На семинар в Дом учёных вчера собиралась две недели! Почему? Потому что надеялась услышать доклад Галины Алексеевны Миролюбовой – ведущего сотрудника «Эрмитажа». Удивительно, что Галина Алексеевна, которая, по её словам, трудится в Главном музее страны 55 лет, но сохранила свежий, романтический взгляд на старинные литографии, письма, скупые сведения архивов.
Видимо, так же как и я думали многие. На заседании Секции Книжной графики было просто столпотворение! На Галину Алексеевну учёные собираются, как на выступление оперной знаменитости… И это чувствовалось по тому уровню разнообразных вопросов, которые последовали после окончания удивительного доклада.
Наверное, недавние Президентские выборы, прошедшие в воскресенье в Польше, имели своё ментальное воздействие. Прошло всего два дня после Выборов, и вот вечером во вторник возникли образы Польши, которая всегда была связана невидимыми нитями с Россией. Речь шла о библиофиле Адарюкове, который родился в Юго-Западной части Российской Империи. С детства он увлекался историей декабристского движения. В предыдущих статьях газеты «Поддержка Президентских реформ» уже отмечалось, что Польша имела значительное влияние на декабристов. Достаточно вспомнить службу в Литовском полку Павла Ивановича Пестеля – руководителя Южного Общества декабристов.
Всматриваясь в красивое лицо лектора, можно было убедиться, насколько своей тонкой красотой она напоминает «утончённых Польских красавиц», о которых упоминает Л.Н. Толстой в своём описании Польского бала, на который попадает супруга литературного персонажа – Пьера Безухова. По мнению, сидельца Ясной Поляны, Элен Безухова «затмила Польских красавиц». Так ли это было в действительности? При чтении книги «Война и мир» складывалось впечатление, что известный писатель не смог разгадать глубокого психологизма Польского влияния, которое не ограничивается внешним воздействием, а имеет корневое, многолетнее впечатление…
Перед слушателями возникает удивительный пласт истории, подкрепляемый многочисленными фотографиями, которые Галина Алексеевна всегда щедро приносит на каждую лекцию, превращая её в превосходный спектакль с захватывающим историческим сюжетом.
Итак, Владимир Яковлевич Адарюков сначала учился в Харькове, а потом прибыл в Северную Столицу, поступив в Константиновское Военное училище, которое готовило офицеров для службы в Варшаве. Не надо забывать, что родился он в памятном для истории Польши 1863 году…Галина Алексеевна представила фотографию портрета девушки, который долгие годы хранился в коллекции «Эрмитажа» с пометкой – «потрет неизвестной», а опытный искусствовед смогла узнать разгадку! Очаровательная девушка оказалась из известной семьи Сперанских… Удивительно, почему Адарюков, восхищая современников знанием родословной буквально каждого слуги из Царствующего дома, не оставил пометок с расшифровкой имени этой прекрасной незнакомки?
Осталась за кадром и его любовь к Польской актрисе, с которой он познакомился во время службы в Варшаве… Галина Алексеевна утверждала, что увлечение молодого офицера было столь сильным, что он старался сопровождать гастрольные поездки актрисы. Театр и собирание литературы о театре стало увлечением Адарюкова на всю жизнь. В Варшаве он становится вольнослушателем Варшавского университета, поступив на Факультет Истории литературы…
Забегая вперёд, следует отметить, что Вилли Александрович Петрицкий – Председатель этой Книжной секции в Доме учёных проявил, по обыкновению, необычайную эрудицию в освоении пласта Польской культуры. И здесь встаёт историческое значение общественного деятеля – Андрея Афанасьевича Самборского – уроженца Слободской Украины, которая территориально вошла в состав Харьковской Губернии. И снова невольно задумываешься о правомерности деления на Губернии – Харьковская, Киевская, где потом учился Самборский.
Сперанскому – будущему известному чиновнику было всего 6 лет, когда к его родителям приехал погостить Самборский… След Польской линии отчётливо прослеживается и в том, как формировались наставники Адарюкова. Например, «учителем» Адарюкова считают Дмитрия Васильевича Ульянинского, хотя он был старше Владимира Яковлевича всего на два года. Обычно разница в два года – это, практически, возраст сверстников, друзей. К тому же за плечами Адарюкова были годы военной службы в Варшаве. Почему он, вообще, решает сменить военную карьеру на «специальность» библиофила, перебравшись в Москву, но ненадолго. Вскоре он начинает себя пробовать на поприще искусствоведа в «Эрмитаже». Характерно, что Д.В. Ульянинский был учителем греческого языка у детей Льва Толстого. Тему для создания романа – возвращение из ссылки декабриста была подсказана писателю его тестем – Андреем Евстафьевичем Берсом.
Во время нашествия Наполеона семья Берсов укрылась в имении Шаховских, а Фёдор Пётрович Шаховской был декабристом, в юности он служил адъютантом у Ивана Фёдоровича Паскевича, который позднее был с 1832 по 1856 годы Наместником Царства Польского. То есть после Польского восстания 1831 года туда был назначен вполне лояльный к Польше руководитель, который внешне должен был подыгрывать Николаю Первому свою преданность…
Так вот откуда след «утончённых Польских красавиц» на балу в произведении Льва Толстого «Война и мир». Странная ситуация, зять решает написать роман-эпопею, а за советом обращается к тестю, который является, хотя и зажиточным, но просто аптекарем!
Обо всём этом подумалось, когда удалось рассмотреть фотографии редких гравюр, которые так талантливо подобрала Галина Алексеевна Миролюбова.
Вспомнился мой недавний спор, который проходил с одним гостем в кулуарах МедиаФорума, утверждавшего, что Лев Толстой был непревзойдённым художником слова, который «из воздуха» создавал своих персонажей, казавшихся читателю реальными людьми. Так ли это было в действительности? Какова была роль польских коллекционеров? Ведь поляки славятся редкостной бережливостью и стремлением сохранить историческую память!
И при этом мне подумалось о Красоте бережливости. Вопреки расточительности, которой многие предпочитали бравировать в дворянской среде, поляки продолжали неукоснительно соблюдать кропотливую бережливость.
Казалось бы, для чего Ульянинскому, будучи выпускником Физико-Математического факультета Московского университета, понадобилось столь радикально менять свою карьеру? Он пристроился на скромную должность Председателя Русского Библиографического общества и стал собирать свою коллекцию, которая состояла из библиографических справочников. Он давал уроки греческого языка в дворянских семьях, где была возможность получить в качестве вознаграждения доступ к старинным библиотекам…
Одарюков, последовав, видимо, примеру Льва Толстого, взял себе супругой купеческую дочь. В то время было распространено заключать альянс между дворянским титулом и материальной обеспеченностью. Но, возможно, были и другие, более весомые причины.
Ведь Викентий Павлович Ровинский – известный поэт, приучивший своего племянника к искусствоведению, тоже играл значительную роль в политической жизни Царской России.
Произведения искусства давали прекрасный повод встречаться, обсуждать массу вопросов, углубляясь в исторические дебри и строя прогнозы на будущее…
Дмитрий Александрович Ровинский, имея юридическое образование и отца – Главного полицеймейстера Москвы, предпочитает уйти в мир искусства? Не странно ли? К сожалению, тот же Лев Толстой в своих произведениях не отразил ту сложную картину иерархических хитросплетений в политическом раскладе Царской эпохи. Будучи англоманом, Толстой не счёл нужным проанализировать влияние Польской интеллигенции, а оно неизменно существовало. И было весьма ощутимым.
Так и сегодня, для многих политологов в России стал «неожиданным» политический расклад в Польше, а он складывается из традиционных предпочтений Хорового пения, существовавших в Польше многие века. «Аналитики» заявили, что за Бронислава Комаровского больше голосовали в городах, а в провинции опередил Анджей Дуда. В России существовало такое ироничное выражение – «спелись». Это означало, что хоровое пение подразумевало общность интересов. Вот и сегодня, на мой взгляд, можно считать отрадным фактом, что в Польше сохраняются традиции, в том числе музыкальные традиции… Живопись, музыка, песенное искусство связаны невидимыми нитями, что вдохновило Адарюкова заниматься историей Польши, в которой он открыл не разгаданную Польскую красоту. Ту красоту, запечатлённую и в архитектуре Северной Столицы, с которой мы сталкиваемся ежедневно, когда стремимся её заметить, а не пройти мимо.
И опять мне вспомнилась Кавалерийская карьера маршала Константина Рокоссовского, который учился конному мастерству в Городе на Неве. Мне было радостно сознавать, что несколько дней назад на Выставке «Иппосфера 2015» лошади из Польши арабской породы получили почётные Первое и Третье место. Значит, Польша снова сегодня завоёвывает себе первенство в красоте! А что может сравниться с красотой арабской лошади? И снова и снова захотелось полюбоваться на старинные, датированные 1816 годом, гравюры, хранящиеся в «Эрмитаже», которые запечатлели превосходных коней. Их бережно до нас донёс Адарюков… А искусствовед Миролюбова, напоминавшая внешностью царевну Милославскую, ознакомила участников Секции с историческим достоянием.
Валентина Владимировна Томановская
|