстановлен психологический климат в обществе, было стремление восстанавливать свои где-то утраченные традиции. А для этого сегодня есть все возможности.

 

Ершов Павел Георгиевич,

Томановская Валентина Владимировна

 

Просмотров: 452 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика