Среда, 19.12.2018, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Ноябрь » 19 » БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА АДМИРАЛА БАЛЕТА, ГЕНЕРАЛА РАЗВЕДКИ и ГВАРДЕЙСКОГО КАПИТАНА
19:28
БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА АДМИРАЛА БАЛЕТА, ГЕНЕРАЛА РАЗВЕДКИ и ГВАРДЕЙСКОГО КАПИТАНА

https://pp.userapi.com/c840726/v840726755/48873/xtjxy0q7AM0.jpg

Мы расскажем об одной МОО «Созвездие», где уже не первый год занимаются приобщением детей к подлинному искусства танца… Нам позвонили из Гатчины, где в этом году проходил Форум Алексея Кравченко «Область добра», попросив непременно рассказать об организации «Созвездие».

Организация Межрегиональная, которая одинаково известна и в Санкт-Петербурге, и в Ленинградской области. Такие же многочисленные просьбы к нам приходили из Северной Столицы. Причём, что удивительно, к нам в редакцию обращались те, кто уже не первый год носит офицерские погоны, а чуткое отношение к культуре танца всё-таки сохранилось. И тогда-то мы решили поднять и свои редакционные архивы, чтобы понять, каким образом формируется авторитет НКО? Поговорим о достигнутых ими конкретных результатах. Немного предыстории.

В феврале этого года в Северной Столице отмечалась дата 1787 года, когда во Франции появился на свет один из учителей Балетной школы в России. Затем была традиционная Мартовская Конференция в Академии им. А. Вагановой, посвящённая творчеству Мариуса Петипа.

Жан Петипа – отец великого балетмейстера? Имеющий такую же загадочную историю своего происхождения, как и знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен…Считалось, что и тот и другой родились в семье башмачника…

Однако исследователи считают, что родоначальницей известной артистической династии была популярная актриса, имеющая прозвание – Пети-Па (Маленький Шаг). Тогда-то и родилась английская поговорка – «степ бай степ» - «шаг за шагом».

Вот такими небольшими шагами, словно смелая поступь разведчика, и шли наши Герои, означенные в заголовке, к своей цели. Какой? Кого мы называем Адмиралом Балета? Конечно, Николая Максимовича Цискаридзе. Когда он приехал в Северную Столицу из Москвы, то мощный шлейф неукротимых завистников примчался за ним в Питер, проводя интенсивную разрушительную работу, по сравнению с которой «Девятый вал» Айвазовского может показаться увеселительной прогулкой. Почему это можно утверждать? На полотне великого художника мы видим, по крайней мере, единство команды во время шторма. А тогда в недрах самой Академии зрели вулканы, то есть не было самого главного – сплочённой команды.

И вот именно в таких условиях Николай Максимович принял дерзновенное командование. Нужно было преодолеть многочисленные бюрократические рифы, но необходимо было залатать течи на корабле, на котором были не только моряки, забывшие, что такое морская дисциплина, но и пассажиры. Да, это сегодня Цискаридзе смог воспитать достойное поколение смелых юнг, которые стали его самыми надёжными помощниками, а тогда? Жалобы родителей, подученных опытными интриганами из числа недоброжелателей, мощными волнами обрушивались во все инстанции.

Была и ещё одна сложность. Мнимые союзники из числа театров (не будем сейчас называть, каких) формировали в своих трюмах бригады перебежчиков, провокаторов, диверсантов. Всё это, увы, было…

Достаточно сказать, что на одной из пресс-конференций мы получили самую жёсткую обструкцию от своих коллег из других СМИ, где нам открыто говорилось:

 

- Нас сотни СМИ, включая и профильные издания, и против нашего артналёта ОН не устоит! А если вы будете идти против ВСЕХ, то и вас сметут!

 

И тогда мы предприняли необычную тактику. Мы обратились за помощью к Общественной организации, где ценили искусство танцев. Дети и их родители? И преподаватели на общественных началах? Многое ли они могут? Многое! Если объединятся и выработают единую стратегию! Пришлось прибегнуть к новой тактике? Не открытой, а закрытой деятельности, выясняя кто, на каком этапе старается навредить мэтру балета? Вскоре выяснилось, что он был выбран в качестве «контрольной крепости». Оппонентам нужно было взять эту цитадель, чтобы дальше прорываться к политическим вершинам. Нам всем вместе удалось нейтрализовать противников, чтобы к моменту перевыборов конкуренты «забыли» о своих претензиях.

Но колоссальную работу проводил, несомненно, сам Ректор. Он, засучив рукава, драил палубы (тогда в Академии проходил ремонт), вникал во все мелочи образовательного процесса, возрождая музыкальную культуру. Вчера на Конференции, посвящённой Мариусу Петипа, Николай Максимович поведал, как вновь стала действовать Кафедра Истории балета. Но, главное, Цискаридзе стал формировать нерушимую команду своего флота. И самым ценным кадровым решением стало Приглашение Легенды отечественного балета – Олега Михайловича Виноградова, который накануне своего знаменитого Гала-концерта в БКЗ «Октябрьский» сказал на пресс-конференции:

 

- Он сумел создать такие прекрасные условия в Академии, которых не существовало и с момента её открытия!

 

И вот, спустя четыре года мы вновь в Академии. Сверкают металлом новые кабинки лифтов. Лестницы и коридоры устланы коврами. Отовсюду из кабинетов слышны звуки классической музыки. Но, что очень важно, изменился Дух Академии. Мы видим одухотворённые лица, лёгкие, элегантные походки учащихся. И фото, многочисленные картины на стенах, что создаёт удивительную ауру.

Балет? Моей самой первой статьёй был рассказ о балете «Золотая рыбка», который мне удалось посмотреть в Кировском театре, где когда-то в детстве выступала на сцене моя бабушка… Она сохранила самое трепетное отношение к этому искусству даже в суровое Блокадное время. И хотя она стала учёным в области органической химии, но неимоверную любовь к этому изящному творчеству она смогла привить в семье всем. Ведь балет способен пробуждать лучшее в каждом. С детства я занималась музыкой и фигурным катанием, а увидев «Золотую рыбку», пришла домой и написала свой рассказ, который и был напечатан в газете «Ленинские искры», когда мне было семь лет…

Поэтому-то, когда я слушала рассказ Виноградова о предстоящем Гала-концерте, то мысленно видела те незабываемые образы, которые нам дарит Классический балет. И сразу подумала, что он настоящий Гвардеец. А когда он рассказывал, что офицеры Кронштадта, невзирая на шторм или зимнюю вьюгу, устремлялись на балет, то сам он казался одним из тех офицеров, которые штурмуют трудности, чтобы достичь очередной Встречи с прекрасным.

И мне подумалось, а ведь вовсе неслучайно, что Жан Петипа родился в 1787 году, а в 1937 году в Городе на Неве, где и преподавал французский энтузиаст, родились и Олег Виноградов, а до этого в 1907 году Александр Иванович Пушкин. Символика дат и имён? Так получилось, что пресс-конференция Олега Виноградова накануне знаменитого концерта – эпохального события в истории балета, проходила в зале Пушкин гранд-отеля «Европа».

Объединённый балетный флот? О чём ещё в 2013 году мечтали в «Созвездии». На Концерте в «Октябрьском» мы увидели и Николая Цискаридзе, поздравившего Олега Михайловича с 60-летием творческой деятельности, и многих самых знаменитых солистов из театров Канады, США, Южной Кореи. Лучшие балетные исполнители из Новосибирска, Москвы, Ленинградской Области, Санкт-Петербурга подарили великолепные образцы своих балетных достижений. Большой театр, Мариинский театр, Михайловский театр, Частная балетная школа в лице гениального ученика – юного Стефана Отто вызывали бурю зрительских оваций. Были представлены и интересные композиции Хореографического отделения Школы профсоюзов. И, безусловно, каскад блистательных номеров представили ученики Академии Балета. Да, подлинному искусству сегодня сложно развиваться, но выстраивается, стройными парусниками, каждый год прирастает флот Николая Цискаридзе. И порой даже те, кто сегодня освоил только морские шлюпы, тоже с восторгом встают в этот строй.

Именно такое впечатление произвёл писатель, автор либретто балета для слепо-глухих исполнителей – Валентин Халецкий.

 

    

Мы разговорились с ним в кулуарах конференции, он нам темпераментно заявил:

 

- Мне вечером позвонили и сказали, что у меня будет всего десять минут для выступления на Конференции, посвящённой Мариусу Петипа, я бросил всё и вот я здесь! Ах, как жалко, что было мало времени! Столько хотелось рассказать!

 

Мы разговорились с ним, узнав, что приехал он из Москвы, но сам является уроженцем Донецка. Мы посоветовали ему непременно познакомиться с Сергеем Лисовским – Морским пехотинцем из Донецка, главным редактором газеты «Общество и Экология».

На Конференции мы услышали совершенно удивительные рассказы о том, какой сложный путь становления был у «Спящей красавицы» на сцене театров Неаполя и Милана. И опять, как и на Концерте Виноградова, мы смогли увидеть целый калейдоскоп самых выдающихся деятелей балета. Родина Болгарского балета? Королевский балет Лондона. Балетные школы в США. Иностранные языки не мешали находить общее понимание.

Так кто же был этим генералом разведки, который, безусловно, является надёжным кавалергардом Балета? Балета с заглавной буквы? Конечно, речь идёт о Георгии Сергеевиче Полтавченко. Несколько слов о том, как была достигнута Высочайшая цель, что весь 2018 год объявлен Годом Балета и Годом Мариуса Петипа? Сначала Николай Цискаридзе обратился с письмом к Губернатору Санкт-Петербурга с просьбой о том, чтобы была установлена Мемориальная доска в честь Мариуса Петипа. Изначально топонимическая комиссия пришла к выводу, что в увековечивании нет необходимости. Но? Надо знать Николая Максимовича, ведь он не зря так восхищался Блокадным наследием в Городе на Неве, пригласив в Академию учениц Блокадного города. Идеи Петипа стали громадной востребованностью для горожан. И тогда-то, Георгий Сергеевич Полтавченко, отец которого являлся Морским офицером, а мама была Блокадницей, проникся идеей не только установить Мемориальную доску в честь знаменитого балетмейстера, но и объявить 2018 год Годом Петипа!

Понятно, что два бывших разведчика (а бывших разведчиков не бывает) решили развивать идеи Адмирала Балета и Гвардейца балета, объявив Год Петипа в России. У Путина Владимира Владимировича отец служил в годы Великой Отечественной войны на Балтийском флоте, и ему вполне понятны стремления офицеров Кронштадта побывать на балете во времена Мариуса Петипа… Мама Президента РФ пережила Блокаду, и ему памятно, как ценилось хрупкое искусство Балета в нетопленных театрах, когда зрители не покидали зал даже во время воздушных тревог.

Становится крылатой фраза Президента РФ:

 

- Россия не имеет границ!

 

Да, искусство балета распространяется по всем континентам. Но сегодня это ещё и новые темы. В Сочи есть замечательный музей, посвящённый либреттисту С.Н. Худекову. Несомненно, за короткий регламент в 10 минут выступавшему было трудно представить тот колоссальный набор информации. Ведь Худеков был не только музыкантом, либреттистом, автором четырёхтомного издания по искусству танца, но и талантливым цветоводом, птицеводом, завоёвывая Золотые медали на Всемирных выставках.

И мы поговорили с музейщиком о том, а почему бы не создать балет «Гадкий утёнок»? Ведь образы Мадам Шталль – Утки Голландской породы возник у Ганса Христиана Андерсена, когда ему (несмотря на Рекомендательные письма) было отказано в приёме в Королевский балет. Увлекательна была и судьба самого Худекова, когда он создавал либретто, а потом ездил в Париж, разыскивая знаменитостей, чтобы они подписывали эти сочинения собственным именем, так как при дворе благоволили более к иностранным именам. Знаменательно, что коллекция Худекова по истории танца в количестве 18 тысяч томов располагалась на Стремянной улице. На той Стремянной улице, о которой мы недавно беседовали с коллегами из Франции на Конференции о Конном наследии России и Европы. Здесь, на Стремянной в издательстве журнала «Природа и люди» П.П. Сойкина собирались все интеллигенты России, включая Ивана Петровича Павлова, К. Э. Циолковского. Поговорив с коллегой из Сочи – Дмитрием Ивановичем Кривошапкой                  , мы пришли к выводу, а почему бы не создать Балет «Читающая и танцующая Россия»?

Тем много. Недавно нам позвонили наши друзья из ДПС, которые восприняли Год Петипа своим Профессиональным праздником на целый год. Регулировщик очень близок к элегантности солиста балета. Погони, романтика напряженных полицейских будней тоже может стать темой Балета. Того Балета, который объединял бы весь мир!

На показательном Уроке, посвящённом Александру Ивановичу Пушкину, блистательно исполненном, Николай Максимович назвал по имени и фамилии каждого ученика. Оказалось, что они представляют разные страны и народности, но балет сделал их одной командой Героических юнг, проявивших смелость, дерзость, незаурядное мастерство. Мы подошли к Николаю Максимовичу и сказали:

 

- Вот готовый балетный спектакль!

 

Ведь обычно на спектакле мы видим солиста, который выполняет сложный пируэт. А здесь мы увидели одновременно выполненные с необыкновенной точностью прыжки, фуэте. И складывалось впечатление, а не уроки ли А.И. Пушкина послужили композициям нашей авиации на авиа-парадах?

Балет таит в себе столько прекрасного и неразгаданного, что предстоящий Год Балета, Год Мариуса Петипа откроет перед Россией самые широкие горизонты. Так что же смогли сделать в МОО «Созвездие»? В этой Межрегиональной Общественной Организации смогли воспитать целую плеяду тех, кто сформировал этот Год Балета. Год Высокого танцевального искусства. Конечно, за два десятилетия работы этой организации было организовано немало смотров, конкурсов, гастрольных поездок по регионам РФ и в другие страны. Многие приезжают в Город на Неве, но, наверное, самое главное, что сформирован авангард единомышленников из числа родителей и воспитанников. Они связались с таким энтузиастом балета, как Николай Иванович Горбачёв, чтобы создать Музей-балетную студию в квартире балерины Дудинской…

Планов очень много. Ведь каждая скульптура на старинном фасаде Северной Столицы – это сюжет для балетного спектакля. Почему мы не называем имена руководителей НКО? Потому что здесь каждый ребёнок, пришедший сюда в пять лет, уже становится равноценным обладателем решающего голоса. Недавно мы услышали предложения от одного пятилетнего участника, а почему бы не сделать танцевальную композицию – Катальные горки. Нет, инициатива шла не от родителей, а от него после того, как он начал посещать обычные детские площадки, где установлены Городки с горками…

Мы обсуждали в «Созвездии» фильм, который в советском прокате назывался «Балерина», а дословно переводился «Мужчины в её жизни», но ведь главной сюжетной линией фильма прозвучала мысль о том, что героиня пришла в танец из цирка, будучи наездницей… Балет и конный спорт? О чём немало говорится в книге известного актёра Георгия Штиля. Драматическая составляющая рисунка танца? Об этом тоже немало говорится в «Созвездии». Спорт и танец? Об этом сегодня ведётся непрерывная дискуссия. В «Созвездии» выстроили концепцию:  Драматургия спорта, Драматургия танца, что обсуждается с мастером рукопашного боя – Андреем Грунтовским, который является не только спортсменом, но и архитектором и поэтом и драматургом.

Так в чём преимущество общественников? Здесь можно соединить поэзию танца, архитектуру постановки и драматургию образовательного процесса. Сегодня НКО, занимаясь кропотливой, но неустанной деятельностью могут дать новое направление развитие общественных процессов, создавая целые созвездия общественных активистов. А танец – это барометр общественной энергетики. Мы не указали даже имена наших многочисленных общественных экспертов, помогавших нам подготовить эту статью. Всех их можно назвать одним ёмким словом, которое и носит организация, - СОЗВЕЗДИЕ. Безусловно, нам помогали и наши многочисленные друзья из других НКО, таких, как «Невский Ангел», но о них мы постараемся поговорить отдельно.

 

Валентина Томановская

 

Просмотров: 170 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика